С 1 сентября должен вступить в силу анонсированный Украиной запрет на въезд в страну приднестровских автомобилей, владельцы которых не сменили номерные знаки на нейтральные. И, хотя до объявленной даты осталось несколько дней, пока неясно, вступит ли на этот раз запрет в силу и на каких условиях. В Тирасполе при этом грозят ответными мерами, если Кишинев и Киев все-таки введут запрет.
Что за запрет
Зарегистрированный в Приднестровье автотранспорт с 1 сентября не сможет въезжать в Украину. Согласно договоренности Кишинева и Киева, пересекать границу смогут только приднестровские автомобили с номерными знаками нейтрального образца (в Румынию уже давно нельзя въехать с приднестровскими номерами).
Пункты выдачи нейтральных номеров начали работать в Тирасполе и Рыбнице 1 сентября 2018 года. В этих пунктах автовладельцы из Приднестровья могут переоформить номера и получить нейтральные. На нейтральных номерах, дизайн которых утвердили Кишинев и Тирасполь, нет никакой символики или дополнительных обозначений: только три буквы и три цифры на белом фоне. Автовладелец также получает свидетельство о регистрации и стикер «MD», который он должен наклеить на заднее стекло автомобиля.
Но нейтральные номера не стали популярными в Приднестровье. По данным МИД непризнанного Приднестровья, нейтральные номера получили только 5% зарегистрированных в Приднестровье автомобилей.
Украина, напомним, еще в начале года собиралась запретить въезд в страну автомобилям с приднестровскими номерами, но по просьбе МИДЕИ введение запрета отложили. Позже появилась информация о том, что новые правила вступят в силу с 1 сентября.
Запретят или не запретят
Хотя до объявленной даты осталось несколько дней, неизвестно, вступит ли запрет в силу на этот раз и на каких условиях. Дело в том, что по требованию Кишинева у автовладельцев из Приднестровья, которые хотят пересечь границу, кроме нейтральных номерных знаков, должно быть водительское удостоверение Молдовы (или другой признанной страны). Это требование возмутило Тирасполь.
В Бюро реинтеграции NM не удалось получить комментарий о том, вступят ли в силу 1 сентября новые правила пересечения границы для приднестровских автовладельцев. В Бюро попросили направить им письменный запрос, ответ на который к моменту публикации не пришел.
Вице-премьер по реинтеграции Владислав Кульминский тоже отказался устно комментировать ситуацию, предложив NM дождаться ответа от пресс-службы. В Погранполиции NM сообщили, что будут действовать в рамках закона, отказавшись от других комментариев.
Между тем, по данным NM, такая неясность может быть связана с тем, что 27 августа в Молдову прибудет украинская делегация во главе с президентом Владимиром Зеленским, которая обсудит с молдавскими властями, в том числе, и этот вопрос. Пресс-секретарь президента Сорина Штефырцэ в беседе с NM не подтвердила, но и не опровергла эту информацию. Штерфырцэ сказала, что «встречи [с украинской делегацией] будут», но затруднилась сказать, какие вопросы на них будут обсуждать
В посольстве Украины в Молдове NM сообщили, что этот вопрос не в их компетенции, и порекомендовали обратиться в Пограничную службу Украины.
Тему запрета на пересечение границы автомобилей с приднестровскими номерами, отметим, поднимали на недавней встрече в Кишиневе президента Майи Санду с заместителем главы администрации президента России Дмитрием Козаком. «Президент Молдовы заверила меня, что никакой блокады не будет. И они делают все, чтобы она не наступила 1 сентября, когда наступают определенные ограничения. Исходя из того, что в Приднестровье живут молдавские граждане», — сказал Козак по итогам встречи с Санду (цитата по ТАСС).
Что говорят в Тирасполе
В МИД Приднестровья NM сообщили, что нейтральные номера получили 5,5 тыс. приднестровских автовладельцев, а в Приднестровье зарегистрировано около 110 тыс. автомобилей. В министерстве при этом отметили, что нейтральные номера потеряли привлекательность после введения Кишиневом дополнительных ограничений.
Тираспольские власти, напомним, неоднократно поднимали вопрос о проблемах, связанных с нейтральными номерами. Речь идет о том, что нейтральные номера не выдают грузопассажирскому транспорту, и о том, что приднестровских автовладельцев, получивших нейтральные номера, не выпускают за границу, если у них нет молдавского водительского удостоверения. «Молдавская сторона под надуманными предлогами уклоняется от урегулирования существующих проблемных вопросов, в том числе саботируя работу профильных экспертных групп», — сказали в МИД Приднестровья.
В ведомстве также подчеркнули, что считают недопустимым введение с 1 сентября запрета на въезд в Украину автомобилей с приднестровскими номерами. «В случае реализации этой деструктивной меры Приднестровье будет вынуждено адекватно реагировать с использованием всех доступных средств», — заявили во внешнеполитическом ведомстве непризнанной республики.
Что говорят эксперты
Бывший вице-премьер по реинтеграции Александр Фленкя отметил в беседе с NM, что решение о пересечении границы только с нейтральными номерами приняли еще в марте 2020 года. «Тогда Кишинев и Киев договорились, что нужно навести порядок с транспортом, чтобы границу пересекал только тот транспорт, который легально зарегистрирован в Молдове», — сказал Фленкя.
По его словам, и Кишинев, и Киев утвердили свои административные акты, чтобы этот механизм заработал. «Что касается Кишинева, никаких опровержений или административных актов, свидетельствующих о том, что что-то [до 1 сентября] может измениться, не было. Но за несколько дней до этой даты нельзя исключать разные сценарии», — считает эксперт.
Он также усомнился в том, что Тирасполь может ввести ответные меры. «Они воспринимают это как неизбежность. Прогнозы делать сложно, но Тирасполь не выиграет, обостряя ситуацию», — отметил Фленкя. По его словам, о позиции Тирасполя можно судить по двум показателям. Первый — это «спокойствие» приднестровской стороны. «Если бы там это воспринимали, как серьезную угрозу Приднестровью, то [глава местного МИД] Виталий Игнатьев работал бы очень активно, публично и шумно», — отметил Фленкя. Второй, по его словам — активная работа в августе Пунктов регистрации транспортных средств, после того как в июне Тирасполь приостановил работу этих пунктов.