У Генпрокуратуры не было доступа к расследованию дела о краже миллиарда из трех молдавских банков, а генпрокурор Александр Стояногло «не доверяет» экс-главе Антикоррупционной прокуратуры Виорелу Морарю. Об этом 11 декабря рассказал замгенпрокурора Руслан Попов на заседании парламентской комиссии по нацбезопасности. Попов сообщил, что через месяц Генпрокуратура сможет представить подробный отчет о расследовании кражи.
На заседании 11 декабря прокуратура должна была представить депутатам отчет о расследовании кражи миллиарда. Глава комиссии и депутат от Демпартии Александр Жиздан пояснил, что депутаты хотели выяснить в Генпрокуратуре, почему затягивается расследование кражи миллиарда.
Однако замгенпрокурора Руслан Попов отметил, что отчет готовил бывший и.о. генпрокурора Думитру Робу. «У прокуроров из Генпрокуратуры до сих пор не было доступа к этому делу. Мы не можем взять на себя ответственность за это [отчет, который представил Робу]», — cказал Попов.
«У правды не может быть двух лиц»
Он также отметил, что «расследование кражи миллиарда — один из приоритетов нового руководства Генпрокуратуры». Попов рассказал, что отстраненный от руководства Антикоррупционной прокуратурой Виорел Морарь только 10 декабря подчинился указу Стояногло о переводе на работу в генпрокуратуру и передал дела новому и.о. главы Антикоррупционной прокуратуры Серджиу Гаважуку.
Также Попов рассказал, что на прошлой неделе Стояногло виделся с послом США Дереком Хоганом и обсудил с ним возможную помощь ФБР в расследовании кражи миллиарда.
Расследование дел о краже миллиарда, по словам Попова, велось «хаотично», а у прокуроров не было конкретной стратегии расследования. Кроме того, Попов сказал, что расследованием занималась «ограниченная группа прокуроров», туда входили Виорел Морарь, Адриана Бецишор и еще несколько прокуроров и следователей».
В свою очередь Жиздан отметил, что «у правды не может быть двух лиц». «Людям уже кажется, что мы боремся с ветряными мельницами», — подчеркнул он.
Жиздан добавил, что прокуратура должна устроить пресс-конференцию и «объяснить все людям». Он несколько раз повторил, что «деньги надо вернуть».
Попов подчеркнул, что с 2015 по 2019 Антикоррупционную прокуратуру ни разу не проверяли, а единственная проверка началась на этой неделе по «личной инициативе генпрокурора».
Депутат блока ACUM Игорь Гросу отметил, что чувствует себя «оскорбленным» из-за того, что услышал от замгенпрокурора. «Вся страна следит за тем, как прокуратура, извините, заикается», — отметил он.
Попов на это ответил, что «Стояногло не доверяет Виорелу Морарю» и хочет все перепроверить.
«Морарь, Шмарарь…»
А депутат от блока ACUM Александр Слусарь подчеркнул, что Стояногло вступил в должность около двух недель назад и в первую очередь должен был ознакомиться с тем, как идет расследование банковской кражи.
«Вы можете их переводить или вешать. Не важно, кто там: Морарь, Шмарарь… Генпрокуратура могла запросить эти документы. Почему генпрокуратура их не запросила?» — недоумевал Слусарь.
В ответ на это Попов отметил, что «14 дней — это слишком маленький срок». Он подчеркнул, что Стояногло намерен создать рабочую группу лля расследования кражи миллиарда. Попов пообещал за месяц подготовить отчет Генпрокуратуры об этом деле.
В свою очередь депутат от блока ACUM Лилиан Карп возмутился тем, что Стояногло, сказал, что в отчете Kroll мало конкретной информации. Карп подчеркнул, что комиссия, расследовавшая кражу миллиарда, получила «сотни страниц», где было написано, «кто и какие суммы получил».
Ответом Стояногло возмутились и депутаты от блока ACUM Оазу Нантой и Кирилл Моцпан. Жиздан несколько раз их прерывал, отметив, что депутаты «комментируют информацию из прессы и из Facebook».
В итоге парламентарии согласились с тем, что через месяц Генпрокуратура представит подробный отчет о расследовании кражи миллиарда.