Natalia Titova/NewsMaker

«Его оставили в крови, но в его теле еще билось сердце». Родители погибших в ДТП детей рассказали свои истории на протесте в Кишиневе

В воскресенье, 1 октября, в центре Кишинева прошел марш за ужесточение наказания за езду в пьяном виде. Его организовали Марчела Палади, лишившаяся ног в результате ДТП на виадуке, родители и близкие тех, кто погиб или получил увечья в авариях, группа велосипедистов и другие активисты. Они принесли фотографии погибших родных — чаще детей и плакаты с надписями: «Водители, вы тоже родители», «Просим наказания для убийц», «Превышая скорость, ты можешь лишить кого-то жизни», «Скажи нет алкоголю за рулем» и другие.

От том, как проходила акция, о чем с дрожью в голосе и руках говорили собравшиеся, и к чему пришли — читайте в репортаже NewsMaker.

«Нас слышат только через боль»

Воскресным утром в центре столицы тихо и немноголюдно. И только у здания правительства, где собрались активисты и журналисты, заметное оживление. Сюда пришли люди с плакатами и большими фотографиями, чтобы напомнить о себе, о своем горе, и в который раз рассказать, как обивали пороги судов и как пытаются жить, оставшись без тех, кто когда-то был смыслом. Всем приходящим на акцию организаторы раздают белые и черные шары — как символ жизни и смерти, страданий и надежды.

Еще до начала официальной части участники, некоторых из которых уже узнают по многочисленным репортажам, рассказывают журналистам, зачем пришли, чего требуют и почему считают это важным. Среди них — мать девочки, сбитой насмерть троллейбусом на Чеканах.

Среди узнаваемых родителей и мать мальчика, тоже сбитого насмерть на Ботанике на нерегулируемом пешеходном переходе, отец чемпиона по велоспорту, тоже сбитого насмерть, и Марчела Палади, ставшая символом стойкости, оптимизма и борьбы за жизнь. О других родителях, тоже пришедших с фотографиями погибших детей, неизвестно почти ничего: трагические события, о которых они расскажут чуть позже, произошли пять и более лет назад. Осталась только боль и судебные заседания, тянущиеся годами.

Natalia Titova/NewsMaker

Открыла акцию Марчела Палади:

«К сожалению, нас слышат только через боль. Мы пришли с разбитыми душами и болью, которая нас объединяет. Хочется, чтобы мы собрались на  хороший праздник, а не почтить память людей, друзей, родственников, погибших в результате несчастных случаев, вызванных глупостью других», — заявила она.

Natalia Titova/NewsMaker

Основное требование собравшихся — принятие закона №24, который предусматривает реальное лишение свободы за езду в пьяном виде, приведшую к ДТП и гибели участников движения. О требованиях участников говорил и отец сбитого насмерть на дороге чемпиона по велоспорту Валериана Райляна, уточнив, что Молдове достаточно перенять опыт Румынии, где уже приняли «Закон Анастасии»*.

Natalia Titova/NewsMaker

*Закон назвали именем 4-летней девочки, погибшей под колесами машины, которой управляла 28-летняя водитель без прав. Согласно закону, водители, виновные в авариях со смертельным исходом в состоянии алкогольного, наркотического опьянения или без водительских прав, получают реальный, а не условный срок лишения свободы.

«Они продолжают жить обычной жизнью, а мы медленно погибаем»

Среди выступающих были не только жители Кишинева, но и других районов Молдовы. Тут и бабушка 17-летней девушки, погибшей в ДТП в Сынжерейском районе в апреле 2021 года. Она рассказала, что судебные разбирательства продолжаются до сих пор: адвокаты подозреваемого подают апелляции, многие заседания откладывают или переносят по самым разным причинам. А она все это время вынуждена ездить в Сынжерей и Бельцы.

Другой выступающий рассказал о ДТП, произошедшем в 2021 году в районе Штефан-Водэ, в результате которого погибли шесть человек. Тогда, по словам мужчины, на встречную полосу выехал большегруз, который столкнулся с автомобилем, в котором ехали три семьи. Сиротами остались трое детей — 8 месяцев, полутора и трех лет. Виновного водителя приговорили к 4 годам лишения свободы: «Получается менее года на каждого погибшего», — резюмировал он.

Выступающие брали дрожащими руками мегафон, чтобы, сдерживая слезы, рассказать, как выживают, как потеряли смысл, как ждут от заседания до заседания. Выступления часто прерываются — даже спустя годы родные не могут сдержать слезы, задерживают дыхание и снова берут мегафон, чтобы в очередной раз повторить страшную историю семьи, которой больше нет.

«Они продолжают жить обычной жизнью, а мы медленно погибаем. И ждем справедливости, ждем сурового наказания», — рассказала мать 10-летнего мальчика, сбитого насмерть на Ботанике.

«Мы не вернем своего ребенка, а этот индивид до сих пор делает селфи в машине»

Полтора часа собравшиеся делились историями, тянущимися годами, в которых и боль, и страдание, и безнадежность, и отчаяние, и слезы — много слез.

Мужчина, взявший мегафон следующим, уже не сдерживая дрожь в голосе, рассказал об аварии, которая произошла в августе 2018 года: на зеленый сигнал светофора в его машину врезалась другая машина, которая, по его словам, двигалась со скоростью 200 км/ч. Погиб ребенок.

«С тех пор прошло пять лет. И все пять лет продолжаются судебные разбирательства. И всякий раз мы прилетаем из Ирландии на заседание суда. Около 50 перелетов на заседания, из которых состоялось только 20. […] Мы не вернем своего ребенка, а этот индивид до сих пор ездит за рулем и делает селфи в машине», — делится мужчина и, уже не сдерживая слезы, передает мегафон.

Natalia Titova/NewsMaker

Женщина, стоящая рядом, рассказала о событиях восьмилетней давности, от которых она до сих пор не может оправиться — виновный в ДТП продолжает писать апелляции, в которых просит смягчить наказание, а она — ходить по судебным инстанциям.

«Если вы рассказывали новые истории, то моя — очень старая и очень грустная. 15 января 2015 года мой мальчик, ученик лицея во Флорештах, с группой друзей пошел колядовать и больше не вернулся. Его нашли на одном из перекрестков. Его оставили в крови, но в его теле все еще билось сердце. Его убийца был пьяным и ехал на максимальной скорости. Он переехал ребенка. Представьте, переехать через мальчика 11 лет. Люди добрые, скажите, можно ли переехать ребенка ростом 1,66 метра и не заметить его — это же не воробей, не котенок. За восемь с половиной лет я прошла три суда. Люди закона, если вы существуете, — услышьте нас! […] С тех пор я больше не живу, не существую, стою на коленях у креста и памятника моего ребенка — кладбище через дорогу», — то и дело переходя на слезы рассказала женщина.

В каждой новой истории — боль и утрата, искалеченные жизни и семьи, дети, которых не вернуть, и смыслы, которых не обрести. Все они разные и такие похожие. Собравшиеся друг за другом говорили о справедливости и наказании — за гибель своих родных.

Спустя полтора часа собравшиеся прошли от площади до здания парламента. К 12 часам город проснулся. Некоторые прохожие, как часто бывает, с интересом наблюдали за шествием, туристы — снимали на камеру.

Natalia Titova/NewsMaker

На ступенях парламента мегафон снова взяла Марчела Палади, которая повторила призыв участников: ужесточить наказание для виновных в ДТП и добавила, что ее друзья говорят, что виновному из-за которого она лишилась обеих ног, — дали «по году за каждую ногу». В  «тюрьме, в которую он ходит, как в гостиницу» (водитель Гергий Бегу, по вине которого Марчела Палади лишилась ног, приговорили к двум годам лишения свободы в колонии открытого типа — NM).

Natalia Titova/NewsMaker

В заключение организаторы пообещали продолжить акции и понадеялись, что в следующий раз собравшихся будет значительно больше. Хотя трагедии, которые им довелось пережить, они бы никому  не пожелали.


Подписывайтесь на наш Telegram-канал @newsmakerlive. Там оперативно появляется все, что важно знать прямо сейчас о Молдове и регионе.



Хотите поддержать то, что мы делаем?

Вы можете внести вклад в качественную журналистику, поддержав нас единоразово через систему E-commerce от банка maib или оформить ежемесячную подписку на Patreon! Так вы станете частью изменения Молдовы к лучшему. Благодаря вашей поддержке мы сможем реализовывать еще больше новых и важных проектов и оставаться независимыми. Независимо от того, как вы нас поддержите, вы получите небольшой подарок. Переходите по ссылке, чтобы стать нашим соучастником. Это не сложно и даже приятно.

Поддержи NewsMaker!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Похожие материалы

5
Опрос по умолчанию

Вам понравился наш плагин?

Andrei Mardari / NewsMaker

В Молдове могут на год ввести мораторий на набор сотрудников в госучреждения

В Молдове могут ввести временный мораторий на набор сотрудников в госучреждения, включая Национальную кассу социального страхования и Национальную компанию медицинского страхования. Проект, разработанный министерством финансов, вынесли на общественные консультации, сообщает Moldova1.

Минфин предлагает ввести мораторий до конца 2026 года. Он распространяется на все вакантные должности, зарегистрированные до 30 ноября 2025 года. По оценкам министерства, мера затронет 9,2 тыс. вакансий в органах центральной власти и 7,7 тыс. — в органах местной власти.

При этом для мэрий, Национальной кассы соцстрахования и Национальной компании медицинского страхования решение носит рекомендательный характер.

В пояснительной записке к проекту говорится, что в 2026 году расходы на оплату труда бюджетников составят 32,8 млрд леев. Это на 10% больше, чем в этом году. Рост связан, в том числе, с увеличением базовой величины для расчета зарплат с 2200 до 2400 леев и повышением минимальной зарплаты с 5500 до 6300 леев. Цель проекта — не выйти за рамки предусмотренных расходов и не превысить долю этих расходов в ВВП.

(HG) – Proiect de hotărâre a Guvernului pentru stabilirea moratoriului temporar privind încadrarea personal… by Bogdan Nigai

***

Напомним, что в 2019 году такой же мораторий ввело правительство Иона Кику, чтобы более «эффективно использовать финансовые ресурсы». Решение кабмина последовало за принятием закона о новой системе оплаты труда в бюджетной сфере, который предполагал, что до 2021 года зарплата работников бюджетной сферы вырастет в среднем на 30%, а работников мэрий — на 55%.

Тогда министерство финансов объяснило свое предложение, отметив, что повысить зарплаты за счет новой системы оплаты труда в бюджетном секторе эффективнее, чем заложить в бюджет деньги на зарплаты «потенциальных» работников, число которых в течение года варьируется от 3% до 11% от общего числа рабочих мест.

В 2021 году правительство Натальи Гаврилицы также ввело мораторий на набор сотрудников в госучреждения.


Подписывайтесь на наш Telegram-канал @newsmakerlive. Там оперативно появляется все, что важно знать прямо сейчас о Молдове и регионе.



Хотите поддержать то, что мы делаем?

Вы можете внести вклад в качественную журналистику, поддержав нас единоразово через систему E-commerce от банка maib или оформить ежемесячную подписку на Patreon! Так вы станете частью изменения Молдовы к лучшему. Благодаря вашей поддержке мы сможем реализовывать еще больше новых и важных проектов и оставаться независимыми. Независимо от того, как вы нас поддержите, вы получите небольшой подарок. Переходите по ссылке, чтобы стать нашим соучастником. Это не сложно и даже приятно.

Поддержи NewsMaker!
Больше нет статей для показа
5
Опрос по умолчанию

Вам понравился наш плагин?

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: