Обвинения против Виорела Мораря, возглавлявшего Антикорруцпионную прокуратуру, строятся на показаниях одного из его бывших подчиненных. Об этом заявил в суде Морарь. Его слова подтвердил прокурор Владислав Кэручеру, который ведет дело. О том, как в суде шесть часов рассматривали запрос прокуроров об аресте Мораря, и почему из зала суда выставили гражданского активиста Павла Григорчука, — в репортаже NM.
«Морарь должен сидеть в тюрьме»
В суд столичного сектора Чеканы, который 13 января рассматривал запрос прокуроров о предварительном аресте Мораря, его доставили шесть бойцов Fulger. Морарь был спокоен, когда конвоиры спешно вели его по коридору, отталкивая журналистов, и, когда пришедшие на суд активисты выкрикивали: «Морарь должен сидеть в тюрьме». Морарь даже пытался шутить: например, поблагодарил гражданского активиста Павла Григорчука, который пытался передать Морарю чай и сухари, сказав, «что справится сам», и поинтересовался, «не из цирка» ли Григорчук.
Заседание суда началось в 10:20, а решение огласили в 16:30. При этом 72 часа с момента задержания Мораря истекли в 15:59 (по закону в Молдове без решения суда могут задержать не более чем на 72 часа). Гражданские активисты, после того как этот срок вышел, заявили, что Мораря далее держат под стражей незаконно, на что прокурор Кэручеру ответил, что этот вопрос сейчас находится в компетенции суда, а не прокуратуры.
Кэручеру также объяснил, что прокуратура требует поместить Мораря под предварительный арест, чтобы он не смог повлиять на свидетелей по делу, некоторые из которых его бывшие подчиненные. Кэручеру отметил, что одного из них уже допросили.
«Если я кому-то угрожаю, то обещания свои выполняю»
Суд рассматривал ходатайство прокуроров об аресте Мораря в закрытом режиме. При этом решение суд огласил публично.
Ожидая решения, Морарь рассказал журналистам, которых пустили в зал, что обвинения против него строятся на показаниях одного из его подчиненных, который сообщил, что «начал одно уголовное дело» по указанию Мораря. Также Морарь пожаловался, что ему не показали ни одного документа, который он подделал, как утверждает обвинение.
На вопрос одного из журналистов, угрожал ли Морарь главному свидетелю (на основании показаний которого открыли дело), Морарь не без иронии отметил: «Если я кому-то угрожаю, то обещания свои выполняю». И добавил, видимо, говоря о допросе в прокуратуре после задержания: «Я находился перед прокурором, госадвокатом и двумя бойцами Fulger. Если бы я и захотел ему угрожать, то они [бойцы Fulger] физически сильнее меня».
Мораря прервал Григорчук, который закричал на весь зал: «Здесь ваше место! Вы должны сидеть в тюрьме, ваше имущество должны конфисковать. Все, что вы наворовали, должно быть конфисковано в пользу общества».
Адвокат Мораря Василий Флотя обратился к прокурору, заявив, что на его подзащитного давят. После этого несколько бойцов Fulger силой вывели Григорчука из зала суда. Активист продолжал кричать из коридора.
«Нет не единого доказательства»
Тем временем в зал вернулся судья и огласил решение. Ходатайство прокурора удовлетворили частично: суд постановил поместить Мораря под предварительный арест на 20 суток, тогда как прокуроры просили 30 суток. Пока не известно, где Мораря будут содержать под арестом. По словам его адвоката, решение об этом должен принять прокурор.
Кроме того, адвокат Флотя отметил, что прокурор не представил «ни единого доказательства», которое бы обосновывало арест его подзащитного. Флотя подчеркнул, что требовал, чтобы заседание проходило в открытом режиме, чтобы «у общества сложилось верное представление о происходящем». Но суд в этом отказал.
***
Виорела Мораря задержали в пятницу, 10 января. На следующий день ему предъявили обвинения в злоупотреблении служебным положением и указании ложных данных в официальных документах.
По материалам следствия, в марте 2017 года Морарь незаконно зарегистрировал жалобу экс-лидера Демократической партии Владимира Плахотнюка и завел уголовное дело, указав в документах ложные данные о расследовании. Как отметили в Генпрокуратуре, «он сделал это в личных интересах, а также в интересах заявителя и людей из его окружения».
По версии следствия, Морарь «защищал Плахотнюка и его людей от подозрений по делу о краже миллиарда, тем самым препятствуя быстрому, полному и объективному расследованию этого уголовного дела».
9 декабря Мораря временно отстранили от должности главы Антикоррупционной прокуратуры на время проверки в этой прокуратуре и перевели работать в один из отделов Генпрокуратуры. А 11 января, по информации Генпрокуратуры, Мораря «отстранили от последней должности, которую он занимал» в системе прокуратуры.
Адвокат Флотя сообщил NM, что ни он, ни его подзащитный официального указа об отстранении Мораря от должности не видели. Флотя подчеркнул, что впервые услышал об этом 13 января от прокурора.