Депутаты от партии «Шор» Марина Таубер и Илан Шор 26 мая снова лишились иммунитета. Но этот вопрос депутаты парламента обсуждали более 3-х часов. NM рассказывает, почему и.о. генпрокурора на этот раз уверен в обоснованности обвинений, почему коммунисты покинули зал заседаний и как на заседании снова вспомнили Владимира Филата и бабушку Марины Таубер.
Что вменяют Шору
Придя в парламент, и.о.генпрокурора Думитру Робу заявил, что дело против Шора завели на основании весомых доказательств его причастности к отмыванию денег в особо крупном размере. Робу уточнил, что связано оно именно с «кражей миллиарда».
По словам Робу, есть достаточно доказательств того, что Шор с августа 2012 года по сентябрь 2013 года организовал «преступную группировку» для отмывания денег из банковской системы Молдовы: он взял под контроль коммерческие банки Banca de Economii, Unibank и Banca Sociala.
И.о. генпрокурора отметил, что это было сделано для финансирования криминальной группы Шора и «криминальной группы Владимир Плахотнюка». Свои действия Шор, по словам Робу, координировал с Плахотнюком, Вячеславом Платоном и экс-депутатом от Демпартии Владимиром Андронаке.
Что вменяют Таубер
Прокуратура возбудила уголовное дело против Марины Таубер по факту отмывания денег в особо крупном размере. По словам Робу, у прокуратуры есть доказательства того, что с 2013 по 2014 год, будучи «членом преступной группы, управляемой Иланом Шором», Таубер оказывала помощь в совершении преступлений и мошенничестве.
Как Шору не дали выйти связь
В начале заседания Таубер сообщила, что Шор намерен выступить перед пленумом парламента по видеосвязи.
«В прошлый раз вы сказали, что это невозможно по техническим причинам. Сейчас я вижу, что экран работает», — сказала Таубер.
Спикер парламента Игорь Гросу отказал. Он сослался на закон, который гласит, что депутат обязан присутствовать на заседаниях парламента и постоянных комиссий, в которых состоит. Если депутат не может присутствовать по уважительным причинам, он должен сообщить секретариату парламента или постоянному бюро эти причины.
«У Илана Шора было достаточно времени купить билет [в Молдову]. Если у него какие-то финансовые проблемы, он мог направить запрос в секретариат парламента. И я уверен, что мы выделили бы ему из бюджета деньги на билет в одно направление», — ответил Гросу.
Депутат от партии «Шор» Регина Апостолова, в свою очередь, обвинила Робу в том, что после неоднократного снятия иммунитета с Шора, дело дальше не продвигалось.
«Вы говорите, что не можете его допросить. Вот, пожалуйста, он мог сегодня выступить перед пленумом парламента, и вы могли задать ему все интересующие вас вопросы. Но ему отказали в выступлении», — добавила Апостолова.
«Мы, фракция партии „Шор“, задаемся вопросом, действительно ли вы, господин Гросу, и ваша партия хотите знать правду о краже миллиарда», — подытожила Марина Таубер.
Дойдет ли дело до суда?
Депутат от партии «Действие и солидарность» (PAS) Лилиан Карп спросил, дойдут ли в этот раз оба дела до суда.
«Последний раз, когда снимали депутатский иммунитет, начиналось шоу от прокуратуры „Прости меня“, потому что иммунитет снимали, а дальше дело не доходило до логического завершения. Убедительны ли материалы этого дела для подачи иска? Иначе люди недоумевают: все видно, все знают, кто украл, как украл, где деньги. А когда дело доходит до осуждения — их нет. У вас есть необходимые аргументы?» — спросил Карп.
В ответ Думитру Робу заверил, что необходимые аргументы есть, и дела обязательно дойдут до суда: «Уверяю вас, что дело, в котором фигурируют Илан Шор и Марина Таубер, будет завершено и передано в суд».
Он добавил, что дела касаются нескольких эпизодов «кражи века».
«Сейчас есть достаточно доказательств причастности этих людей [Таубер и Шора] к совершению указанных преступлений», — сказал Робу.
Где деньги сейчас?
Депутат от PAS Игорь Кириак спросил у Робу, знает ли прокуратура, где сейчас деньги и имущество, полученное вследствие «кражи миллиарда».
Робу ответил, что прокуроры Антикоррупционной прокуратуры совместно с другими институтами Молдовы приложили большие усилия, чтобы идентифицировать и установить часть имущества, полученного в ходе «кражи века».
«Сейчас мы рассчитываем вернуть в бюджет 33% от общего ущерба. Идет работа над тем, чтобы вернуть все 100% ущерба», — заверил Робу.
А как же Филат и Лянкэ?
Депутат от партии «Шор» Денис Уланов напомнил Робу об участии в банковских кражах двух бывших премьер-министров Молдовы — Владимира Филата и Юрия Лянкэ.
«Банковская схема кражи миллиарда была придумана Филатом, реализована под давлением Филата и политически крышевалась Филатом и другими, например, Лянкэ. Почему сейчас вы меняете статус Илана Шора со свидетеля на обвиняемого, и почему вы не желаете изменить процессуальный статус того же Лянкэ?» — спросил Уланов.
Робу ответил. что уголовное дело, заведенное против Шора, заведено и против других лиц.
«Расследование идет против всех, участвовавших в отмывании денег. Я вас уверяю, что все, задействованные в банковском мошенничестве, подвергнутся расследованию, независимо от их статуса», — заверил Робу.
Таубер попросила и.о. генпрокурора уточнить: именно Филат фигурирует сейчас в деле. Робу ответил, что не имеет права оглашать имена тех, кто еще фигурирует в деле о банковском мошенничестве.
Чем были недовольны коммунисты
Коммунисты во время обсуждений сконцентрировались на процедурных нормах. Депутат-коммунист Олег Рейдман спросил у Робу, «когда и кому он давал присягу», и имеет ли право и. о. генпрокурора запрашивать снятие иммунитета с депутатов.
Робу ответил, что давал присягу еще в 2006 году, когда его назначали на должность прокурора. «Все действия, которые я сейчас совершаю, полностью соответствуют Конституции Молдовы и законам Молдовы», — заявил Робу.
Позже такой же вопрос задала депутат-коммунист Диана Караман председателю юридической парламентской комиссии, депутату от PAS Олесе Стамате. Караман попросила Стамате зачитать ту часть закона, в которой указано, может ли и.о генпрокурора запрашивать снятие мандата. Стамате, в свою очередь, ответила, что не знает законы наизусть, но как только «вернется к ноутбуку — сможет дать ответ».
В итоге коммунисты решили покинуть зал заседаний, так как не получили ответы на свои вопросы и не хотели голосовать по вопросу о снятии иммунитета. Вслед им Стамате выкрикнула, что, согласно закону, и.о генпрокурора обладает теми же полномочиями, что и прокурор.
В зале раздались аплодисменты. Коммунисты, однако, все же покинули зал заседаний.
При чем тут бабушка Таубер
Таубер в своем выступлении заявила, что не знает, зачем и.о. генпрокурора пришел сегодня в парламент, и почему с нее хотят снять депутатский иммунитет.
Она сказала, что сегодняшнее заседание парламента смотрит ее бабушка: «У нее точно появится вопрос, где все эти миллионы, миллиарды евро и леев, о которых вы говорите».
Любые доказательства своей вины Таубер назвала ложными. По ее словам, правящая партия PAS «оказывает на прокуратуру давление». Таубер настаивала на том, что президент Майя Санду тоже «является участницей кражи века», так как была министром при премьерстве Филата. Таубер отметила, что сейчас государство действует по принципу 90-х годов. «По сути, государство поступило с Иланом Шором, как рэкетиры 90-х: забрали, отобрали банки и поставили на счетчик», — заявила Таубер.
По итогу заседания за снятие иммунитета с Шор и Таубер проголосовали депутаты от PAS и самой партии «Шор». Однопартийцы фигурантов уголовных дел объяснили это тем, что им «нечего скрывать». Таубер и Шор снова остались без депутатского иммунитета.
***
Напомним, Генпрокуратура 19 мая запросила у парламента снятие депутатского иммунитета с депутатов от партии «Шор» Марины Таубер и Илана Шора. В парламент поступило четыре запроса от Генпрокуратуры. Два — о снятии иммунитета с Марины Таубер, и два — с Илана Шора.
Так, два запроса касаются ст. 243 части 3 (а,b) Уголовного Кодекса Молдовы — «Отмывание денег». За это депутатам грозит лишение свободы на срок от 5 до 10 лет. Другие два запроса касаются ст. 190 части 5 Уголовного Кодекса Молдовы — «Мошенничество, совершенное в особо крупных размерах». В таком случае депутатам грозит лишение свободы на срок от 8 до 15 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью 5 лет.
Таубер назвала запросы о лишении депутатского иммунитета «политической расправой».
Отметим, Илан Шор находится в международном розыске. По данным Генпрокуратуры на начало 2022 года, Шор находится в Израиле. Туда направляли запрос об экстрадиции депутата, однако в ней уже один раз было отказано.
С Марины Таубер уже снимали депутатский иммунитет в сентябре 2019 года. Ее подозревали в причастности к банковским аферам. В 2021 году генпрокурор Александр Стояногло заявил, что дело против Марины Таубер было политическим.
Подписывайтесь на Telegram-канал NewsMaker. Там коротко и удобно — о самых важных событиях Молдовы, войны в Украине и региона.