«Гагаузия — это не территория Шора». Интервью NM с вице-председателем НСГ Александром Тарнавским
14 мин.

«Гагаузия — это не территория Шора». Интервью NM с вице-председателем НСГ Александром Тарнавским

В Гагаузии не могут утвердить Исполком, что может спровоцировать политический кризис. Кишинев тем временем не хочет признавать новоизбранного башкана и отказывается возмещать НДС из госбюджета. Вице-председатель Народного собрания Гагаузии (НСГ) Александр Тарнавский рассказал в интервью NM, чем грозит политический кризис, возможен ли роспуск НСГ или импичмент башкана, и почему Комрату важно, чтобы НДС возмещали из госбюджета.

«Председатель НСГ встречался с Шором. Но это все нефункционально»

Многие уже запутались в том, что происходит в Гагаузии. Вроде бы в автономии поначалу поддержали новоизбранного башкана Евгению Гуцул, а затем НСГ отказался утверждать сформированный ею Исполком (местное правительство). Что все-таки происходит?

Действительно, жителям страны не всегда понятно, что происходит в Гагаузии. У автономии слабый доступ к национальным вещателям, особенно на румынском языке. Поэтому возникает некий информационный вакуум.

Выборы прошли. Суд утвердил мандат Евгении Гуцул. Согласно национальному и гагаузскому законодательству, после этого она должна приступить к исполнению обязанностей и назначить правительство автономии — Исполнительный комитет (Исполком) Гагаузии. Чтобы Исполком приступил к работе, нужна политическая воля Народного собрания. Это значит, что за утверждение Исполкома должны проголосовать большинство депутатов НСГ, то есть 18 из 35.

Евгения Гуцул — новый человек на политическом поле Гагаузии. Обычно башканами избирали людей, у которых был авторитет и опыт, которые уже работали в Гагаузии и у которых были свои сторонники и политическая поддержка. У Евгении Гуцул всего этого нет. У нее нет сторонников в Народном собрании, нет политиков, с которыми бы она ранее выстраивала отношения, с которыми она пришла в политику, с которыми реализовывала какие-то проекты. Народное собрание — это новая политическая сила для нее, как в общем-то и Гуцул для Народного собрания.

У депутатов возникли вопросы к структуре Исполкома. Но не буду говорить за всех, скажу о себе, потому что мы все по-своему уникальны, у каждого депутата есть свой голос, и каждый представляет свой округ (в Гагаузии одномандатная избирательная система, автономия разделена на 35 округов, от каждого из них выбирают депутата НСГ. — NM)

Но, хотя Гуцул и абсолютно новый человек в политике, сразу после выборов несколько депутатов НСГ летали в Израиль на встречу с Иланом Шором, лидером уже неконституционной партии «Шор», от которой баллотировалась Гуцул.

Были какие-то попытки договориться, чтобы у Исполкома была политическая поддержка. Председатель Народного собрания [Дмитрий Константинов] встречался с Шором. Но это все, с моей точки зрения, нефункционально, потому что Народное собрание не имеет никакого отношения к формированию Исполкома, это право главы Гагаузии, а наша политическая задача — поддержать или не поддержать предложение башкана.

Хочу также заметить, что у нас по закону председатель Народного собрания не представляет НСГ в международных отношениях. Он не может говорить от имени НСГ, если мы не приняли решения и не делегировали ему эти полномочия. Председатель НСГ — это административная должность. Он один из 35 депутатов, и у него такой же голос, как у меня или моего коллеги. Безусловно, у председателя есть сторонники, есть политическая поддержка, но это абсолютно не значит, что — как решит председатель, как решит группа депутатов, так и будет. Если у кого-то возникло мнение, что могут договориться два-три человека и все решится, то это абсолютно не так.

«Гагаузия — это не территория Шора». Интервью NM с вице-председателем НСГ Александром Тарнавским

noi.md

Тем не менее после встречи в Израиле депутаты на специальном заседании НСГ признали результаты выборов башкана.

Вот тут должна быть точная формулировка, и она такая: Народное собрание поддержало решение Центральной избирательной комиссии (ЦИК) Гагаузии о признании результатов выборов. Если помните, было, как я считаю, неуклюжее поведение правоохранительных органов, когда люди в камуфляже приехали в ЦИК. Там работают в основном женщины, чьи-то дети, чьи-то матери. Они —не террористы, не преступники, их можно было просто пригласить на допрос, провести какие-то следственные мероприятия. Но сделали по-другому, и вся эта атмосфера запугивания вызвала человеческую реакцию поддержки. НСГ приняло решение, не политическое, не правовое. Мы просто поддержали наших жителей, наших госслужащих в том, что они сделали — подвели итоги выборов

«Основная идея Шора — противостояние Комрата и Кишинева»

Вернемся к утверждению Исполкома. Состав исполкома представил по видеосвязи Илан Шор. Как вы к этому относитесь?

Состав Исполкома представил в пиар-манере человек, который осужден на 15 лет. Гагаузия, НСГ, Исполком — это часть структурных подразделений государственной системы Молдовы, мы — одна страна. И тут Исполком представляет человек, которого национальное правосудие признало виновным. Я лично считаю, что вообще не имею права голосовать за такой состав. Я даже не говорю о правовых нормах, а о чисто политическом отношении и об уважении к государству, в котором живу, и к автономии, которую представляю. У многих моих коллег возникли аналогичные ощущения. Многим не понравилась манера взаимоотношений. Башкан Гагаузии не проводила встреч с депутатами НСГ, не консультировалась, чтобы объяснить свою позицию.

Сам Илан Шор тем временем с экранов и в соцсетях говорит, что мы, гагаузы, «30 лет жили в грязи», и что «депутаты имеют совесть открывать рот». Обращается к нам в фамильярной манере. Я не знаком с этим человеком. Какое он имеет право говорить о жизни, которую мы здесь ведем. Да, мы живем в бедной стране и в бедном регионе. Но у нас есть достоинство, и нельзя с нами так общаться.

А Евгения Гуцул, кроме представления Исполкома, говорила слова благодарности Шору, как и на инаугурации. Да, Гуцул пришла с политической поддержкой [уже неконституционной] партии «Шор», но она стала главой Гагаузии для всего гагаузского народа. Не вся Гагаузия выбирала Илана Шора. Есть люди с абсолютно другим мнением. Нужно снять с себя политический пиджак этой партии, стать объединяющей силой и идти вперед. А если останется ассоциация «Шор — Гуцул», то как мы вообще будем работать?

Вы сказали, что Гуцул — новый человек в политике автономии. В Гагаузии, как я заметила, важно, чтобы политический класс формировался из представителей автономии. При этом в предложенном Гуцул составе Исполкома есть люди, которые не имели и не имеют никакого отношения к Гагаузии. Как, на ваш взгляд, население автономии это примет?

Гагаузия часто вменяет Кишиневу недостаточное представительство гагаузов в государственных органах власти. Здесь ситуация зеркальная. Если в Исполком включили людей не из Гагаузии, но они настроены развивать автономию, почему бы не дать им возможность поработать. Но у нас не тот случай: люди, которых включили в состав Исполкома — это часть политокружения Шора. Они не «лучшие представители общества, выбранные по всей стране», они просто — часть политического проекта. Я считаю, что основная идея Шора — это противостояние Комрата и Кишинева. И в этом противостоянии может быть использована и Гагаузия, и гагаузский народ. Это неправильно.

Также в Гагаузии важно, чтобы политический класс формировался из представителей автономии, потому что Гагаузия слабо представлена в госорганах Молдовы, и мы стараемся дать возможность своим детям реализовать себя внутри автономии. Тем более, что молодое поколение уже лучше знает румынский язык и старается изучать и другие языки. Потенциал и возможности у нашей молодежи есть.

«Я не видел, как этим людям платили, но это не наши люди»

Утверждение Исполкома проходит на фоне протестов. Протесты были в Гагаузии и раньше. Но, например, после второго тура выборов в протестах чувствовалось проявление реального недовольства [ситуацией с выборами]. Сейчас же все больше говорят о проплаченности. Что изменилось в протестных настроениях в автономии?

В Гагаузии за последний год было много протестов. В основном они были связаны со стоимостью энергоносителей и были немногочисленные, несмотря на то, что повестка была актуальной. Люди не выходили на митинги, потому что у них не было доверия к организаторам. В Гагаузии есть большой спрос на лидеров, но маленькое предложение.

Значительно увеличилось количество митингующих во время электоральной кампании Гуцул. К тем людям, которые искренне выходили на протесты, добавились привезенные сторонники партии «Шор», которых мы видели на протестах и в Кишиневе, и в Бельцах.

Когда мы рассматривали структуру Исполкома, тоже были митинги, участников которых подвозили, и они давили на депутатов НСГ. Мы все представляем людей, каждый — свой округ. Но мы же не зовем своих сторонников, чтобы они нас поддержали. Нам не нужно, чтобы собирались люди и манипулировали нашим мнением.

«Гагаузия — это не территория Шора». Интервью NM с вице-председателем НСГ Александром Тарнавским

gagauzvedomosti.md

Так все-таки митинги были проплаченные?

Я не хочу говорить того, чего я не знаю. Я не видел, как этим людям платили. Но это не лица моих избирателей. Это не те люди, с которыми я сталкиваюсь в городе. Это не наши люди.

Два раза НСГ отклонило предложенную Гуцул структуру Исполкома, сославшись на то, что она не соответствует закону. Недавно Гуцул заявила, что готова к компромиссам. Значит ли это, что структуру могут в ближайшее время утвердить?

Уже и Шор, как я слышал, согласен на компромиссы. Но, чем крепче будет тандем «башкан Гагаузии — Шор», тем меньше у депутатов будет желания идти на компромиссы. Компромисс должен исходить от главы Гагаузии, а не от политического лидера, находящегося за границей и осужденного национальным правосудием. И я не знаю, о каких компромиссах идет речь, нам пока официально не представили другие документы [о структуре Исполкома].

Если структуру утвердят, то НСГ перейдет к обсуждению состава Исполкома. Но вопросы ведь возникли не только к структуре, но и к составу: к соответствию кандидатов в члены Исполкома принятым критериям.

Если убрать политическую подоплеку, то речь идет об обычном найме менеджеров для того, чтобы они эффективно выполняли свои обязанности. Вот это должно быть главным критерием. Но никто не может отобрать у депутата НСГ политическое право поддерживать или не поддерживать того или иного кандидата в Исполком. К примеру, первый заместитель главы Исполкома [главой Исполкома является башкан]… Человек может соответствовать всем критериям: и [гагаузский] язык знать, и обладать необходимым опытом и профессиональными навыками. Но если у него есть какой-то изъян, если он занимается какой-то политической деятельностью, которая делает его недоговороспособным и не способным выстраивать конструктивные взаимоотношения с Кишиневом, то у депутата НСГ остается политическое право поддержать или не поддержать этого кандидата.

Есть также такой инструмент, как импичмент башкана. Но эта процедура практически нереализуемая. Во-первых, нужны голоса ⅔ депутатов. Потом, в течение месяца, надо провести референдум, на котором за импичмент должно быть хотя бы на один голос больше, чем проголосовали за Гуцул, как за башкана. И тут есть много вопросов. Во-первых, финансовая сторона: референдум стоит денег, которые не запланированы в бюджете. А это не менее 2 млн леев, и где гарантия, что люди будут участвовать в референдуме.

«Возможно, прорабатывается сценарий роспуска НСГ»

Как вы считаете почему команда Шора все же заговорила о компромиссах?

Возможно, в команде Гуцул люди не совсем разбираются в хитросплетениях законодательства автономии и, возможно, они просто не были готовы к этому. Также возможно, что прорабатывается сценарий роспуска НСГ. Новому башкану Гагаузии, наверное, не нравится, что у депутатов есть свое мнение, что они могут задавать вопросы, проводить свою политику. И, возможно, глава Гагаузии хочет, чтобы были досрочные выборы, на которых изберут более лояльный состав НСГ.

На утверждение Исполкома закон дает НСГ 45 дней и две попытки. В противном случае башкан может распустить Народное собрание. Что тогда?

Роспуск Народного собрания в случае, если оно не смогло утвердить Исполком — это правильная законодательная норма. Такая система сдержек и противовесов между законодательной и исполнительной властью. Такое право у башкана есть. Но я не помню подобного прецедента. Важно, чтобы были соблюдены все процедуры. Одно дело, когда депутаты просто не хотят голосовать за предложенный Исполком, и совсем другая история, когда это аргументированное решение. В таком возможном конфликте точку должна ставить судебная инстанция. То есть глава Гагаузии может издать указ о роспуске, но НСГ вправить оспорить это в суде

Сейчас риск роспуска НСГ высокий?

Да, риск высокий. Этим новоизбранный башкан, возможно, и будет давить на депутатов, потому что многие не хотели бы досрочных выборов. Но в то же время это будет показатель нашей выдержки и нашей последовательности в тех действиях, которые мы предпринимаем

«Выиграет тот, кто не хочет хороших отношений Кишинева и Комрата»

На этой неделе прошли парламентские слушания, посвященные законопроекту PAS, согласно которому гагаузским предпринимателям не будут возмещать НДС из госбюджета. НДС должны будут возмещать из бюджета автономии. Почему Комрат так противится этому?

Если поправку примут в нынешнем виде, то Гагаузия может потерять почти половину бюджета. В 2022 году гагаузским предпринимателям возместили из госбюджета 162 млн леев. При этом бюджет Гагаузии составлял 344 млн леев. Если сокращаются доходы, то надо сокращать и расходы. Придется сокращать, в том числе, социальные программы, а также работников бюджетной сферы

При этом мы говорим и о политических рисках. Если Гагаузия потеряет 47% бюджета и будут сокращены социальные программы, то кто проиграет? Не политическая элита Гагаузии, а люди. А кто выиграет от этого? Тот, кто не хочет хороших отношений между Кишиневом и Комратом — неконституционная партия «Шор».

И все же собираемые в Гагаузии налоги остаются внутри автономии. В других районах такого нет. Почему же возврат НДС должен быть из госбюджета, как в других районах?

Это очень упрощенный подход. НДС — сложный косвенный налог. Не весь НДС остается в бюджете Гагаузии, так как предприниматели из автономии покупают многие товары и услуги в других регионах страны. Соответственно, НДС уплачивается в других районах и поступает в госбюджет Молдовы. К примеру, винзаводы. Они покупают бутылки, пробки, этикетки за пределами Гагаузии и платят НДС там. Как бюджет Гагаузии будет возмещать этот НДС, если он поступил в госбюджет?

Кроме того, другие районы Молдовы получают два вида трансфертов из госбюджета: специальные и общие. Гагаузия общие трансферты не получает. Но вместо этого Гагаузия получает в свой бюджет НДС. Есть и другие моменты: Гагаузия три года не получает средств из общих фондов: из экологического, из фонда энергоэффективности. По нашему мнению, мы также недостаточно представлены в программе «Европейское село».

Гагаузия в целом менее экономически развита. У нас ниже, чем по стране, средняя заработная плата, наш ВВП составляет лишь 2,3% от ВВП Молдовы. Нужен большой и глубокий анализ, чтобы точно определить, получает ли житель Гагаузии преференции или, напротив, дискриминируется.

«Гагаузия — это не территория Шора». Интервью NM с вице-председателем НСГ Александром Тарнавским

laf.md

Почему в Гагаузии ниже средняя зарплата?

Получается, что в Гагаузии работодатели не способны выплачивать такую зарплату, как в других районах. Это говорит о том, что экономика Гагаузии отстает от экономики страны

«На самом деле компромисс уже найден»

Считаете ли вы поправку с НДС финансовым наказанием автономии за «неправильный выбор» башкана?

Можно, конечно, сделать громкое заявление и определить это так звонко. Но я не из таких людей. Я пришел в НСГ из исполнительной власти: я 20 лет работал с местными публичными финансами и знаю, насколько это кропотливая работа. Я понимаю, насколько Гагаузия сейчас хрупкая и уязвимая, и я не хочу этих громких заявлений. Я лучше займусь спокойной, конструктивной работой и поисками компромисса между Комратом и Кишиневом

Какой возможен компромисс?

На самом деле компромисс уже найден. Мы решили не форсировать события и передать этот вопрос на рассмотрение рабочей группе. Ее создали, чтобы предотвращать конфликты. Она может запросить экспертную поддержку Совета и Европы и увидеть реальную картину

Отношения Кишинева и Комрата с весны, когда прошли выборы башкана, все больше накаляются. Как, по-вашему, это можно изменить?

Действительно ситуация сложная. Но у нас существует диалог на уровне парламента и надо его использовать. На уровне исполнительной власти сложно. Кишинев не будет сотрудничать с Гуцул, поэтому важно, чтобы в Исполком вошли аполитичные люди, которые были бы готовы выстраивать отношениях с Кишиневом и развивать экономику Гагаузии. Если этого не произойдет, если башкан и Исполком будут заниматься политикой, тогда возникнет кризис во взаимоотношениях с не совсем понятными результатами, и в конечном итоге проиграет народ Гагаузии. Поэтому Народное собрание, как мне кажется, заняло корректную позицию: все должно быть в рамках закона. Многое зависит от нашей позиции, которая даст понять Кишиневу, что в Гагаузии есть силы, которые настроены на конструктивный диалог, что люди не выбирали нового башкана, чтобы конфликтовать с Кишиневом, и что автономия — это не территория Шора.


Подписывайтесь на наш Telegram-канал @newsmakerlive. Там оперативно появляется все, что важно знать прямо сейчас о Молдове и регионе.



Хотите поддержать то, что мы делаем?

Вы можете внести вклад в качественную журналистику, поддержав нас единоразово через систему E-commerce от банка maib или оформить ежемесячную подписку на Patreon! Так вы станете частью изменения Молдовы к лучшему. Благодаря вашей поддержке мы сможем реализовывать еще больше новых и важных проектов и оставаться независимыми. Независимо от того, как вы нас поддержите, вы получите небольшой подарок. Переходите по ссылке, чтобы стать нашим соучастником. Это не сложно и даже приятно.

Поддержи NewsMaker!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: