Решение Национальной комиссии по чрезвычайной ситуации в сфере общественного здоровья об открытии рынков, общепита и фитнес-центров вызвало немало споров среди читателей NM и пользователей соцсетей. NM поговорил с экспертами и главой Национального агентства общественного здоровья Николае Фуртунэ, чтобы узнать, чем руководствовалась комиссия, и есть ли логика в ее действиях.
Национальная комиссия по чрезвычайной ситуации в сфере общественного здоровья 25 мая приняла решение смягчить карантинные меры. Оно предполагает, что с 26 мая в Молдове заработает международный наземный транспорт, с 1 июня откроются музеи и рынки в Кишиневе и Бельцах, а с 15 июня — общепит и фитнес-центры.
Рынки VS общепит
Представители HoReCa сразу стали возмущаться, почему рынки открываются с 1 июня, а заведения общественного питания — с 15 июня. Они недоумевали, безопаснее ли рынок с эпидемиологической точки зрения.
По словам главы Национального агентства общественного здоровья Николае Фуртунэ, в первую очередь решение комиссии связано с тем, что рынки находятся на открытом воздухе, а заведения общепита — закрытые пространства. «Риск заразиться в закрытых помещениях намного выше, чем в открытом пространстве», — отметил Фуртунэ.
Вторая причина, по его словам, заключается в том, что на рынке можно сделать так, чтобы и покупатель, и продавец контактировали друг с другом, не снимая масок. «Это невозможно, если посетитель кафе пришел поесть», — пояснил эпидемиолог.
В свою очередь бывший министр здравоохранения Алла Немеренко в беседе с NM отметила, что это решение нелогично. «И рестораторы правы, когда спрашивают, почему рынки открыли, а их — нет», — говорит Немеренко. По ее мнению, на рынке больше людей, и больше контактов друг с другом.
В то же время она отметила, что в других странах сначала открывали террасы, а, после того как общепит адаптировался к тому, как расставлять столы, носить маски во время работы, открыли кафе и рестораны в закрытых помещениях. В Молдове же сразу открывают общепит и в закрытых помещениях.
Автобусы и поезда VS самолеты
Недоумение у некоторых людей вызвало и решение разрешить международные поездки на автобусах и поездах и оставить под запретом авиаполеты. Недовольные приводили доводы о том, что лететь самолетом быстрее, чем ехать в автобусе.
В Нацагентстве общественного здоровья говорят, что в этом случае речь идет о постепенной отмене карантинных мер. «Мы говорили, что все будет постепенно, нельзя все сразу. Мы не можем стопроцентно сказать, что безопаснее. Самолет летит быстро, но долгое время сидишь в аэропорту и потом контактируешь с людьми на выходе. Автобус едет долго, но не надо сидеть столько времени, сколько в аэропорту. В обоих случаях передвижения есть риск, если человек с симптомами коронавируса окажется в транспорте», — пояснил глава Нацагентства общественного здоровья.
По мнению Немеренко, самолет — наиболее эпидемиологически безопасный транспорт. «Самолет преодолевает за час, [расстояние, которое автобус преодолевает за десять часов]. Хотя самолет вмещает больше людей (около 180 против 50 в автобусе — NM), там установлены хорошие системы вентиляции и кондиционирования, а внутри намного больше места», — отметила Немеренко. По ее словам, если в маршрутке из Молдовы во Францию окажется один носитель COVID-19 без симптомов, то к концу пути могут заболеть все пассажиры.
Фитнес-центры VS бассейны
Многие раскритиковали и решение комиссии открыть с 15 июня фитнес-центры, которые должны работать без раздевалок, душа и бассейнов.
Работа без раздевалок и душевых кабин, по мнению властей, снижает риск заражения. «Когда человек идет в раздевалку, он контактирует с одним человеком, заходит в душевую, — с другим [без соблюдения социальной дистанции]. Если человек очень хочет заниматься в тренажерном зале, он переодевается, садится в машину, едет, занимается, потом опять садится в машину, дома переодевается и моется», — говорит Фуртунэ.
Что касается бассейнов, то, по словам главы Нацагентства общественного здоровья, это связано с политикой государства постепенного ослабления карантинных мер — сначала одни послабления, позже другие.
В свою очередь Немеренко тоже не увидела логики в том, чтобы оставить закрытыми бассейны и душевые. «Там не кишечная инфекция, которая передается через воду», — отметила бывший глава минздрава.