Глава Нацбанка отчитался об успехах. Почему Чокля убедил не всех депутатов
7 мин.

Глава Нацбанка отчитался об успехах. Почему Чокля убедил не всех депутатов


Глава Нацбанка Сергей Чокля отчитался в парламенте о работе НБМ за последние полтора года. Судя по отчету, Нацбанк за это время добился больших успехов: экономика растет, доверие к банковской системе и нацвалюте растет, в банки пришли иностранные инвесторы, инфляция — в пределах заданного коридора. О недоработках и промахах глава НБМ не говорил. NM рассказывает, со слов Чокли, об успехах Нацбанка, а также о том, почему этот отчет убедил не всех депутатов.

Отчет о деятельности Нацбанка в 2017 году и в первой половине 2018 Сергей Чокля представил в парламентской комиссии по экономике, бюджету и финансам 3 октября.

Экономический контекст

Чокля напомнил депутатам, что экономика Молдовы в 2017 выросла на 4,5%. Это выше, чем в России, США и в среднем по Европе. Но ниже, чем в Румынии. В первой половине 2018 года рост молдавской экономики был такой же.

Главный успех, по словам Чокли, — профицит госбюджета (доходы выше расходов). В первом полугодии он составил 1,1%. Последние девять лет бюджет был дефицитным, в том числе, в 2017 году — минус 2,4%.

При этом импорт на четверть превышает экспорт. Объемы и того, и другого растут, а с ними и дефицит торгового баланса.

Мировые цены на нефть выросли за последние полтора года на 30% — с $56,2 до $81,2 за баррель. Вместе с ними росли цены на бензин и солярку, а, значит, транспортные расходы бизнеса. При этом цены на продукты питания в Молдове «скачут» — в 2017 они увеличились, а в этом году снижаются. Инфляция, на которую более всего влияют цены на продукты, по итогам 2017 года составила 7,9%, а по итогам августа этого года — 3,2%.

Финансовые условия

Базовая ставка, по которой НБМ дает кредиты коммерческим банкам, с января 2017 по сентябрь 2018 снизилась с 9% до 6,5%, при этом норма обязательных резервов, наоборот, выросла — с 35 до 42,5% (обязательные резервы — средства, которые банки хранят в НБМ для обеспечения своих обязательств). По словам главы Нацбанка, эти меры позволили контролировать уровень инфляции и снизить объем чрезмерной ликвидности в банках.

Ставки по гособлигациям (на 91 день), а также по кредитам для физических лиц и компаний упали до исторического минимума. Например, средняя эффективная ставка по ГЦБ снизилась за полтора года с 6% до 4,1%, кредиты населению выдают в среднем под 8% (в январе 2017 —11,8%), а бизнесу — под 9,2% (было 11,5-11,6%).

Вырос объем денежных переводов от трудовых мигрантов. В 2017 он составлял 1,2 млрд, за восемь месяцев 2018 — 858 млн леев, на 10% больше, чем в январе-августе 2017.

Валютные резервы Нацбанка выросли до $3,02 млрд к июлю 2018. Это исторический максимум. Чтобы достигнуть такого показателя, НБМ активно скупал излишки валюты на рынке в течение 2017 года.

Нацвалюта за 2017-2018 годы окрепла c 20 леев до 16,85 лея за один доллар. Это, как считают в Нацбанке, повлияло на рост доверия населения к лею — объем кредитов и депозитов в леях растут.

Ситуация в банках

В 2016 году, по информации НБМ, только 25% банковских активов были прозрачными, а в 2018 — больше двух третей. Ситуация улучшилась, как отметил Чокля, благодаря покупке более 45% акций Victoriabank румынским Banca Transilvania (сейчас вместе с ЕБРР они владеют 72,2% акций) и покупке 41% акций Moldova Agroindbank международным консорциумом во главе с ЕБРР. Также новый собственник появился у Eximbank.

По данным Нацбанка, за последний также выросли достаточность капитала банков и коэффициент обеспечения (позволяет оценить, насколько выданные кредиты обеспечены залогами и гарантиями), а объем неблагоприятных кредитов начал падать.

Кредитование, по информации НБМ, после снижения из-за банковского мошенничества до 32,1 млрд леев к февралю 2018, вновь стало расти, составив к концу августа 33,8 млрд леев. Объем новых кредитов вырос за год на 14,5%. Структура заемщиков следующая: треть кредитов приходится на мелкий и средний бизнес, 14% — потребительские, 9% — ипотечные, остальные — крупные заемщики и межбанковское размещение. При этом доля кредитов мелкому и среднему бизнесу снизилась с января 2017 с 35,3% до 33,6%.

Растет, по данным НБМ, и объем депозитов, что, по мнению Чокли, показывает растущее доверие населения и бизнеса к молдавским банкам. На конец августа в банках размещены вклады на 61,3 млрд леев.

Банкноты и монеты

В этом году, по информации НБМ, существенно выросло количество и качество банкнот номиналом 200 леев. Количество банкнот другого номинала либо падает, либо не меняется. С конца 2017 года начал снижаться и объем леевых банкнот, которые быстро изнашиваются — за один-два года. Чтобы сократить расходы на замену изношенных банкнот, Нацбанк в этом году начал выпускать монеты номиналом 1, 2, 5 и 10 леев.

Реформы 

Нацбанк как рассказал Чокля, взял на себя ответственность за реализацию нескольких реформ, предусмотренных в кредитных программах с МВФ и Всемирным банком, а также в Соглашении об ассоциации с ЕС. К первым относятся:

Увеличение прозрачности акционеров банков: продажа заблокированных акций и снятие спецуправления.
Оценка феномена кредитования аффилированных лиц: устранение злоупотреблений.
Финансовая консолидация банковского сектора: адекватная капитализация, снижение уровня неблагоприятных кредитов.
Создание Единого центрального депозитария.
Усиление независимости Нацбанка.

В рамках Соглашения об ассоциации, как рассказал Чокля, Нацбанк перешел на регулирование банков на основе системы Базель III, укрепил Фонд гарантирования депозитов и стал использовать в своей регулятивной политике европейские принципы предупреждения и борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма. Коме того, по инициативе Нацбанка парламент внес изменения в национальное законодательство с учетом европейских директив.

Что не понравилось депутатам

Несколько замечаний высказал депутат от Партии социалистов Владимир Головатюк, ранее работавший в Нацбанке. Он сказал, что НБМ не выполняет свои основные задачи — не обеспечивает ценовую стабильность (цены скачут), а также не способствует экономическому росту. Кроме того, отметил Головатюк, кредитный объем в ВВП сократился. «О каких новых кредитах можно говорить, если их объем не увеличивается, — недоумевал депутат. — Это просто перекредитование». Также он обратил внимание на то, что доля неблагоприятных кредитов не стала меньше, чем в 2016 году.

Чокля с замечаниями Головатюка не согласился. Он напомнил, что экономика страны, по данным статистики, растет, хоть и не такими темпами, как хотелось бы, потому что нет прямых иностранных инвестиций. Глава НБМ также отметил, что перекредитования нет, а есть изменение структуры кредитов — увеличивается кредитование физлиц, что, по словам главы НБМ, вполне нормально и типично для европейских стран. При этом Чокля признал, что нет спроса на кредиты со стороны бизнеса, «хотя условия кредитования самые благоприятные». По словам Чокли, бизнес, наоборот, откладывает прибыль на депозитах, и это связано, в том числе, с предстоящими выборами, накануне которых деловые люди традиционно занимают выжидающую позицию.

Объясняя рост доли «плохих кредитов», Чокля сказал, что так произошло, потому что НБМ заставил банки переоценить все выданные кредиты и честно признать плохие — плохими. Но сейчас, добавил Чокля, доля таких кредитов снижается.

Затем в спор вступил депутат от Партии коммунистов Олег Рейдман. Он высказал сомнение в правдивости данных об инфляции. Рейдман считает, что показатели объема наличной денежной массы и скорости ее оборота в экономике выше, чем сам экономический рост. «Это значит, что денег на единицу производимого товара или услуги значительно больше, и инфляция должна быть выше, а никак не 3,2%», — пояснил Рейдман.

Он также добавил, что НБМ борется с инфляцией с помощью ее «стерилизации», что никак не способствует развитию экономики. И призвал обратить внимание не на общую инфляцию, а на индекс потребительских цен, который гораздо выше инфляции, но более важен для населения, «потому что оно с этим живет».

newsmaker.md/rus/novosti/ebrr-uvelichivaet-svoyu-dolyu-v-moldova-agroindbank-vmeste-s-partnerami-bank-mozhe-39200
 

Также Рейдман засомневался, что все новые акционеры MAIB так надежны, как об этом говорят в Нацбанке. По его словам, финансовое положение одного из членов консорциума, купившего 41% акций Moldova Agroindbank, вызывает большие сомнения (Рейдман не сказал, о ком идет речь, но, судя по представленным им данным о падении доходов компании, речь о литовской Invalda INVL).

Чокля в ответ призвал Рейдмана не «бросаться декларациями», когда инвестиционная привлекательность в регионе и так низкая, и можно спугнуть потенциальных инвесторов.

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: