Координатором «кражи века» из трех проблемных банков является человек из окружения первого зампреда Демпартии Владимира Плахотнюка. Об этом накануне заявил бывший замглавы службы по борьбе с отмыванием денег Наццентра по борьбе с коррупцией (НЦБК) Михаил Гофман в эфире TV7. Гофман также подчеркнул, что руководство страны знало о ситуации в трех банках, а основной целью банковских махинаций были валютные резервы Нацбанка. Имя «координатора» Гофман пообещал назвать, когда придет время.
Бывший замглавы Службы по борьбе с отмыванием денег НЦБК Михаил Гофман заявил, что координатор «кражи века»— человек из окружения Владимира Плахотнюка, который неизвестен широкой общественности. «[Экс-премьер Владимир] Филат — один из бенефициаров [кражи], [мэр Оргеева Илан] Шор — исполнитель. Плахотнюк, находясь в тени, извлек наибольшую выгоду. И [бизнесмен Вячеслав] Платон, конечно, тоже бенефициар», — цитирует Гофмана Ziarul National.
Основной целью атаки на BEM, по словам Гофмана, были валютные резервы Национального банка Молдовы. В итоге Нацбанк предоставил трем проблемным банкам под гарантии правительства сначала 9,5 млрд леев, а потом еще 5,3 млрд леев.
Бывший сотрудник НЦБК также отметил, что махинации в ВЕМ начались еще четыре года назад и продолжаются и сейчас. «Кражи шли с марта 2012 года, когда началась борьба за контроль над BEM. Это была борьба группы “Филат — Шор”, с одной стороны, и группы “Платон — Плахотнюк”, с другой. Первая группа выиграла борьбу, угрожая в противном случае покинуть Альянс за европейскую интеграцию», — отметил Михаил Гофман. По его словам, в 2013 году он входил в состав секретной группы, которая занималась расследованием ситуации в BEM. Тогда вся информация, которую удалось получить, была передана руководству страны и представителям правоохранительных структур.
Разворовывание банковских активов происходило за счет выдачи необеспеченных кредитов. «В 2013 году в BEM уже была “дыра” в 7,4 млрд леев. BEM выбрали как платформу, через которую будет украден миллиард долларов из резервов государства. Коммерческие банки размещали в ВЕМ, в банке с большими проблемам, по 2-3 млрд леев. Цель была в том, чтобы коммерческие банки кредитовали государство под 20-25%, ведь было известно, что на покрытие “дыры” пойдут деньги из госрезерва. Этот займ государства у банков уже составил 6 млрд леев. Что произойдет, когда долг будет равен объему внутренней экономики? Государство станет банкротом», — заявил Гофман.
На вопрос о том, является ли Владимир Филат тем, кто украл миллиард, Михаил Гофман сказал, что «это не совсем так»: «Он остался сельским дурачком. Все, кто приходят к власти, берут плохие кредиты… Но группе “Филат — Шор” нужно было оставить банк в порядке».
По словам Гофмана, дополнительная эмиссия акций BEM на сумму 16 млн также была выкуплена за счет денег самого банка. «Деньги по факту принадлежали BEM. Нужную сумму взяли в BEM, потом деньги прогулялись через Новую Зеландию и Россию и вернулись обратно. Все было фиктивно. Я проинформировал об этом бывшее руководство страны, в том числе спикера Игоря Кормана и премьер-министра Юрие Лянкэ, но ничего не последовало», — отметил Гофман.
По мнению бывшего замглавы Службы по борьбы с отмыванием денег НЦБК, в Молдове продолжатся аресты тех, кто причастен к краже миллиарда. «Юрие Лянкэ — следующий после Шора. Список очень длинный. Я думаю, что Шор будет в тюрьме, а следом — чиновники из Национального банка Молдовы, Национальной комиссии по финансовому рынку и так далее», — сказал Гофман.
В эфире программы Interpol он также сообщил, что из НЦБК его уволили после раскрытия схемы воровства из банков: «Они не ожидали, что мы раскроем все так быстро. Угрожали и мне, и даже руководству Национального центра по борьбе с коррупцией. Меня остановили на улице и пригрозили. Речь идет о людях из окружения властей», — сообщил Гофман.
Вместе с тем он заявил, что и после увольнения из НЦБК продолжил собирать информацию: «У меня есть еще один секрет для координатора кражи миллиарда. Я собирал информацию и общался со многими людьми из-за границы. Имейте немного терпения, придет время, и вы узнаете имя координатора», — заявил Гофман.
После эфира пресс-служба Генеральной прокуратуры распространила сообщение о том, что Антикоррупционная прокуратура приняла во внимание заявления Михаила Гофмана. Бывшего сотрудника НЦБК пригласили дать показания 5 июля в рамках расследования дел, касающихся случаев банковского мошенничества.
Отметим, что около двух лет тому назад издание Ziarul de Garda опубликовало результаты журналистского расследования о Михаиле Гофмане. Тогда ZdG утверждало, что Гофман— самый богатый сотрудник НЦБК, задекларировавшим имущество на 3,8 млн леев, однако в действительности его состояние в десятки раз выше.