Доставка в Молдову гуманитарной помощи из Румынии обернулась политическим скандалом, вызвав спор между властью и оппозицией. Церемония передачи защитного оборудования для молдавских медиков сопровождалась протестами унионистов. Они освистали премьера Иона Кику и даже разозлили посла Румынии Даниела Ионицэ. В происходящем разбирался вместе с экспертами корреспондент NM Николай Пахольницкий.
Что произошло?
В Молдову 7 мая прибыла партия гуманитарной помощи из Румынии. Речь идет о защитном оборудовании для молдавских врачей стоимостью €3,5 млн. Лот, включающий 500 тыс. защитных респираторов, 40 тонн дезинфектантов, 5 тыс. защитных очков, 5 тыс. защитных экранов, 25 тыс. комбинезонов, лекарства и защитные боксы для перевозки пациентов, торжественно доставили в Молдову на 20 румынских пожарных и военных грузовиках.
До этого Молдова получила гуманитарную помощь и от других стран: Китая, России, Венгрии, Словакии и Германии. Правда, в денежном выражении объемы помощи были меньше, и, за исключением чартерного рейса из Китая, процедура встречи была скромнее.
Груз с румынской гуманитарной помощью утром, 6 мая торжественно выехал с Площади Победы в Бухаресте. Во время церемонии отправки груза премьер Румынии Людовик Орбан заявил, что со стороны Румынии — это «нормальный жест» и понадеялся, что никто не будет его политизировать.
Однако в Молдове румынский груз все же стал поводом для политического скандала между властью и правой оппозицией.
Почему возник скандал и при чем здесь мост?
Скандал возник, после того как стало известно, что власти Молдовы не будут торжественно встречать румынский гуманитарный конвой на площади Великого национального собрания в столице. Издание Deschide.md со ссылкой на свои источники сообщило, что об этом якобы просили румынские власти.
Генеральный секретарь партии «Действие и солидарность» (PAS) Игорь Гросу в беседе с NM сказал, что «румынская сторона хотела, чтобы их встретили на центральной площади». Это NM подтвердил и еще один собеседник из блока ACUM. Правда, официальных заявлений румынской стороны на этот счет не было.
Правительство Молдовы решило торжественно встретить груз под мостом у Teleradio-Moldova на Телецентре, что на въезде в город со стороны Хынчешт.
Игорь Гросу уточнил, что партия PAS подала заявку в мэрию, чтобы церемония прошла на площади. Так же поступили и мунсоветники от партии «Платформа Достоинство и правда» (DA). Однако, по словам зампреда DA Александра Слусаря, румынская сторона не захотела накалять ситуацию и согласилась на передачу помощи на Телецентре.
Госсекретарь департамента отношений с Молдовой при правительстве Румынии Анна Гуцу в беседе с NM опровергла информацию о том, что румынская сторона настаивала на встрече груза на площади, но раскритиковала и встречу под мостом на Телецентре. «Я считаю, что это неправильно. Думаю, те, кто отказал румынскому конвою в том, чтобы провести церемонию на центральной площади, поступили неверно», — сказала Гуцу.
Решение провести передачу помощи «под мостом» разозлило оппозицию и унионистов еще и из-за исторических параллелей. Румынская помощь выехала из Бухареста 6 мая — в 30-летнюю годовщину известной унионистской акции Мост цветов, состоявшейся 6 мая 1990 года. И, соответственно, встречу груза под мостом оппозиция посчитала насмешкой над Мостом цветов.
«Выбор места — под мостом. Надо понимать, что это насмешка над Мостом цветов? Мост хотели? Получите мост», — написала бывший министр здравоохранения Алла Немеренко.
А лидер PAS Майя Санду написала, что Румыния знала, что «ее не ждет мост цветов», но она «не заслужила цветов под мостом».
Советник премьер-министра Иона Кику Виталий Драганча в беседе с NM отметил, что при выборе места встречи румынской помощи власти руководствовались эпидемиологической ситуацией.
Критиков этого решения Драганча обвинил в попытке заработать политический капитал. «Это абсолютно политическая тема. У нас режим ЧП, когда правительство ввело жесткие ограничения. Я не знаю, насколько правильно было бы проводить публичные мероприятия на площади, когда мы пытаемся не допускать массового собрания людей. Насколько это рационально? Мы получаем помощь, но рискуем помочь дальнейшему распространению инфекции», — отметил Драганча.
Он также добавил, что не знает, кто принял решение провести церемонию на Телецентре. «Но там большая площадь, можно безболезненно ограничить проезд машин (не создавая пробок — NM), легче не допустить массового собрания людей», — пояснил советник премьера.
Как встречали?
Впрочем, властям не удалось избежать массового скопления людей. Они стали собираться еще за полтора часа до официальной церемонии открытия, намеченной на 13:30. К назначенному времени под мостом на Телецентре, кроме 20 автомобилей и около сотни румынских солдат и пожарных, собралось около сотни унионистов, пришедших поблагодарить Румынию.
Среди пришедших были депутаты Кирилл Моцпан, Ливиу Вовк, Раду Мариан, Игорь Гросу, Дойна Герман, Октавиан Цыку. Присутствовали и лидер партии «Союз спасения Бессарабии» Валериу Мунтяну, председатель Либеральной партии Дорин Киртоакэ, лидер унионистской организации ODIP Влад Билецкий и даже несколько священников. У некоторых из них в руках были флаги Румынии и плакаты со словами благодарности.
Унионисты стояли в несколько рядов у обочины моста. Многие из них были в масках, однако большинство не соблюдали социальную дистанцию один метр. Окружавшая их полиция на это тоже никак не реагировала.
Посреди дороги стояли 20 грузовиков, а рядом была сооружена полевая палатка, возле которой поставили стол, на котором демонстрировали привезенные респираторы FFP2. Рядом была трибуна для выступления чиновников.
В назначенное время с двух сторон подъехали глава МВД Румынии Марчел Вела и глава румынского минздрава Нелу Тэтару. От молдавского правительства прибыли премьер Ион Кику и глава минздрава Виорика Думбрэвяну.
Унионисты стали освистывать Кику и кричать «позор», а премьер в этот момент улыбнулся и помахал рукой — то ли протестующим, то ли стоявшим между ними и импровизированной сценой солдатам и пожарным.
Жест унионистов разозлил посла Румынии в Молдове Даниела Ионицэ. Он быстрым шагом приблизился к протестующим, представился и попросил прекратить свистеть и кричать.
— Пожалуйста, уважайте солидарность. Вы на торжественном событии. Хотите протестовать — идите в другое место, — сказал Ионицэ. А затем, узнав стоявшего среди протестующих лидера Либеральной партии, добавил: «Господин Киртоакэ, под вашу ответственность». И удалился.
Унионисты послушались и перестали свистеть. Молдавские чиновники поблагодарили румынскую сторону за предоставленную помощь. Ион Кику говорил о том, что благодаря помощи удастся спасти жизни и вылечить пациентов. А глава минздрава Румынии Нелу Татару заявил, что Румыния показала, что она — самый близкий партнер Молдовы.
«Румыния продолжает оказывать поддержку», — сказал Татару и перечислил все, что входит в лот помощи. Он отметил, что из-за пандемии многие потеряли близких, и выразил им соболезнования.
После вступительных речей объявили, что церемония завершена, и чиновники стали расходиться. После завершения церемонии Октавиан Цыку подошел к Нелу Тэтару и подарил ему икону.
Что говорят эксперты?
По мнению политического эксперта Виктора Чобану, ненормально устраивать политические игры вокруг гуманитарной помощи. Скандал, по мнению Чобану, возник из-за плохой работы пиарщиков власти. «Если бы помощь просто доехала до площади, постояла бы там, то это была бы однодневная новость, а телеканалы социалистов могли бы показать, что президент Игорь Додон там самый главный», — отметил Чобану. Сейчас же, по его словам, этот скандал будут обсуждать еще не один день.
Эксперт отметил, что в этой ситуации оппозиция сочла себя оскорбленной. Он напомнил, что самолет с гуманитарной помощью, предоставленной российской стороной, Додон встречал чуть ли не с почетным караулом. «Понятно, что Додон не мог позволить, чтобы румынская компонента [помощи] выглядела преобладающе, поэтому он и попытался ее „замылить“», — уверен Чобану.
Политолог Корнелиу Чуря тоже назвал политические игры вокруг гуманитарной помощи ненормальными. «Это конфликт, основанный на символизме. С точки зрения оппозиции, все должно было происходить в центре города. Они хотели максимально показать, что пришла помощь. С точки же зрения власти, это не ключевой момент», — отметил Чуря.
Конфронтацию, по его словам, все же спровоцировала оппозиция. «Достаточно было просто обозначить свою позицию, но из политических соображений [оппозиционеры] посчитали нужным нагнетать ситуацию», — сказал эксперт. Румынская сторона, по его словам, была против такой конфронтации: «Присутствие посла [и его замечания] показали, что это было неуместно».