«Интерднестркому» расчищают частоты. Что будет с мобильной связью в Молдове и Приднестровье
5 мин.

«Интерднестркому» расчищают частоты. Что будет с мобильной связью в Молдове и Приднестровье


Приднестровский оператор мобильной связи «Интерднестрком» может получить молдавскую лицензию, а доступ к услугам Orange и Moldcell на территории Приднестровья могут ограничить. Это предусматривает законопроект, который 28 ноября одобрила парламентская комиссия по экономике, бюджету и финансам. NM разбирался, почему молдавские власти решили предоставить преференции приднестровскому оператору, и как это поможет восстановить прямую мобильную связь между двумя берегами Днестра.

Что предполагает законопроект

Проект поправок в закон «Об электронных коммуникациях», разработанный депутатом от Демпартии Киселевым, предусматривает, что Нацагентство по регулированию в области электронных коммуникаций и информтехнологий (НАРЭКИТ) получит право территориально ограничивать действие лицензии операторов мобильной связи. Речь идет об исключении из лицензии территории Приднестровья.

При этом НАРЭКИТ сможет выдавать отдельную лицензию на использование частот в Приднестровье. Но с оговоркой, что это касается компаний, которые уже построили мобильную сеть в регионе. Этому условию соответствует только одна компания — «Интерднестрком»— единственный оператор фиксированной и мобильной связи в Приднестровье, подконтрольный местному холдингу «Шериф».

Из законопроекта следует, что действующим операторам (затрагивает Orange и Moldcell) с их согласия могут ограничить территорию распространения их лицензий. Взамен им предлагают продлить срок действующих лицензий, но не более чем на пять лет. У Orange и Moldcell, отметим, лицензии действительны до 2029 года.

Как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, такие меры необходимы для выполнения протокольного решения Кишинева и Тирасполя о взаимодействии в области телекоммуникаций и электросвязи, которое стороны подписали осенью прошлого года. Принятие предложенного законопроекта устранит препятствия для взаимоподключения телефонных сетей правого и левого берегов Днестра, говорится в пояснительной записке.

Напомним, после смены 15 лет назад телефонных кодов, между правым и левым берегом Днестра нет прямой телефонной связи. Сейчас дозвониться с одного берега на другой можно только через операторов третьих стран, при этом стоимость звонка очень высока. Например, из Тирасполя в Кишинев звонок стоит 4,35 леев за минуту («Интерднестрком»), а из Кишинева в Тирасполь — 4,8 леев за минуту (Orange).

В 2004 году НАРЭКИТ в индивидуальном порядке выдал «Интерднестркому» лицензию на работу в Молдове, которая позволяла восстановить прямую мобильную связь между двумя берегами. За лицензию приднестровский оператор заплатил $1 млн. При этом стоимость такой же лицензии для других операторов (Orange, Moldcell) тогда составляла $8 млн. Из-за этого суд отменил решение НАРЭКИТ, но деньги «Интерднестркому» так и не вернули.

Во время обсуждения законопроекта в парламентской комиссии коммунист Олег Рейдман отметил, что это неправильно, когда закон пишут под конкретную компанию («Интерднестрком»). «Я впервые сталкиваюсь с тем, чтобы государство и правительство занималось урегулирование отношений между операторами рынка», — удивился Рейдман.

Киселев на это ответил, что власти просто хотят урегулировать ситуацию, которую не могут разрешить уже много лет.

Что об этом говорят операторы и власти

Директор по развитию Orange-Moldova Сергей Постика, который участвовал в заседании парламентской комиссии, отметил, что компания покрывает 75% территории Приднестровья и обслуживает там 120 тыс. клиентов, но, если законопроект примут, их доступ к услугам Orange будет ограничен. Он добавил, что компания и дальше хочет обслуживать этих клиентов, но, учитывая, что вопрос политический, готова обсуждать его с правительством, так как многое зависит от того, что предложат власти —  какие блоки частот, на какой срок и т. д. 

Сергей Постика сказал NM, что не может комментировать этот вопрос, пока это остается неясным.

В Moldcell тоже отказались от комментариев.

В минэкономики NM тем временем сообщили, что речь идет о блоке частот в полосе 800 МГц, которые используются для сетей 4G (сеть четвертого поколения, характеризующаяся высокой скоростью передачи данных). Сейчас в Приднестровье эти частоты используют как «Интерднестрком», так и Orange, и Moldcell. Этот блок частот Кишинев намерен отдать «Интерднестркому». В ведомстве также сказали, что могут выдать «Интерднестркому» лицензию на использование частот в диапазоне 850 МГц. Их сейчас никто из молдавских операторов не использует. А Orange и Moldcell, как отметили в минэкономики, смогут работать в Приднестровье на частотах 900 МГц, 1800 МГц (чаще используется для 2G — телефонной связи второго поколения с очень слабым интернетом, но Orange использует и для 4G), а также на частотах 2100 МГц и 2600 МГц (предназначены для 3G и 4G). В ведомстве утверждают, что базовые станции Orange и Moldcell «обеспечивают значительное покрытие населенных пунктов Приднестровья» в диапазонах, используемых для 2G-связи.

Как пояснил NM госсекретарь минэкономики Виталий Тарлев, «Интерднестрком» получит частоты в диапазоне 800 МГц и 850 МГц не бесплатно, а заплатит за каждую лицензию 1/8 полной стоимости лицензии — соразмерно площади территории Приднестровья в составе Молдовы.

Сейчас, отметим, стоимость лицензии на использование одного блока частот — €10 млн.

В МИД Приднестровья NM сообщили, что внимательно наблюдают за тем, как «молдавская сторона проводит внутренние процедуры» для обеспечения взаимодействия двух телекоммуникационных систем. «Приднестровская сторона, в свою очередь, будет руководствоваться положениями Протокольного решения и готова обеспечить необходимые условия для качественного предоставления операторами телекоммуникационных услуг», — сказали NM в МИД непризнанной республики.

Там отказались комментировать стоимость лицензии для приднестровского оператора «Интерднестрком». «Это вопрос коммерческих переговоров и хозяйственной деятельности конкретного экономического агента. Мы не участвуем в коммерческих переговорах и не даем в связи с этим никаких оценок», — подчеркнули в МИД.

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: