В распоряжении NM оказался приговор, вынесенный судом Буюкан в июне 2017 года Илану Шору. В приговоре объясняется, почему судья Андрей Никулча переквалифицировал обвинение Шору и приговорил его к семи с половиной годам тюрьмы. Отметим, что приговор Шору так и не опубликовали, в связи с тем, что дело все еще рассматривает Апелляционная палата Кагула, а процесс до недавнего времени проходил за закрытыми дверями.
Позиция обвинения
Прокурор Антикоррупционной прокуратуры Андрей Баешу (уволился из прокуратуры, в январе 2020 года на него завели уголовное дело за вмешательство в расследование кражи миллиарда) в суде требовал приговорить Илана Шора в общей сложности к 19 годам тюрьмы за мошенничество в особо крупных размерах (ст.190 п.5 УК РМ) и отмывание денег в особо крупных размерах (ст.243 п.3 б УК РМ) с лишением права занимать должности в банковской сфере на 5 лет.
По версии следствия, Илан Шор, занимая должность члена совета Banca de Economii, вывел деньги из банка с помощью фиктивных компаний Caritas Grup, Provolirom, Dracard и Voximar, которые сам создал.
Следствие отмечает, что Шор злоупотребил доверием лиц, ответственных за проверку кредитных документов в Banca de Economii и, находясь в сговоре с другими уполномоченными сотрудниками банка, вывел из банка средства, нанеся ему ущерб 5 291 708 829, 71 леев. Деньги, полученные компаниями Шора, через множество транзакций выводили на счета компаний-нерезидентов.
В обвинении, среди прочих, фигурирует компания-нерезидент Hezburg LLP, на которую Шор выводил деньги из молдавских банков. Запомните это название.
Прокуратура также требовала взыскать с Шора в пользу Banca de Economii 5 291 708 829, 71 леев и обязать его оплатить 42 483 леев судебных издержек.
Позиция Шора
Адвокаты Илана Шора Юлиан Балан и Денис Уланов (сейчас депутат парламента от партии «Шор») требовали в суде переквалифицировать обвинение против Шора и заменить мошенничество в особо крупных размерах на обвинение в «причинении имущественного ущерба в особо крупных размерах путем обмана или злоупотребления доверием при отсутствии признаков хищения» (Ст.196 п.4 УК РМ).
Отметим, что за мошенничество в особо крупных размерах предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок от 8 до 15 лет, а за «причинение имущественного ущерба» предусмотрен штраф от 1000 до 2000 условных единиц или лишения свободы на срок до 3 лет.
Адвокаты также требовали оправдать Шора по обвинению в отмывании денег в связи с тем, что в его действиях не было состава преступления, и освободить его от ответственности за «причинение имущественного ущерба», применив положение закона об амнистии по случаю 25-летия со дня провозглашения независимости Республики Молдова.
Также защита Шора просила снять с имущества их клиента все обеспечительные меры.
Адвокаты Шора обращали внимание суда на то, что обвинение носит «формальный и абстрактный характер». «Обвинение упускает из вида, что бенефициарами средств из Banca de Economii были Владимир Филат и Вячеслав Платон», — приводится в приговоре позиция защиты.
Адвокаты Шора также указывали на то, что в своем доносе в 2015 году и в ходе допроса по делу Филата как свидетеля, а также на двух допросах в статусе обвиняемого в 2016 году Шор заявлял, что «выдавал кредиты Филату» под давлением и запугиванием.
«Илан Шор не знал, как удовлетворить запрос Филата и передать ему 180 тысяч долларов. Тогда Филат обратился к Вячеславу Платону, который разработал схему вывода денег из Banca de Economii», — сказано в позиции защиты.
Шор в суде утверждал, что не виновен в мошенничестве и отмывании денег, а его единственной целью было получение «патримониального дохода» для Banca de Economii.
Он также заявил, что, если в случае с Филатом брал кредиты под давлением, то в случае с Платоном последний ввел его в заблуждение.
В суде по делу Шора выступил спецадминистратор Banca de Economii, который рассказал о нарушениях при выдаче кредитов компаниям Шора. Так, по словам свидетеля, залоги, под которые выдавали кредиты компаниям Шора, были фиктивными, российские банки (названия банков фигурируют в деле) не подтвердили свои гарантийные размещения, выданные молдавским банкам. А транзакции по выдаче кредитов Banca Sociala были фиктивными. Он рассказал и о цессии долга компаний Шора компанией Fortuna United LP (это название тоже запомните).
Свидетель также заявил, что сотрудники Banca Sociala признавали, что манипулировали информационной системой банка, чтобы зарегистрировать эти кредиты.
Илан Шор в суде назвал показания свидетеля нелогичными и необоснованными и отметил, что его показания опровергли другие свидетели, которые подтвердили, что компании Шора вернули кредиты, взятые в Banca de Economii.
Шор также сослался на показания сотрудника Нацбанка, который заявил, что сумма ущерба составляет 2,6 млрд леев.
Что решил судья
Судья Андрей Никулча согласился переквалифицировать обвинение Илану Шору. Он мотивировал это тем, что обвинение не доказало, что Шор намеревался вывести деньги из Banca de Economii, а в ходе судебного разбирательства выяснилось, что обвиняемый намеревался временно использовать эти средства для того, чтобы получить «патримониальную выгоду».
«Шор намеревался вернуть кредиты в Banca de Economii, это подтверждается показаниями свидетелей», — отмечается в мотивировочной части решения суда.
Никулча также постановил, что «обвинение не предоставило суду убедительных доказательств того, что Шор совершил мошенничество, в то время как сторона защиты предоставила достаточно доказательств обратного».
Суд также постановил, что компании Шора вернули кредиты на сумму 2 575 769 144 лея, а в деле нет доказательств того, что деньги из банка попадали в распоряжение Шора.
Никулча все же нашел в действиях Шора «причинение имущественного ущерба» в особо крупных размерах. Судья также счел достаточными доказательства вины Шора в отмывании денег в особо крупных размерах и отклонил требование адвокатов оправдать Шора, применив положение закона об амнистии.
Суд также постановил, что, хотя Banca de Economii требовал инициировать гражданскую процедуру и взыскать с Шора ущерб 5 291 708 829, 71 леев, реальная сумма ущерба ниже.
В связи с этим Никулча принял гражданский иск Banca de Economii в принципе, но, чтобы не затягивать процесс Шора, решил, что иск банка следует рассмотреть отдельно в гражданском процессе.
Никулча посчитал, что это исключительный случай. Также в приговоре сказано, что суд не может снять обеспечительные меры с имущества Шора, так как их не налагали. Судебные издержки Никулча возложил на государство, а приговор Илану Шору должен быть приведен в исполнение после вступления в законную силу, то есть, после того как по делу выскажется Апелляционная палата.
Что не так?
Как ранее писал NM в тексте «Яхты, самолеты, отели. Как сотни тысяч евро из банков Шора утекли на Мальдивы и в Ниццу», деньги из компании Hezburg LLP уходили на личные нужды Илана Шора. Это подтверждается банковскими выписками, которые есть в Антикоррупционной прокуратуре и в распоряжении NM.
Отметим, что мэр Оргеева Илан Шор на закрытом допросе в суде по делу экс-депутата парламента Кирилла Лучинского, отвечая на вопрос прокурора, подтвердил, что компания Hezburg LLP «принадлежала ему или управлялась им», и он бенефициар этой компании.
Компания Hezburg LLP в 2014 году перечислила сотни тысяч долларов и евро за аренду частных самолетов, яхт, автомобилей и отелей в Ницце и на Мальдивах. География платежей совпадает с местами отдыха членов семьи Шора. Так, в июле-августе 2014 года Hezburg LLP заплатила €330 000 риэлторскому агентству Nicolas Pisani. Это агентство сдает недвижимость в Ницце и Болье-сюр-Мер, где в августе 2014 года Илан Шор отдыхал со своей женой Жасмин. Об этом свидетельствуют ее фото в соцсетях.
За резервацию отдыха на Мальдивах на курорте Four Seasons Resort Maldives at Landaa Giraavaru в ноябре 2014 года компания Илана Шора заплатила $150 000, а за отдых в Дубае в ноябре-декабре 2014 года перечислила $119 447. Жасмин и Илан Шор отдыхали на Мальдивах в мае 2014 года.
В приговоре Шору ни разу не названо имя Владимира Плахотнюка. В то же время, согласно выпискам, 22 июля и 17 октября 2014 года Hezburg LLP перечислила $61 667 адвокату из США Валентину Гурвицу. В рекламном объявлении Гурвица указано, что он помогает оформлять корпорации и общества с ограниченной ответственностью и пр.
Гурвиц известен как американский адвокат Владимира Плахотнюка. Так в 2012 году его представлял сам Плахотнюк, когда Гурвиц приезжал в Кишинев на пресс-конференцию. Тогда вместе с еще двумя адвокатами — Виталием Нагачевским и Йоргосом Триллидисом с Кипра — Гурвиц заявил, что, по результатам проведенных расследований, Плахотнюк, который тогда был первым заместителем председателя парламента, не находится под наблюдением Интерпола, и на него не заведены никакие дела ни в Англии, ни на Кипре.
Также 13 ноября 2014 года Hezburg LLP заплатила €20 000 итальянской компании JS BACH STUDIO RECORDING за «выбор мероприятия». Эта звукозаписывающая студия работает с итальянским исполнителем Тото Кутуньо.
Кутуньо выступал в Кишиневе в Национальном дворце 18 октября 2014 года. Главным медиапартнером концерта был Canal 3, который входит в медиахолдинг Владимира Плахотнюка. Кутуньо также выступил 26 ноября на концерте, организованном Демпартией в центре Кишинева. Его освещал телеканал Publika TV, тоже входящий в медиахолдинг Плахотнюка.
Спецадминистратор Banca de Economii в суде рассказывал о цессии долга компании Шора компанией-нерезидентом Fortuna LLP. Как ранее писал NM в тексте «Колесо Fortuna. Платон рассказал, как миллиард из трех молдавских банков попал к Плахотнюку», Платон и его адвокаты утверждают, что деньги из молдавских банков попали на счета Владимира Плахотнюка. При этом, по их словам, несмотря на документы, подтверждающие эту информацию, ни прокуроры, ни Наццентр борьбы с коррупцией (НЦБК) эту информацию не замечают.
Напомним, что в первом отчете американского агентства Kroll, которому власти Молдовы поручили расследование кражи из трех молдавских банков миллиарда долларов (около 14 млрд леев на тот момент), указано, что в ноябре 2014 года весь долг по кредитам в Banca de Economii (BEM) был досрочно погашен. Большую часть этих средств перевели в Banca Sociala. Из этих денег Banca Sociala выдал ссуды на общую сумму 13,7 млрд леев пяти компаниям «группы Шора». 26 ноября 2014 года кредитные обязательства этих компаний выкупила по балансовой стоимости компания Fortuna United LP.
Компанию Fortuna United LP учредила компания Brixton Ventures Limited (в лице Ремижиуса Микалаускаса — Remigijus Mikalauskas) и компания Trafford United Limited (в лице Виктории Зирнелите — Viktorija Zirnelyte)». Учредителей [Fortuna United] представляла компания Royston Business Consultancy LTD. Представителем был Ремижиус Микалаускас. Директор этой компании — Виктория Зирнелите.
В 2015 году Зирнелите в беседе с корреспондентом NM сообщила, что она — директор компании Trafford United Limited, и подтвердила, что работает с клиентом из Молдовы. Также, согласно информации из открытых источников, Зирнелите — директор компании Maxpower Invest Limited.
В октябре 2011 года Виктория Зирнелите подписала документ, в котором указано, что бенефициар компании Maxpower Invest Limited — гражданин Румынии Владимир Плахотнюк.
Коллега Виктории Зирнелите Ремижиус Микалаускас является также директором компании Novland LTD, которая зарегистрирована по тому же юридическому адресу, что и компания Fortuna United LP. Данные об этом тоже есть в открытых источниках.
В свою очередь компания Maxpower Invest Limited зарегистрирована по тому же юридическому адресу, что и компания Manitoba Management LTD, директором которой до 2016 года был Мариос Папантониу (Marios Papantoniou).
С мая 2016 года директор Manitoba Management LTD — украинский бизнесмен Иван Шиман (Ivan Shiman).
Папантониу также является директором компании Westburn Enterprises Ltd. Группа журналистов-расследователей из OCCRP (Центр исследования коррупции и организованной преступности — глобальная сеть журналистов-расследователей) писала о том, что возглавляемая Папантониу компания Westburn Enterprises Ltd., открытая в марте 2004 года в Шотландии местной регистрационной структурой Axiano Company Secretaries Ltd, засветилась не только в краже миллиарда из молдавских банков, но и в схеме отмывания денег, известной как «Ландромат».
Как следует из полученных OCCRP документов, Папантониу также представлял в Moldindconbank фиктивного владельца счета Westburn Enterprises Ltd.: его имя Морис Уолтерс. Он — один из руководителей Axiano Company Secretaries Ltd. и директор еще в 116 компаниях, открытых британским регистратором.
Отметим, что, по версии молдавской прокуратуры, за компанией Westburn Enterprises Ltd стоял Вячеслав Платон.
Между тем одним из акционеров Westburn Enterprises Limited была компания Axiano Company Secretaries Limited (согласно отчету о деятельности Axiano за 2014 год).
Компания Axiano и Мариос Папантониу представляли также интересы компании Wester Alliance, которая в 2014 году купила 100% акций компании Air Classica.
Axiano также — представитель компании Skywings Alliance LLP. Журналисты RISE Moldova в расследовании «Секретные полеты Додона на самолете Плахотнюка» писали, что в 2004 году Skywings Alliance стала владельцем компании Nobil Air SRL, которую в Молдове представлял Владимир Плахотнюк. В 2010 году новым владельцем Nobil Air стала фирма из Голландии OTIV Prime Services BV, тогда ее по доверенности представлял теперь уже бывший председатель молдавского парламента Адриан Канду. «Через три года голландская фирма, уже с новым представителем Чезарой Салински (бизнес-партнер Плахотнюка), продала акции Nobil Air фирме Air Classica SRL. В 2015 году Nobil Air SRL официально переименовали в Classica Air SRL», — писал в своем расследовании RISE.
Компании Axiano Company Secretaries Limited также принадлежала компания Financial Investments Corporation Limited. В ноябре 2004 года Axiano Company Secretaries Limited подписала трастовую декларацию, в которой подтверждается, что бенефициар компании Financial Investments Corporation Limited — Владимир Плахотнюк (компания Financial Investments Corporation Limited ликвидирована в 2012 году).
Напомним, что генпрокурор Александр Стояногло на пресс-конференции в феврале 2020 года заявлял, что еще в 2016 у Антикорруцционной прокуратуры году была информация о том, что тогдашний лидер Демпартии Владимир Плахотнюк причастен к краже миллиарда. Несмотря на это, Плахотнюка ни разу не допросили.
Генпрокурор тогда отмечал, что расследование дела о краже миллиарда серьезно затруднил тот факт, что Плахотнюка «защищали», а летом 2019 «позволили беспрепятственно покинуть страну».