Марш по главной улице Комрата, митинг и концерт. Так в Гагаузии отметили День народного единства. О том, кто и почему участвовал в марше, кто мешает башкану, где не любят гагаузов, а также о дешевом газе, «других ценностях», патриотизме, воздушных шариках, НАТО и войне, «золотом» самоваре, и о том, с кем должна дружить Гагаузия: с Европой, Россией или «со всеми» — в репортаже NM.
Автобусная станция в Комрате — всегда людное место. В пятницу, 2 февраля, там было особенно многолюдно. Здесь была точка сбора участников марша по случаю Дня народного единства Гагаузии.
Десять лет назад, 2 февраля, в автономии прошли два референдума: консультативный «о внешнем векторе» и законодательный «об отложенном статусе Гагаузии» (он предполагает право Гагаузии на самоопределение в случае потери Молдовой независимости). На консультативном 98% избирателей проголосовали за вступление Молдовы в Таможенный союз [России, Беларуси и Казахстана], за вступление в ЕС — 2,77%. На законодательном референдуме отложенный статус поддержали 97% избирателей. Это положение внесли в законодательство автономии. Суд Комрата, как и центральные власти, признали референдумы незаконными.
В 2017 году день проведения референдумов в автономии 2 февраля объявили Днем народного единства и сделали выходным. В этом году по случаю десятилетия референдумов власти автономии организовали торжественный митинг, марш и концерт.
«Нам сказали приехать, мы и приехали»
Уже за час до марша на автостанции начали собираться участники манифестации. На марш приехали жители многих населенных пунктов Гагаузии. Автобусы не заезжали на территорию станции и стояли рядами напротив. Вокруг них толпились только что приехавшие люди. Один из них рассказал корреспонденту NM, что приехал не по своей воле: «Нам сказали приехать, мы и приехали». Мужчина не захотел называть свое имя. На вопрос, знает ли он, по какому поводу проводят марш, сказал, что не знает. Но стоящий рядом тут же его перебил: «Знаем, конечно», и рассказал другому собеседнику о референдумах. Он тоже не захотел называть имя, но сообщил, что голосовал на референдумах 14-го года и, «конечно, хочет сближения с Россией», так как сам родился и рос в России, но уже много лет живет в Гагаузии.
NewsMaker
«Лучше дружить со всеми»
О том, что жителей автономии обязывают участвовать в марше, стало известно за несколько дней до его проведения. В публичном пространстве появился приказ, в котором учеников и учителей школ обязывали участвовать в марше. Пришедшая на марш школьная учительница из Комрата рассказала, тоже на правах анонимности, что после этого приказы в школах отменили. «Да, на мероприятие приглашали [администрация], но никто не говорил, что мы обязательно должны быть», — уточнила она.
И добавила, что пришла на мероприятие по своей воле, чтобы продемонстрировать, что она за мир. «Мы должны дружить и с Россией, и с Европой, и с Турцией. Со всеми. История показывает, что лучше дружить со всеми», — сказала учительница. Желание гагаузов быть с Россией она объясняет историей: «Так сложилось исторически. В 1812 году, [когда Бессарабия вошла в состав Российской империи], сюда переехали много гагаузов и болгар с Балкан. Россия создала для переселенцев хорошие условия». На вопрос, создает ли Россия сейчас хорошие условия для Гагаузии, учительница ответила, что «Россия ведет хорошую внешнюю социально-экономическую политику и помогает, чем может», а вот к Европе наша страна, по ее словам, не готова, так как слишком у нас низкий уровень жизни.
«В Гагаузии другие ценности»
Пока мы говорили с нашими собеседниками, людей на автостанции становилось все больше. Они собирались небольшими группами в разных частях станции, а в руках у них уже были маленькие флажки. В одной из таких групп, из Чадыр-Лунги, стояла Надежда. Она рассказала, что приехала на марш, потому что она за нейтралитет и за дружбу «со всеми». «Раньше мы дружили со всеми [и с Россией], и был дешевый газ».
NewsMaker
В прошлом году, напомним, башкан Гагаузии Евгения Гуцул и беглый олигарх Илан Шор, от партии которого она баллотировалась, обещали жителям Гагаузии «дешевый газ» по 10 леев за кубометр. Но жители автономии так и не увидели такого тарифа в своих счетах. По словам Надежды, выполнить обещание Шору мешает центральная власть, которая постоянно вставляет палки в колеса башкану. «Если бы газ можно было просто взять и ведрами доставить, Шор бы это сделал», — вступила в разговор Анна, услышавшая, о чем мы говорим. Она тоже приехала из Чадыр-Лунги и больше всего ее беспокоят низкие зарплаты. Женщина рассказала, что недавно была в Греции и там ей сказали, что «греки гораздо лучше жили до вступления в ЕС». «У них цены выросли, стали европейскими, а зарплаты европейскими не стали», — добавила Анна. А рядом стоявшая женщина вдруг крикнула: «И гомосеков нам не надо. У нас в Гагаузии другие ценности».
«Потому что я патриот»
Немного в стороне стояла группа подростков, тоже с флажками в руках. Некоторые курили и громко смеялись. Но как только советник башкана Юрий Кузнецов призвал всех строиться в колонну, молодые люди бросили сигареты и последовали за толпой. Говорить с корреспондентом NM они не захотели, кроме одного, который представился Илларионом. Он знает, что сегодня будет «какой-то митинг», а прийти на мероприятие его «попросил друг». К Иллариону подошел Виктор. Сказал, что пришел на марш, «потому что хочет поддержать Гагаузию»: «Потому что я патриот».
Шары и танцоры
Кузнецов тем временем пригласил всех участников строиться в колонну. Когда колонну сформировали, она направилась на улицу Ленина. Это — главная улица Комрата, которая начинается за автостанцией. В толпе не умолкали голоса: кто-то жаловался на отсутствие зарплаты, кто-то искал знакомых, кто-то прикидывал, куда лучше встать. Посреди колонны молодые девушки держали большие связки воздушных шаров в цветах гагаузского флага: белом, синем и красном. Когда мы фотографировали шары, девушки попросили, чтобы их лиц не было видно на фотографиях.
NewsMakerРядом с девушками стояла группа молодых ребят в национальной одежде гагаузов. Это танцоры знаменитого гагаузского ансамбля Дюз-Ава. Так они представились. На вопросы журналистов отвечали смехом. «Нас заставило начальство», — сказал один из них, смеясь. «Нет, мы пришли сами», — перебил его другой, тоже смеясь. Ответить серьезно решил молодой человек, представившийся Владимиром. Он сказал, что пришел отдать дань уважения людям, которые боролись за будущее Гагаузии. Молодой человек не успел закончить мысль, так как «людей в национальных костюмах» призвали возглавить колонну.
«Где НАТО, там и войны»
Среди участников марша были и партийные люди. Мужчина, представившийся Иваном, приехал из села Копчак. Он рассказал, что приехал вместе с товарищами поддержать Илана Шора и партию «Шанс/Шор» (партию «Шор» признали неконституционной, а «Шанс» — ее преемница). Иван — член этой партии. Рассказал, что долгое время ездил на заработки в Германию. В Россию не ездил, так как «в России нет заработка». Однако идея европейской интеграции Ивану не особенно близка. Да, он считает, что Молдова должна дружить «со всеми», но ЕС, по его словам — это НАТО, а «где НАТО, там и войны». «Я немножко слежу за политикой и знаю: где ступает нога американцев — там война», — сказал Иван. В своей стране он войны не хочет: «Путин сказал, что, откуда прилетят ракеты, туда будут запускать российские ракеты». Иван уверен, что, вступив в ЕС, Молдова вступит и в НАТО, и тогда война неизбежна.
Говоря об обещанном Шором дешевом газе, Иван сказал: «Он обещал, но и правительство должно что-то делать». А на вопрос, почему так: Шор обещает, а правительство должно что-то делать, Иван ответил: «Хотя бы не мешать».
Шары и «Шор»
Пока колонна строится, из динамиков звучит национальная гагаузская музыка. Ведущий мероприятия поздравляет гагаузов с Днем народного единства. В толпу принесли еще связки шаров, которые очень быстро разобрали. «Дайте мне шарик, у меня там маленький ребенок», «Взрослые люди, что, шаров никогда не видели?» —доносятся сквозь музыку обрывки разговоров.
Впереди колонны растянули большой флаг автономии. Сразу за ним в колонне идут башкан Евгения Гуцул, ее советники, спикер Народного собрания Гагаузии Дмитрий Константинов и, по уже сложившейся местной традиции, фронтмены партии «Шор». В этом же ряду и депутаты Марина Таубер и Вадим Фотеску, прошедшие в парламент от партии «Шор».
Ведущий объявил начало марша, и колонна медленно двинулась по центральной улице. Периодически сквозь музыку доносится: «С праздником Гагаузии!», «Давайте покажем, что мы едины!»
«А вот Молдова не едина»
На центральной площади к тому времени уже стояла сцена с оркестром. Сбоку обустроили фотозону с большим «золотым» самоваром. Возле самовара девушки в национальных костюмах предлагали пришедшим чай и печенье. Все бесплатно.
Откуда деньги на мероприятие и бесплатные чай и печенье, узнать не удалось. Александр Панов, один из членов команды Гуцул, не смог ответить на этот вопрос, так как пришел просто «как гость». Зато ответ нашел советник башкана Михаил Влах. «Все от бога!» — сказал он. Немного раньше он выступал со сцены, где эмоционально говорил о референдумах 14-го года: «Много наших мужиков, наших мужчин, которые носят штаны, собрались, провели референдумы и показали всему миру, что такое демократия по-гагаузски».
Выступали также башкан и спикер НСГ. Башкана, правда, было плохо слышно, так как забарахлил микрофон. Но Евгению Гуцул все-равно внимательно слушали. Многие пришедшие искренне ее любят. Например, Мария и Василиса из села Баурчи. Они оценили проделанную башканом за полгода работу как «нормальную и даже отличную». «Дай бог ей здоровья», — сказала Мария. Для женщин проведенные референдумы очень важны. По их мнению, так гагаузы смогли показать, что это единый народ. «А вот Молдова не едина. И вообще гагаузов они [молдаване] ненавидят», — считает Мария. По ее словам, «молдаване ненавидят гагаузов», потому что молдавские власти абсолютно не хотят прислушиваться к тому, что говорят гагаузские депутаты.
Мария и Василиса — пенсионерки. Кроме дешевого газа, Шор обещал доплачивать €50 тем пенсионерам, у кого пенсия меньше 3 тыс. леев. Мария и Василиса этих денег не видели, в их селе надбавку «еще не выплатили». Выплатят ли, женщины не знают.
«Мы против Румынии, там гагаузов не любят»
На сцене тем временем один спикер сменял другого. А на лавке за сценой сидели двое пожилых мужчин: бывший депутат городского совета Комрата (так он представился, отметив, что был в горсовете еще в 90-е) Иван Ильич и его приятель Петр Константинович. Они вспоминали, как стояли оба у истоков Гагаузской республики. После развала СССР Гагаузия объявила о независимости, которую никто не признал, Гагаузская республика просуществовала до 1994 года. Пожилые приятели радовались, что гагаузский народ до сих пор един. Правда, Иван Ильич скептически относится к идее присоединения к Таможенному союзу. «А что, он функционален? Там же и Казахстан, и Беларусь ни туда, ни сюда», — отметил мужчина. Но дружбу с Россией приветствует. При этом не против и Евросоюза. «Если Молдова вступит в ЕС как самостоятельное и независимое государство, то почему бы и нет», — считает Иван Ильич. Больше всего его беспокоит возможность объединения с Румынией: «Мы против Румынии. Там гагаузов не любят». Его приятель Петр Константинович рассказал, что его дед служил в Румынии: «Как вы понимаете, очень давно, и там румыны издевались над ним, как только узнавали, что он — гагауз».
Мужчины, как и Василиса с Марией, считают Евгению Гуцул хорошим башканом. Правда, ей мешают, но, в отличии от других участников мероприятия, Иван Ильич считает, что башкану мешают не центральные власти, а социалисты и их лидер Игорь Додон. «Например, депутаты-социалисты Народного собрания Гагаузии. Посмотрите, они постоянно нападают на нее», — сказал Иван Ильич.
«Отсюда не уедем»
После окончания митинга ведущий объявил, что начинается концерт, и площадь стала стремительно пустеть. Мария и Василий уходили с площади под ручку, держа в свободных руках флажки Гагаузии. Они — молодая семья, и пришли на мероприятие, чтобы «поддержать народ». Сами они в референдумах не участвовали, так как были тогда слишком молоды. «Те люди добивались для нас лучшего. Так же и мы будем добиваться лучшего для наших детей», — уверен Василий. Ситуацию в Гагаузии они назвали тяжелой из-за высоких цен. Василий занимается мебелью, а Мария сейчас в декрете. Они живут в Чадыр-Лунге и, несмотря на тяжелую, по их словам, ситуацию, никуда уезжать не планируют: ни в Кишинев, ни за пределы Молдовы. Василий, как и другие наши собеседники, считает, что в Кишиневе гагаузов не любят. «Если узнают, что человек из Гагаузии, с ним принципиально не говорят на русском. Ладно еще, если человек молод, молодые знают румынский, а если человек пожилой, то ему очень тяжело», — посетовал молодой человек.
Концерт тем временем продолжался, на сцене исполняли народные песни. Люди уходили с площади. Комрат возвращался к обычной жизни.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал @newsmakerlive. Там оперативно появляется все, что важно знать прямо сейчас о Молдове и регионе.
Хотите поддержать то, что мы делаем?
Вы можете внести вклад в качественную журналистику, поддержав нас единоразово через систему E-commerce от банка maib или оформить ежемесячную подписку на Patreon! Так вы станете частью изменения Молдовы к лучшему. Благодаря вашей поддержке мы сможем реализовывать еще больше новых и важных проектов и оставаться независимыми. Независимо от того, как вы нас поддержите, вы получите небольшой подарок. Переходите по ссылке, чтобы стать нашим соучастником. Это не сложно и даже приятно.
Поддержи NewsMaker!