О двух годах мэра Чебана в Кишиневе — читатели NewsMaker
На этой неделе, 3 ноября, исполнилось два года с тех пор, как Ион Чебан стал мэром Кишинева. По такому случаю NM спросил у читателей, как изменился город за это время. В ответах наших подписчиков — за что Чебану все-таки можно сказать «спасибо», в чем город по-прежнему остается негуманным и почему ремонтов в парках «со светомузыкой» недостаточно для того, чтобы столица стала другой.
Спасибо всем, кто поделился своим мнением! Для удобства чтения отзывы незначительно отредактированы.
«Покрасить и загнать»
@andreilopatenco:
Чебан — маэстро пиара. Как нечистоплотный автовладелец перед продажей авто: покрасить губы и загнать.
Покрасить губы крайне полезно: парки, скверы, кое-где двор, чтобы мало денег и много виду. А генплан все ждет, пока есть дела, которые рядовой гражданин посчитает видимыми изменениями. К сожалению, везде спешка и халтура.
Где генплан? Кольцевая? Энергетические проекты? Развитие города вширь, а не во внутрь? Дороги? Кроме Албишоары за наши же, только не муниципальные, деньги дороги делаются на уровне запланированных до Чебана.
Троллейбусы и автобусы всех цветов и мастей. Рекламу убрал, молодец. Теперь она возвращается, троллейбусы уже украшают.
Vitalie Cobzac:
Подорожали квартиры из-за запрета на строительство новых жилых домов, а на главных и второстепенных улицах постоянные пробки.
Вместо новых проектов, обустройства парковок, велосипедных дорожек по всему городу, а не только на центральных улицах, модернизации Центрального рынка и развития Кишинева с созданием новых рабочих мест, мэрия делает косметический ремонт в городе. Не говорю, что не надо этого делать, но все не вижу обещанного Smart City.
Elena Voloshina:
Изуродовал сквер Еминеску. Вырубили деревья, голубые ели, снесли здания, представляющие исторический и культурный Кишинев. Пытается влезть в политику и попиариться за чужой счет. Это все про Чебана.
И не надо говорить, что до него было хуже. Плохо было и до него, и при нем. Как воровали, так и воруют. По несколько раз переделывают сделанное и отмывают деньги.
Диана Юрна:
1. Отсутствует финансовая транспарентность — кто и как финансирует, и, главное, сколько. Нет обсуждений по проектам, а также информации в общем доступе. Например: подрядчики, конечный вид проекта, сроки, материалы.
2. За два года никакой реформы в мусорной сфере, кроме €23 млн кредита для Autosalubritate и повышение тарифов. Наши полигоны только увеличиваются. Мы портим жизнь пригородам, но никак не решаем проблему системно.
3. Никаких реальных сносов незаконных построек, только заявления, что тут или там незаконная постройка. Продолжаются стройки, уплотняющие город, а новые районы не развиваются. Нет никаких реформ в планировании и развитии города.
4. Вырубка деревьев. Например, на Московском проспекте экономический агент не понес наказание за вырубку краснокнижных голубых елей.
6. Проблема уличных животных. Тут много пунктов: отсутствие стерилизаций в муниципальном центре, отсутствие адекватного способа избавления от трупов животных (никакой ямы Беккари, никакого санитарного надзора, никаких плановых прививок от бешенства).
Много популизма и пиара, но мало реальных системных адекватных действий.
Фото: Андрей Мардарь / NewsMaker
«Spații Verzi можно переименовать в Orașul Gol»
Лидия Виноградова:
Мэр, который руководствуется девизом: «Ничего не знаю, моя хата с краю».
С начала пандемии в его адрес было отправлено большое количество обращений по вопросу Некрополя, который выделяется ежегодно 7 млн леев. Там вольеры переполнены (в Некрополе на 1 кв.м приходится четыре собаки), а собаки умирали от истощения, и из-за своих сородичей.
Есть вопросы к парковкам. Городские не построили, но зато машины на штраф-площадки забирают. А где их оставлять? [...]
Такой массовой вырубки зеленых здоровых деревьев в городе я не видела ни при одном мэре. Видимо, в Spații Verzi тоже кумэтру. Кстати, Spații Verzi можно переименовать в «Orașul Gol».
Ольга Матвеева
Многое изменилось в лучшую сторону. Впервые работа мэра так видна и радует. Правда, есть и минусы. Очень пугает то, что Кишинев перестает быть уютным зеленым городом. Вырубаются здоровые деревья из-за строек, из-за какого-то архитектурного замысла. Деревья с шикарной раскидистой кроной заменяются карликовыми аналогами.
Наталия Обада:
— Уничтожил сквер Еминеску, сделал вместо него кладбище. — Уничтожил в пандемию базар на Дачии, выгнал людей на улицу и построил огромное здание, которое вышло на тротуар и перегородило свет девятиэтажке. — Уничтожили здание ресторана Sanatate, хотя было выдано разрешение на реконструкцию, а не снос. — Превращает город в раскаленную сковороду, при нем столько деревьев было вырублено, сколько за 10 лет вырубил Киртоакэ. — Хочет снести National, лоббирует этот вопрос, хотя можно сделать реконструкцию. — Проблему с общественным транспортом не решил за два года. — Строительство в историческом центре многоуровневой парковки вплотную к университету — отдельная история.
@Minister_of_truth:
Все познается в сравнении. По сравнению с Киртокэ, Чебан «зе бест». Приют, реорганизация движения, скверы и парки, новый парк общественного транспорта, парковки, электронная оплата проезда, много еще чего.
Минусы — отсутствие велодорожек, чудовищные новострои, парковки на тротуарах и пешеходных дорожках.
Протест зоозащитников у мэрии Кишинева. Фото: Андрей Мардарь / NewsMaker
«Город преобразился, но подход к проблемам остался прежний»
Сильвия Вынту:
Конфликт с мэрией с 2005 года. И до сих пор не можем найти компромисс. У меня наберется на целый роман историй борьбы с мэрией. К сожалению, пришел новый мэр и мне предлагается то же, что предлагала мэрия Киртоакэ. Может, город и преобразился, но подход к проблемам остался прежний.
Лариса Осипова:
Отсутствие прозрачности при принятии решений порождает недоверие к мэру. Невнятна позиция мэрии по поводу незаконного строительства.
ЖЭКи работают бесконтрольно, их главной функцией стало говорить фразу: «Мы — банкроты, и ни за что не отвечаем!»
Marina Vinocurova:
От меня практически все минусы:
— Беспощадная и ненаказуемая вырубка здоровых деревьев. Город в целом лишается зеленого убранства в угоду парковкам. Загазованность воздуха возрастает, а зелень уничтожают. — Ужасный Некрополь. — Необоснованные расходы: мусорки закуплены по огромным ценам. — Продолжение незаконных строек, в том числе в зеленых зонах и сопровождающиеся незаконной вырубкой. — Прежняя наглость и непробиваемость претур. — Неконтролируемость Termoelectrica: максимальное отопление в теплую погоду. Все переложили на плечи каких-то «регулировщиков отопления». — Незаконный конкурс по реконструкции памятников истории и центральных парков. — Летний сервис в центре без местных производителей. Ни мороженого, ни воды молдавского производства по нормальным ценам найти невозможно. — Отсутствие транспарентности. Собрали вроде миллионные средства по аукционам. А на что направили эти миллионы?
Единственный плюс в историческом центре — это укладка новой красивой плитки на некоторых улицах. Но так как она сопровождалась беспощадной вырубкой здоровых деревьев, не могу считать, что это плюс. В историческом центре плюсов не нахожу.
Ольга Супчанова:
По-прежнему живет и здравствует позор нашего города — Некрополь. Это собачий концлагерь, где погибают сотни собак в общих вольерах на 140 животных, без будок, на цементном полу, без укрытия. Погибают от голода, болезней и драк. Наверное, единственное место в мире, где братьями нашими меньшими заведует мусорная компания [муниципальное предприятие Autosalubritate].
Liubovi Ruslanovna:
Конечно, есть изменения. За эти два года рядом с нами выросла незаконная стройка в парковой зоне, вырезали лес, закатали в бетон реку. Вот и вся «транспарентность» Чебана и его команды в лице претора Буюкан Брынзанюка и вице-претора той же претуры Мовилы.
До этих товарищей работали такие же пиджаки, ездили, снимали подаяния и плодили коррупцию, незаконные застройки и торговлю. Их место заняли другие пиджаки, но методы не поменялись.
Город в целом изменился. Вырезаются деревья, закатывается все в уродливую некачественную плитку, без документов идет застройка полным ходом, создаются убогие проекты для отмыва денег. Процветает незаконная торговля, повышаются налоги, а пипл хавает зрелища с цветомузыкой в парках за свой счет и поет дифирамбы подземным переходам, до которых дошли наконец руки.
Diana Curosu:
Ничего особенного не сделал. Парковки, собаки, переполненные дороги, мосты, дворы, переполненные машинами. Серьезные проблемы так и не решаются. Уже столетиями ждем план архитектуры города и ничего. Когда уже решатся на сортировку мусора? Новые дома строятся, а школы и детсады те же самые.
Парк Кафедрального собора. Фото: Андрей Мардарь / NewsMaker
«Много лет у города не было хозяина»
Оксана Краснопольская:
Чебан отлично работает! Лично по моей просьбе установил детскую площадку по Алба Юлия 5, и две остановки. С остановками были проблемы. До него такого не было.
Татьяна Меделян
Спасибо большое за тротуары на Московском проспекте, за чистый и обновленный подземный переход, за сквер у музыкальной школы, за сквер Guguța на Киевской, за то, что не чувствуем неприятного запаха, за то, что нет переполненных мусорных баков, за посаженные деревья, за новые остановки со стульями, за новый транспорт удобный (за последний год ни разу не воспользовалась маршруткой, если есть новый троллейбус или автобус с кондиционером).
Андрей Максим:
Чебан отлично работает. Город стал намного чище. Ремонтируются дороги, парки и скверы. Убрали с дорог рекламные щиты и растяжки, практически избавились от уродливых киосков-«бутиков» из пластиковой вагонки.
Татьяна Соколова:
Уже много лет у города не было хозяина. За пару лет Чебану удалось сделать много: отремонтировать тротуары, парковые зоны, подземные переходы, в которые раньше было страшно зайти, снести будки и киоски, портящие вид города.
Чего бы хотелось: расширения дорог, гуманное решение проблем с бродячими животными и парковок во дворах, особенно в старом жилом фонде. Снесли бы все гаражные кооперативы, а на их местах построили бы многоуровневые парковки с выделением мест владельцам гаражей.
На Рышкановке очень хотелось бы видеть почищенные озера вдоль улицы Димо и облагороженный лесопарк.
Andrei Perciun:
Кажется, что Чебан сделал больше, чем любой другой до него. — убраны киоски — отремонтирована улица Албишоара — отремонтирована улица Крянгэ — созданы игровые и спортивные площадки — восстановлены парки — отремонтированы тротуары
Vadim Irina Arcea:
Чебан вообще красавчик. Живу в Германии, приезжаю раз в год в Кишинев. Дороги — лучше. Тротуары — тоже. Если он прикроет разрешение на строительство небоскребов, то он бесценный. Не могу сказать, воруют ли он и его компания, но результат на лицо.
Фото: Андрей Мардарь / NewsMaker
«Расширять Кишинев нужно»
Елена Конунова:
— Нужно построить нормальную кольцевую дорогу. — Нужно озаботиться грамотными парковками (никуда не деться, придtтся разрабатывать идею подземных и многоуровневых). — Нужно строить многоуровневые развязки. — Нужно унифицировать покрытие тротуаров (желательно без скользкой и недолговечной тротуарной плитки старого образца). — Нужно строго штрафовать за неправильную парковку, и начать реставрировать красивые полуразрушенные здания центра (или хотя бы создать программу помощи в реставрации/ремонте «памятников архитектуры»).
@OlegAgent:
Вообще нужно было бы сильно ограничить строительство многоэтажек в Кишиневе. Расширять Кишинев нужно, а не за счет советской инфраструктуры строить дома.
Не помешало бы ограничить и трафик, но для этого нужна кольцевая. О ней вспоминают только в преддверии выборов, но без нее никак. Центр нужно разгружать.
@OldPadavan:
— Первые сподвижки в реорганизации дорожного движения — выделенные полосы для общественного транспорта. — Начали ремонтировать улицы и общественные пространства не только в центре, но и в других секторах. — В остальном, к сожалению, все по-прежнему — нетранспарентные решения, лепят муравейники. Нет велодорожек и цивилизованной парковки.
@Туся
Два года не была в Кишиневе. Везде новострои, пробки, забитый общественный транспорт. Ничего нового не увидела.
Напоминаем, что у нас есть страницы в социальных сетях и на румынском языке: Facebook NewsMaker în română, Telegram NewsMaker în română | Live. Самые быстрые и проверенные новости на румынском языке (в том числе, о проблемах и радостях Кишинева) — именно там.
Фото: Андрей Мардарь / NewsMaker
Книгу жалоб, благодарностей и предложений для мэра собирала: Наталья Титова Фото: Андрей Мардарь / NewsMaker