Как судья Дорел Мустяцэ дошел до Высшей судебной палаты. И при чем тут Стояногло, PAS и «имидж юстиции»
8 мин.

Как судья Дорел Мустяцэ дошел до Высшей судебной палаты. И при чем тут Стояногло, PAS и «имидж юстиции»

Назначение Дорела Мустяцэ судьей Высшей судебной палаты (ВСП) вызвало волну критики. Юристов возмутило, что член Высшего совета магистратуры (ВСМ) занял должность, на которую по закону не мог претендовать. У парламентской оппозиции возникли вопросы, связанные с ролью Мустяцэ в открытии уголовного дела против Александра Стояногло. NM рассказывает, что известно о Мустяцэ, как он попал из ВСМ в ВСП, и почему в правящей партии считают, что с назначением Мустяцэ все в порядке.

Как Мустяцэ попал в ВСП

Парламент проголосовал за назначение Мустяцэ на заседании 4 ноября. Мустяцэ был единственным из трех кандидатов на пост судьи ВСП, назначение которого накануне поддержало большинство членов юридической комиссии. О двух других кандидатах юркомиссия не смогла ясно высказаться: семь из 11 ее членов воздержались от голосования.

На пленарном заседании парламента за кандидатуру Мустяцэ проголосовали 52 депутата от правящей партии «Действие и солидарность» (PAS). При этом ни депутаты от оппозиции, ни депутаты от PAS не задали Мустяцэ ни одного вопроса.

Согласно закону «О Высшем совете магистратуры», отметим, члены совета не могут участвовать в конкурсах на должности в судебных инстанциях, которые выше той, в которой они работали до избрания в ВСМ. То есть, если в ВСМ избрали судью Апелляционной палаты (АП), он не может участвовать в конкурсе на должность судьи Высшей судебной палаты. А если речь о судье первой инстанции, то он не может участвовать в конкурсах на должность судьи АП и ВСП. Этот запрет остается в силе в течение шести месяцев, после того как член ВСМ сложит мандат.

Мустяцэ выбрали членом ВСМ осенью 2017 года, когда он был судьей суда Кишинева (новых членов ВСМ выбирают на общем собрании судей, которое проходит раз в год). Но его мандат члена ВСМ, как и других вновь избранных членов, начал действовать 7 октября 2018 года, когда истекли мандаты предыдущего состава совета.

Депутат от PAS, глава юркомиссии Олеся Стамате, объясняя в парламенте, почему, по мнению PAS, Мустяцэ может претендовать на должность судьи ВСП, сказала, что он уже участвовал в конкурсе на эту должность летом 2018 года, и ВСМ тогда одобрил его кандидатуру. Результаты конкурса должен был утвердить парламент, но за три года депутаты не рассмотрели этот вопрос. Недавно ВСМ вновь обратился в парламент и попросил рассмотреть результаты конкурса 2018 года и конкурса 2020 года, с которым сложилась та же ситуация, сообщила Стамате. Она также отметила, что поправки в закон «О ВСМ», которые запрещают членам совета участвовать в конкурсах на должности в вышестоящих инстанциях, приняли в октябре 2018 года, то есть через несколько месяцев после того, как Мустяцэ выиграл конкурс на пост судьи ВСП, прошедший летом 2018 года.

Что известно о Мустяцэ

Мустяцэ в 2006 году стал судьей Новоаненского суда, а через пять лет, в 2011 году, возглавил его. В 2014 году Мустяцэ выбрали в ВСМ на общем собрании судей. В 2016 году ВСМ решил с 1 января 2017 года перевести Мустяцэ на работу в суд Кишинева. А на общем собрании судей в октябре 2017 года Мустяцэ снова избрали в состав ВСМ.

Летом 2019 года, после смены власти в Молдове, члены ВСМ отправили в отставку тогдашнего главу совета Виктора Мику и назначили исполняющим обязанности председателя ВСМ Дорела Мустяцэ. Новая власть, принявшая тогда декларацию о «захваченном государстве» и признавшая, что под контролем экс-лидера Демпартии Владимира Плахотнюка была, в том числе, система юстиции, решила не добиваться отставки членов ВСМ, объяснив это тем, что ВСМ «стал делать неожиданные шаги» и может «самостоятельно» очистить систему юстиции.

В конце 2019 года парламентское большинство, сформированное уже Партией социалистов и Демпартей, внесло поправки в закон «О ВСМ», согласно которым новым исполняющим обязанности главы ВСМ становится самый старший член совета. Таким образом, и.о. главы ВСМ стала Луиза Гафтон. Но, после того как в июне 2021 года Конституционный суд отменил эти поправки, и.о. главы ВСМ вновь стал Мустяцэ.

В августе 2020 года в ВСМ обратился Нацорган неподкупности (ANI), который потребовал лишить Мустяцэ мандата члена совета. Инспекторы ANI выявили, что Мустяцэ год совмещал должности члена ВСМ и члена совета Нацинститута юстиции, которые, по мнению ANI, несовместимы. Спустя полгода, в феврале 2021, Мустяцэ потребовал проверить неподкупность главы ANI Родики Анточ. В ANI действия Мустяцэ назвали «запугиванием».

В октябре 2021 года Мустяцэ участвовал в голосовании Высшего совета прокуроров по вопросу открытия уголовного процесса против генпрокурора Александра Стояногло. Мустяцэ смог участвовать в этом голосовании благодаря поправкам в закон «О прокуратуре», которые депутаты от PAS приняли в августе 2021 года. Эти поправки разрешали исполняющему обязанности главы ВСМ участвовать в заседаниях Высшего совета прокуроров (до этого такое право было только у главы ВСМ). Мустяцэ был одним из шести членов Высшего совета прокуроров, которые проголосовали за начало уголовного преследования Стояногло (еще четверо проголосовали против и выступили с особым мнением).

Александр Стояногло на том заседании попытался заявить отвод Мустяцэ и еще четырем членам Совета прокуроров, отметив, что сомневается в их объективности. На следующий день заместители генпрокурора Руслан Попов и Юрий Перевозник сообщили на пресс-конференции, что Стояногло сомневался в объективности Мустяцэ, потому что его родной брат проходит обвиняемым по делу о краже миллиарда.

Что говорят в сообществе юристов

Одним из первых прокомментировал назначение Мустяцэ судьей Высшей судебной палаты бывший госсекретарь минюста Николай Ешану. На своей странице в Facebook он напомнил, что закон «О ВСМ» не позволяет члену совета участвовать в таких конкурсах. Комментируя объяснения Стамате, Ешану отметил, что в любом случае «это повышение, которое вызывает много вопросов, навредит имиджу юстиции». «Если мы хотим изменений в юстиции, необходимо избегать ситуаций, в которых назначение судей, особенно в ВСП, вызывает подозрения. Если есть желание, эту проблему можно легко решить. Если его нет, можно использовать юридические хитрости, чтобы оправдать практически все что угодно», — написал Ешану.

Адвокат и член совета Союза адвокатов Анжела Попил напомнила, что у Мустяцэ нет опыта работы в Апелляционной палате. «Как судья первой инстанции, работая в ВСМ, стал судьей ВСП? За какие профессиональные заслуги? Принцип меритократии, профессионализм? Нет, не слышали», — написала она.

Адвокат Вадим Виеру был краток. «Это новый способ оплаты за оказанные услуги?» — написал он.

Как отреагировала оппозиция

Назначение Мустяцэ раскритиковала парламентская и внепарламентская оппозиция. Так, перед голосованием в парламенте за назначение Мустяцэ партия «Платформа Достоинство и правда» (DA) обратилась к бывшим коллегам по блоку ACUM (партии PAS) и потребовала не назначать Мустяцэ судьей ВСП. «Он смог построить молниеносную профессиональную карьеру в период, когда государство было захвачено», — напомнили в DA. Бывших союзников PAS также смутило то, что из трех кандидатов в судьи ВСП именно Мустяцэ получил поддержку юркомиссии. «Это вызывает подозрение, что есть тайное соглашение по этому вопросу», — отметили в DA.

По мнению DA, назначение Мустяцэ посылает негативный сигнал всей судебной системе о том, что, «демонстрируя повиновение, можно сделать успешную карьеру». Партия DA призвала депутатов парламента и гражданское общество «создать единый фронт и остановить продвижение на важные государственные должности людей, в чьей неподкупности есть сомнения».

Позицию Партии социалистов на заседании парламента 4 ноября представил Василий Боля. «Вы пытаетесь вернуть некоторым долги, назначая их на должности, в том числе в ВСП. Вчера вся страна наблюдала за шоу на заседании юридической комиссии. Если [двум другим кандидатам в судьи ВСП] госпоже Робу и господину Плэмэдялэ 30 минут задавали вопросы и про космос, и про все что хотите, то господину Мустяцэ задали всего два вопроса», — отметил Боля. Он обвинил PAS в попытке расплатиться с Мустяцэ за то, что тот поддержал открытие уголовного процесса против Стояногло. «Вы использовали Мустяцэ, чтобы обезглавить Генпрокуратуру, и сейчас вспомнили, что три года назад он участвовал в конкурсе на пост судьи ВСП», — сказал он. По словам Боли, он опасается, что действия PAS приведут к тому, что «Высшая судебная палата превратится в Высшую палату живодеров».

Что сказали президент и министр юстиции

Министр юстиции Сергей Литвиненко, комментируя в своем Facebook назначение Мустяцэ, напомнил, что на заседании парламента 12 марта 2021 года тогдашнее парламентское большинство назначило в ВСП судей, к репутации которых тоже были вопросы. Кроме того, Литвиненко пообещал провести экстренную аттестацию судей и начать с Высшей судебной палаты. Он отметил, что намерен превратить ВСП в кассационную палату, и пообещал принять «и другие меры для очистки судебной системы».

Президент Майя Санду, комментируя в телеэфире назначение Мустяцэ, вслед за Литвиненко напомнила о приближающейся аттестации судей. «Те, кто не пройдет этот фильтр, больше не будут работать в этих учреждениях [судах и прокуратуре]. Если выяснится, что у них проблемы с неподкупностью или профессионализмом, тогда этот вопрос можно будет очень быстро решить», — сказала Санду.

***
Эта статья написана в рамках проекта «Укрепление правового государства и обеспечение прозрачности судебной системы», реализуемого ОО «Юристы за права человека» при поддержке Национального фонда за демократию, который никоим образом не влияет на предмет и содержание публикуемых материалов.

 

 

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: