Когда Молдова вступит в ЕС? Стали ли мы ближе к Европе, и поможет ли это Санду и PAS выиграть выборы
7 мин.

Когда Молдова вступит в ЕС? Стали ли мы ближе к Европе, и поможет ли это Санду и PAS выиграть выборы

Несмотря на сохранявшуюся до последнего интригу, Европейский совет все же принял решение начать переговоры с Молдовой и Украиной о вступлении в ЕС. NM разбирался, как Европа «обошлась» без премьера Венгрии Орбана, в чем будут заключаться переговоры о вступлении, сколько они могут длиться, и не может ли им помешать смена внутриполитической ситуации в Молдове.

Орбан вышел «выпить кофе»

Молдавские власти после получения Молдовой статуса страны-кандидата на членство в ЕС не раз обещали, что Молдова вступит в Евросоюз к 2030 году. И надеялись, что решение о начале переговоров примут на декабрьском саммите Евросовета.  Правда, позиция премьер-министра Венгрии Виктора Орбана сохраняла интригу вплоть до момента голосования14 декабря. Орбан последовательно выступал против начала переговоров о вступлении Украины в ЕС, и это автоматически становилось угрозой и для начала переговоров с Молдовой. Орбан говорил, что не видит Украину в ЕС из-за войны, коррупции и сельскохозяйственного сектора. Эксперты называли другие причины: по их словам, Орбан так пытался шантажировать ЕС, чтобы Венгрии разморозили финансирование, остановленное из-за претензий ЕС к верховенству закона в Венгрии, в обмен на голос в поддержку начала переговоров о вступлении с Украиной. Еще одна предполагаемая причина — связь Орбана с Путиным и подыгрывание пророссийской повестке.

За день до начала саммита Еврокомиссия (ЕК) разморозила выделение Будапешту €10 млрд, и это вписывалось в версию «шантажа». В ЕК отрицают любую связь между выделением средств и голосованием на саммите и утверждают, что размораживание части финансирования стало ответом на судебную реформу, которую Будапешт провел еще весной.

Тем не менее на саммите Орбан действительно не наложил вето на решение начать переговоры о вступлении Молдовы и Украины в ЕС, но и не голосовал за, продолжив критиковать действия ЕС в отношении Украины. По словам Орбана, решение Европейского совета ошибочное, и Венгрия остается от него в стороне.

Так как же получилось, что решение приняли без единогласного мнения стран-членов ЕС? Дело в том, что закон ЕС позволяет принять решение о расширении, если кого-то из лидеров нет в зале. По словам премьер-министра Нидерландов Марка Рютте, канцлер Германии Олаф Шольц просто предложил Орбану выйти попить кофе. Таким образом, оставшиеся 26 лидеров ЕС проголосовали за начало переговоров, а Венгрия, как и заявлял Орбан, не поддержала это решение.

Стоит отметить, что вся эта история лишь косвенно затрагивала Молдову. За день до саммита министр иностранных дел и европейской интеграции Молдовы Нику Попеску и министр экономики Дмитрий Алайба встретились в Париже с министром иностранных дел Венгрии Петером Сийярто. Он заявил, что Венгрия поддерживает евроинтеграцию Молдовы. «Мы будем рады, если Молдова начнет переговоры о присоединении», — написал венгерский министр на своей странице в Facebook по итогам встречи.

Переговоры начались. Что дальше?

Процесс переговоров долгий и сложный. Это не дело одного месяца или года. Например, страна, которая последней вступила в ЕС — Хорватия, начала переговоры о вступлении в 2005 год, а стала полноправным членом ЕС в 2013 году, Румыния и Болгария начали переговоры в 2000, а вступили в ЕС в 2007 году, Польша, Литва, Латвия и Эстония начали переговоры в 1998 году, а вступили в 2003 году.

После решения о начале переговоров наступает этап скрининга, то есть подробного изучения внутренней ситуации в стране-кандидате. Итоги скрининга в Молдове станут известны, скорее всего, на министерской встрече ЕС в марте следующего года. По итогам скрининга Европейский союз разработает «дорожную карту», по которой Молдова будет двигаться в ЕС. В ней будет указано, с каких разделов европейского законодательства лучше начать переговоры, а какими закончить. Напомним, что для вступления Молдова должна соответствовать 35 разделам европейского законодательства.

Эксперт WatchDog Андрей Курэрару считает, что Молдове лучше всего начать с образования, защиты авторских прав и охраны государственных границ, так как в этих областях страна делает определенные успехи. А завершить переговоры лучше «сложными» разделами европейского законодательства, например, верховенством права и сельским хозяйством.

Бывший постпред Молдовы в ООН и Совете Европы, политический обозреватель Алексей Тулбуре отметил, что начало переговоров с ЕС — это «победа над агрессором». «Блокирование переговоров было бы очень на руку России и стало бы некой победой для [президента России Владимира] Путина, но этого не произошло», — сказал эксперт и подчеркнул, что пока рано говорить о сильных и слабых для Молдовы разделах. При этом он отметил, что Молдова показывает некоторые успехи и в сельском хозяйстве, а самая сложная для Молдовы область — это юстиция.

Говоря о переговорах, политический аналитик Дионис Ченуша отметил, что У Молдовы есть две большие слабости: отсутствие компетентных кадров и денег. «Если не решить эти две проблемы, Молдова будет полагаться исключительно на внешнюю помощь для оплаты временных экспертов. В итоге не будет создана институциональная память, которая необходима, чтобы процесс вступления в принципе продвигался и был устойчивым», — отметил эксперт.

Когда Молдова может вступить?

После того как страна завершит переговоры по всем разделам, Еврокомиссия должна рекомендовать Европейскому совету поддержать или не поддержать вступление Молдовы в ЕС. Если рекомендация ЕК будет положительной, вопрос вынесут на саммит Евросовета. И вот тут, отметил Курэрару, все 27 стран должны проголосовать за вступление новой страны в ЕС. «Нужно единогласное решение, не консенсус. Так что нынешний вариант с выходом Орбана из зала не пройдет», — подчеркнул эксперт.

Но единогласие лидеров — это еще не все. За вступление Молдовы в ЕС должны будут проголосовать парламенты всех стран-членов. Курэрару отметил, что некоторые страны могут даже провести референдум для принятия решения по этому вопросу.

После этого решение о вступлении в ЕС должен одобрить молдавский парламент, и для этого тоже можно провести референдум, чего порой так требует оппозиция в Молдове.

Переговоры с ЕС в контексте молдавской политики

К решению Евросовета о начале переговоров молдавская оппозиция отнеслась показательно равнодушно (многие это событие просто проигнорировали) или критически. Лидер околошоровской партии «Возрождение» Наталья Параска написала в своем ТГ-канале, что «PAS не имеет права говорить от лица всех граждан», и «что мнение граждан не совпадает с мнением режима». «Мы готовы сотрудничать с евразийскими структурами, ЕАЭС и БРИКС. Сегодня российский лидер Владимир Путин констатировал, что между странами ЕАЭС растет товарооборот, открыты рынки труда, капитала, рабочей силы, идет кооперация…», — написала Параска.

А социалист Богдан Цырдя отметил в своем ТГ-канале, что «неизвестно, сколько лет будут идти переговоры».

Партия развития и консолидации Молдовы (PDCM) экс-премьера Иона Кику приняла декларацию, в которой приветствовала начало переговоров, но раскритиковала власть в лице партии «Действие и солидарность» (PAS).

Для PAS между тем начало переговоров с ЕС станет «козырной картой» на предстоящих президентских и парламентских выборах. Но поможет ли это PAS снова одержать победу? Андрей Курэрару считает, что предвыборная кампания Майи Санду будет строиться именно на этом. «Но до парламентских выборов больше времени, чем до президентских. И к тому моменту люди захотят увидеть конкретные результаты», — добавил эксперт.

Алексей Тулбуре отметил, что начало переговоров даст PAS дополнительные очки, тем не менее партии вряд ли удастся снова получить большинство в парламенте. «Мы должны готовиться к коалиционному правительству. Сейчас у нас праздник — начались переговоры с ЕС, но через месяц все об этом забудут. Начало переговоров не делает жизнь людей лучше, жизнь людей делают лучше реформы», — подчеркнул Тулбуре.

При этом уход проевропейской силы из власти, по мнению Тулбуре, остановит процесс переговоров. «Не прекратит, но поставит на паузу. У нас этот маятник уже 30 лет. Приходит новая власть и разрушает все до основания. Вплоть до уборщиц всех увольняют и заново пытаются строить. Такого быть не должно. Должна быть четкая стратегия развития. Могут меняться президенты и правительство, но власти должны знать, куда мы идем и какова стратегия», — отметил Тулбуре.

При этом эксперты не связывают евроинтеграцию только с PAS. «Я бы не стал говорить о личностях [политических партиях]. Думаю, что лучшим решением было бы подписать документ, аналогичный пакту Снагов в Румынии, где все проевропейские партии подписали документ, согласно которому европейский курс должен сохраняться, независимо от того, кто у власти», — заключил Андрей Курэрару.

 


Подписывайтесь на наш Telegram-канал @newsmakerlive. Там оперативно появляется все, что важно знать прямо сейчас о Молдове и регионе.



Хотите поддержать то, что мы делаем?

Вы можете внести вклад в качественную журналистику, поддержав нас единоразово через систему E-commerce от банка maib или оформить ежемесячную подписку на Patreon! Так вы станете частью изменения Молдовы к лучшему. Благодаря вашей поддержке мы сможем реализовывать еще больше новых и важных проектов и оставаться независимыми. Независимо от того, как вы нас поддержите, вы получите небольшой подарок. Переходите по ссылке, чтобы стать нашим соучастником. Это не сложно и даже приятно.

Поддержи NewsMaker!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: