Когда все-таки Молдова начнет переговоры с ЕС? Объясняем, при чем тут Украина, «рука Москвы» и премьер Венгрии Орбан
9 мин.

Когда все-таки Молдова начнет переговоры с ЕС? Объясняем, при чем тут Украина, «рука Москвы» и премьер Венгрии Орбан

В конце этой недели, 14–15 декабря, пройдет саммит лидеров стран Европейского союза. В повестке дня — решение о начале переговоров о вступлении Молдовы и Украины в ЕС. Европейская комиссия (ЕК) рекомендовала начать переговоры о вступлении, но решение должно быть единогласным, а среди стран ЕС, похоже, все еще нет консенсуса. Премьер-министр Молдовы Дорин Речан допустил возможность переноса начала переговоров с декабря на март. NM вместе экспертами разбирался в том, насколько реален такой перенос сроков, и при чем тут премьер-министр Венгрии Виктор Орбан.

Контекст

Молдова подала заявление на членство в Европейском союзе 4 марта 2022 года — через несколько дней после того, как это сделала Украина. С тех пор Молдова и Украина идут в ЕС «в связке». Страны одновременно получили статус кандидатов на членство в ЕС, ЕК одновременно рекомендовала начать переговоры и с Молдовой, и с Украиной, и теперь на саммите ЕС лидеры стран будут принимать решение относительно обеих стран сразу.

Премьер-министр Дорин Речан заявил 7 декабря в телеэфире, что «связка с Украиной важна», и Молдова разрывать ее не намерена: «Наша позиция такова. Мы должны быть вместе с Украиной в процессе начала переговоров».

Для принятия решения о начале переговоров о вступлении в ЕС необходимо единогласное решение всех глав европейских стран. И тут у Украины и, соответственно, у Молдовы есть проблема — Венгрия. Премьер-министр этой страны Виктор Орбан грозится блокировать начало переговоров о вступлении Украины в ЕС.

Если решение о начале переговоров не будет принято на предстоящем декабрьском саммите, в следующий раз лидеры стран ЕС могут рассмотреть этот вопрос на саммите в марте.

Угрозы Орбана

Отношения Венгрии и Украины уже давно нельзя назвать простыми. Поводом для их ухудшения стал закон Украины об образовании, который, в частности, ограничивал для венгерского нацменьшинства Закарпатья доступ к образованию на родном языке. Сейчас Украина вносит в этот закон поправки. Одна из поправок предполагает, что нацменьшинства смогут получать среднее образование на родном языке, если этот язык является официальным языком ЕС. «Ранее Орбан всегда говорил, что самая большая проблема — это проблема венгерского меньшинства. Одна из рекомендаций ЕК касалась именно прав меньшинств. Сейчас Украина, как мне кажется, сделала все для того, чтобы у критиков не было аргументов против ее вступления в ЕС», — отметил для NM старший аналитик центра «Новая Европа» Лео Литра.

Сейчас Орбан языковой вопрос не поднимает. Его основной аргумент против членства Украины в ЕС — состояние войны. В интервью венгерскому радио «Kossuth» премьер-министр Венгрии заявил, что сейчас Украина находится в состоянии войны, и ЕС не может ни оценить численность ее населения, ни определить точные границы. Вместо переговоров лидер Венгрии предложил заключить с Украиной стратегическое партнерство на 10-15 лет. Также Орбан написал главе Евросовета Шарлю Мишелю письмо, в котором и вовсе предложил снять вопрос о начале переговоров с Украиной с повестки декабрьского саммита, потому что консенсуса между лидерами ЕС не будет. После этого письма Мишель сократил продолжительность своей поездки в Китай и вернулся в Брюссель для дальнейшего обсуждения ситуации с лидерами стран. Тогда же президент Франции Эммануэль Макрон провел личную встречу с Виктором Орбаном.

Политический аналитик Сорин Ионицэ отметил, что угрозы Орбана стоит воспринимать всерьез. «Макрон провел с Орбаном незапланированную встречу. У Макрона есть такая страсть — решать кризисные ситуации и наставлять „плохих парней“ на правильный путь. Так что ситуация, и правда, очень серьезная. Однако Орбан вышел от Макрона с теми же убеждениями, с которыми заходил к нему. Первое — что Украина „очень коррумпированная страна“, хотя Венгрия первая в топе коррумпированных стран Европы. А второе — что „мы не можем принять Украину в ЕС, учитывая ее объемы сельского хозяйства, потому что тогда будет разрушена Общая сельскохозяйственная политика ЕС“. Первый аргумент более эмоциональный, а второй направлен на определенные группы населения, в частности, на фермеров, у которых есть причины переживать из-за Украины», — сказал эксперт NM.

Пока внешние партнеры ведут с Орбаном переговоры, правящая партия Венгрии «Фидес — Венгерский гражданский союз» приняла резолюцию, в которой призвала Орбана голосовать против начала переговоров с Украиной.

Финансирование или «рука Москвы»

Эксперты называют разные причины такого поведения венгерского премьера. Самая весомая из них — желание разблокировать финансирование из Европейского союза. Дело в том, что ЕС в декабре прошлого года заблокировал выделение Венгрии 13 млрд евро в связи с нарушением венгерским правительством принципов верховенства закона. Эксперты считают, что сейчас Орбан пытается договориться о выделении денег взамен на голос за начало переговоров о вступлении Украины в ЕС. «Что мы видели в прошлые годы? Венгрия почти всегда использует угрозы вето для решения других проблем. Я думаю, сейчас происходит попытка разблокировать финансирование Венгрии от ЕС с помощью голосования за начало переговоров о вступлении Украины и Молдовы», — считает журналист венгерского СМИ «Valasaz online» Сабольч Ворош.

Другой причиной такого поведения Орбана могут быть его отношения с Кремлем. «Конечно, трудно отрицать связи Орбана с Кремлем, он довольно открыто симпатизирует кремлевским нарративам, в том числе и нарративу о том, что не надо давать Украине никакой помощи и силовой метод никак не поможет остановить войну. Было бы правильнее обратиться с таким призывом к руководству России, потому что Украина защищается, и не Украина напала», — говорит Лео Литра.

Действительно, Орбана не раз обвиняли в пророссийских настроениях и называли пророссийским политиком. Эксперт WatchDog Андрей Курэрару уверен, что личные отношения Виктора Орбана с президентом России Владимиром Путиным также влияют на его мнение о начале переговоров с Украиной: «Путин не может решать такие вопросы на евроуровне, но может влиять на решение Венгрии, обещая им какие-то преференции, например, поставку дешевого газа».

А вот Сабольч Ворош не увидел в нынешней ситуации «российского следа». «Эти угрозы вето для Украины — лишь внутренняя игра венгерского правительства. Я не вижу тут влияния Кремля. Конечно, если Венгрия проголосует за вето, это будет на пользу Кремля. Но прямой связи тут нет, это просто совпадение интересов. В целом, у пророссийских настроений Орбана есть только негативные для Венгрии последствия», — отметил журналист.

Каким может быть решение

Мнения экспертов о том, каким будет решение европейского совета 14–15 декабря, расходятся. Сабольч Ворош уверен, что компромисс будет найден и венгерского вето удастся избежать.

В позитивном ключе смотрит на предстоящий саммит и Лео Литра. По его словам, шанс что вето не будет — 70% к 30%. «Серьезных аргументов „против“ не осталось», — отметил эксперт.

Сорин Ионицэ считает, что шансы можно расценить как 50 на 50, но и в этом случае, по его словам, у Евросоюза есть план Б. «Думаю, в таком случае лидеры стран ЕС соберутся еще раз — на внеочередной январский саммит. Кроме вопроса о начале переговоров, есть еще один немаловажный вопрос: это помощь Украине в размере 50 млрд евро. Если Венгрия заблокирует и это решение, то, думаю, деньги будут поступать не от ЕС, а от каждой страны отдельно. В конечном итоге, необходимая сумма в Украину все равно поступит», — объяснил эксперт.

Андрей Курэрару отметил важность начала переговоров до июля 2024 года. «В июле Венгрия будет председательствовать в Совете Европейского союза и в таком статусе ей будет легче продвигать свои интересы», — отметил эксперт.

Друзья Орбана

Открыто против начала переговоров выступает только Венгрия, однако в Европе в целом растет влияние популистов и евроскептиков. К примеру, на парламентских выборах в Словакии осенью этого года победила партия «Курс — социальная демократия» (SMER), возглавляемая Робертом Фицо. Стоит отметить, что партия продвигает антиукраинскую повестку, а на прошлой неделе министр иностранных дел Словакии Юрай Бланар заявил, что «не видит Украину в ЕС».

Фицо и Орбан выглядят как «политические друзья». При этом Сабольч Ворош отметил, что в Венгрии этой дружбы не понимают. «Мистер Фицо, когда ранее уже был премьер-министром, продвигал не самую дружелюбную повестку в отношении венгерского меньшинства в Словакии. Все — не черно-белое. В заголовках хорошо выглядит „У Орбана нет друзей“ или „Орбан и Фицо — лучшие друзья“, но на самом деле все гораздо сложнее».

Сорин Ионицэ не разделяет мнения о том, что Словакия может чинить препятствия вступлению Украины в ЕС. «В отличие от Орбана, Фицо не так сильно контролирует страну. Там в парламенте сформировалась достаточно нестабильная коалиция, и Фицо не может все контролировать. А у Орбана есть четкая вертикаль власти, как у Путина в России», — объяснил Ионицэ.

Эксперт также напомнил о Нидерландах, где недавно на парламентских выборах победила партия так называемого «нидерландского Трампа» — евроскептика Герта Вилдерса. «Пока новое правительство не сформировано, но ситуация такова, что, в отличие от Румынии и Венгрии, лидеры Нидерландов и других скандинавских стран не могут делать на саммите что им вздумается. У них должен быть мандат от парламента. И даже если премьер не захочет блокировать какое-то решение, ему придется это сделать, если так решил парламент», — отметил эксперт.

Лео Литра, в свою очередь, не видит серьезных проблем ни в каких странах, кроме Венгрии. «Венгрия — изолирована, и чем больше вероятность, что она останется одна против всех, тем меньше шанс, что они смогут выдержать свою позицию», — подчеркнул аналитик.

Риск евроскептицизма для переговоров

Переговоры о вступлении в ЕС — долгий процесс, который может занять не один год. Если сейчас начало процесса переговоров не «споткнется» об Орбана, то какова вероятность, что дальнейшие переговоры не будут блокированы другими лидерами, с похожими взглядами? Андрей Курэрару считает, что набирающие популярность евроскептики Молдове не страшны. «В дальнейшем будет больше технических, а не политических вопросов. Следующее большое политическое решение будет приниматься уже непосредственно при принятии решения о вступлении в ЕС. Может, тогда мы уже и не будем „в связке“ с Украиной. Думать об этом сейчас еще очень рано», — отметил эксперт.

Похожего мнения придерживается и Сорин Ионицэ. Он отметил, что возникающие сложности наверняка можно будет обойти, как когда-то это сделали Румыния и Болгария. «Румыния вступила с определенным транзакционным периодом. Мы не сразу получили все права страны-члена ЕС, а приобретали их постепенно. Думаю, в случае Молдовы и Украины будет так же», — заключил эксперт.


Подписывайтесь на наш Telegram-канал @newsmakerlive. Там оперативно появляется все, что важно знать прямо сейчас о Молдове и регионе.



Хотите поддержать то, что мы делаем?

Вы можете внести вклад в качественную журналистику, поддержав нас единоразово через систему E-commerce от банка maib или оформить ежемесячную подписку на Patreon! Так вы станете частью изменения Молдовы к лучшему. Благодаря вашей поддержке мы сможем реализовывать еще больше новых и важных проектов и оставаться независимыми. Независимо от того, как вы нас поддержите, вы получите небольшой подарок. Переходите по ссылке, чтобы стать нашим соучастником. Это не сложно и даже приятно.

Поддержи NewsMaker!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: