Репортаж NM
Кто в поле хозяин
Как дубоссарские фермеры вернулись на свои земли в Приднестровье
Фермеры из Дубоссарского района, по информации молдавских властей, с 1 августа получили доступ к своим земельным участкам, расположенным на территории Приднестровья. Из-за разногласий Кишинева и Тирасполя аграрии четыре года не могли обрабатывать эти земли. Корреспондент NM Николай Пахольницкий побывал в Дубоссарском районе, пообщался с фермерами и выяснил, как обстоят дела с этими землями, начали ли их обрабатывать, и можно ли считать этот вопрос закрытым.
Дубоссарские фермеры вернулись на землю.
Аграрии смогут обрабатывать свои сельхозугодья на левом берегу Днестра
Месяц назад Бюро реинтеграции объявило, что с 1 августа фермеры Дубоссарского района получили доступ к своим землям, расположенным на территории непризнанной ПМР. Договоренность об этом Кишинев и Тирасполь закрепили в протокольном решении «Об урегулировании вопросов, связанных с реализацией Механизма 2006 года об использовании сельскохозяйственных земель, расположенных в Дубоссарском районе, за трассой Тирасполь – Каменка», принятом в ноябре 2017 года.

Кишинев и Тирасполь не могли договориться об этих землях с конца 1990-х годов.
Почему так получилось
Дело в том, что Дубоссарский район после вооруженного конфликта 1992 года оказался разделенным на две части.
Одна из них подконтрольна Кишиневу
Включает 15 сел с административным центром в селе Кошница
Вторая подконтрольна Тирасполю
Включает 20 сел и город Дубоссары
В конце 90-х годов прошлого века жители подконтрольного Кишиневу Дубоссарского района в рамках госпрограммы «Пэмынт» получили в этом районе землю, часть которой находилась на территории Приднестровья. Речь идет о почти 6,5 тыс. гектарах земли (всего в приднестровской части Дубоссарского района около 16,9 тыс. гектаров сельхозземель).
6,5 тыс. га

распределили между
5,5 тыс. жителей

сел Кошница, Дороцкое, Погребя, Пырыта, Кочиеры, Васильевка и Моловата Ноуэ.
Тирасполь, однако, считает эти земли своей территорией и с начала 2000-х дважды запрещал молдавским фермерам обрабатывать эти сельхозугодья (последний раз в конце 2013 года).

Тирасполь объяснял это тем, что Кишинев обязался предоставлять всю необходимую информацию об использовании земель, но не делал этого: собственники земель постоянно менялись, но об этом не сообщали приднестровским властям. К тому же, как отмечал Тирасполь, из-за миграции населения Молдовы росла площадь необрабатываемой земли.

Приднестровье, впрочем, требовало, чтобы фермеры, кроме этого, заключали договоры аренды с местными властями и платили налоги за использование земель в приднестровский бюджет (в Приднестровье запрещена частная собственность на землю).

Кишинев с таким подходом был не согласен. В связи с тем, что дубоссарские фермеры четыре года не могли работать на этой земле, правительство выделило им субсидии на общую сумму 45 млн леев. Все это время Кишинев и Тирасполь вели переговоры по этому вопросу. В результате договорились использовать прежний механизм, который подразумевает, что у крестьян будет доступ к земле на базе свидетельства о регистрации. Аналогичный механизм действовал в 2006-2013 годах.
По данным Бюро реинтеграции, к 1 августа было выдано
99 сертификатов

на обработку
5,2 тыс. га

или 82% от общей площади земли
Что рассказали фермеры
Директор компании Levobaciu Петр Лешан рассказал NM, что с 1999 года занимается сельхозбизнесом в Дубоссарском районе. Компания арендует около 600 гектаров земли, 260 из которых — на территории, подконтрольной Приднестровью.
«[Когда в 90-х раздавали землю], были и участки за трассой. Нам дали землю в пользование, но предупредили, что могут быть проблемы. Мы тогда об этом [не думали] и стали работать с энтузиазмом», — вспоминает фермер.
Проблемы начались в середине нулевых, но потом вопрос решили, и до 2014 года фермеры могли обрабатывать земли. «Работали, но неспокойно, надо было проходить границу, ездить в таможню Дубоссар, но мы как-то начали смиряться с этим. Работали как "юридические лица Молдовы" — так нас всегда называли [чиновники в Дубоссарах], хотя это наша земля», — рассказал Петр Лешан.

Весной 2014 года молдавским фермерам запретили работать на этих землях.
Четырехлетний простой, по подсчетам компании Levobaciu, нанес ей ущерб 622 тыс. леев. «Спасибо правительству — ущерб компенсировали. Но наша недополученная прибыль за это время составила 2 млн леев», — посетовал фермер, уточнив, что субсидии от правительства, около 1200 леев на гектар, получала не компании, а владельцы земель, у которых Levobaciu ее арендует.

С 1 августа компания вновь получала возможность обрабатывать эти земли. Примечательно, что, по соглашению Кишинева и Тирасполя, фермеры, чтобы обрабатывать эти земли, должны получить в мэрии Дубоссар свидетельство о временной регистрации, которое «подтверждает факт временной регистрации» владельца или пользователя сельхозугодий. В документе указана компания или владелец земли и ее площадь.

Также в нем указано, что госадминистрация Дубоссар и Дубоссарского района «гарантирует невмешательство в хозяйственную деятельность обладателя свидетельства при отсутствии с его стороны нарушений агротехники и экологического законодательства». Документ дает право на беспрепятственный проезд, обработку земли и вывоз урожая в упрощенном режиме. Свидетельство выдается на 20 лет — до 2038 года.

При этом, сетует Лешан, каждый раз приходится проходить таможенные процедуры на границе с непризнанной республикой: «Надо показывать паспорт, регистрироваться. Если с тракторами, должны быть документы на сельхозтехнику».
В Levobaciu также рассказали, что из 260 гектаров пока получили разрешение работать на 227 га, для работы на остальных надо решить проблемы, связанные с наследованием земель. «Администрация Дубоссар находит всякие мелочи — это не так, то не так. Мы возмущаемся: какое отношение имеет администрация Дубоссар к этой земле, это наша земля. Но они говорят, что это их земля», — пояснил Лешан.

«Нам разрешили работать с 1 августа. Но пока сложно сказать, что там уже можно работать. Земля очень запущена, сорняки такие, что проблемы будут еще лет десять […] Мы уже задисковали 20 гектаров, но климатические условия пока не позволяют работать. Хотим засеять минимум 60 гектаров пшеницы», — отметил аграрий.

По его словам, эти земли обрабатывали фермеры из Приднестровья, но относились они к земле не как к своей, хотя считают себя хозяевами этих угодий. Лешан также рассказал, что сейчас приднестровские фермеры активно регистрируются в Молдове и стараются перекупить аренду этой земли у жителей сел Дубоссарского района, подконтрольного Молдове.
Фермер из Моловата Ноуэ, директор компании Agro-Tiras Штефан Дрига подтвердил NM, что после 1 августа проблем с обработкой земли нет. Его компания обрабатывает 350 гектаров сельхозугодий, из которых 200 гектаров расположены на территории Приднестровья.
Эти сельхозугодья, по словам Дриги, «относились к Моловата Ноуэ еще с советских времен». «Я был председателем колхоза, эти земли всегда относились к нашему селу, потом люди получили квоты на них», — вспоминает аграрий.

Весной 2014 года, по словам Дриги, их земли просто «забрали».
«[Мы] были на полях, пришла милиция, запретила работать. Четыре года ничего не обрабатывали, люди получили компенсацию по 1228 леев на гектар», — сказал Дрига.
Сейчас, отметил он, проблем нет. «Надо было представить договоры с владельцами участков, взятыми в аренду, я представил. Должны были раньше [дать доступ]. Был разговор, что с ноября прошлого года, потом — с 1 марта, но разрешили с 1 августа. Сейчас дискуем и пашем. Земли нормальные, где-то бурьян, но работать можно», — рассказал фермер, отметив, что механизм оформления этих земель в Приднестровье похож на тот, что действовал раньше, только тогда разрешения выдавали на год, а сейчас на 20 лет. «Мы просто едем на поле и работаем, нет никакой таможни», — добавил фермер.
Председатель кооператива Dorcopagro, расположенного в селе Дороцкое, Вера Семенов тоже уже получила разрешение на земли, но к работе еще не приступила. У кооператива только 16 га земли расположены на территории, подконтрольной Кишиневу, а 128 га — в Приднестровье.
«Нужны были документы: сколько людей в кооперативе, сколько земель. Нам назначили дату, когда нужно представить документы в [Дубоссарской госадминистрации]. В марте подали документы и в июле [выдали свидетельство]», — рассказала Семенов.

Как и у других предпринимателей, у нее возникла проблема с наследованием земель. «29 гектаров земель остались под вопросом, у нас [в Молдове] с ними нет проблем, а там нужны документы, подтверждающие наследование», — пояснила она.
Впрочем, по словам Веры Семенов, задержка связана еще и с тем, что сельхозугодья кооператива — это отдельные участки в разных местах, что создает неудобства при их обработке. Поэтому, рассказала председатель кооператива, жители села Дороцкое, владеющие примерно 1,5 тыс. га земли на территории Приднестровья, решили подписать «протокол согласия» между экономическими агентами, взявшими эти земли в аренду, и разделить их так, чтобы было удобно работать.

Фермеры не исключают, что при обработке земель могут столкнуться с финансовыми проблемами.
«Мы четыре года совсем не работали, техника стояла. Она была в рабочем состоянии, хоть и не новая, но сейчас в нее надо вкладывать деньги. Новая стоит дорого, да и неизвестно, как все будет дальше — сегодня разрешили, а завтра?», — отметила председатель кооператива.
Фермеры, с которыми общался NM, также рассказали, что попросили финансовую помощь у молдавских властей, но не получили ее. NM в этой связи направил письменный запрос в Бюро реинтеграции. Но ответ на него к моменту публикации материала не получил.
Текст: Николай Пахольницкий
Оформление: Татьяна Булгак
Фотографии: Екатерина Дробан
x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: