Куда уходят деньги. На что тратят ежегодно 6 млрд леев из фонда медстрахования
5 мин.

Куда уходят деньги. На что тратят ежегодно 6 млрд леев из фонда медстрахования


Парламент полгода назад обязал Национальную компанию медстрахования (НКМС) публиковать подробную информацию о выделении средств больницам. Отчитываться публично о полученных от НКМС деньгах и их расходовании должны и медучреждения. Однако, как выяснили эксперты, ответа на вопрос, как распределяются деньги в здравоохранении, по-прежнему нет: только 25% клиник публикуют отчеты, а многие решения НКМС, которая ежегодно направляет медучреждениям 6 млрд леев, до сих пор остаются тайной.

В чем дело?

НКМС — единственная компания в Молдове, которая занимается распределением денег, собранных по системе обязательного медстрахования. Ее бюджет растет с каждым годом. В 2018 году он составил более 6,14 млрд леев.

Полгода назад, 22 декабря 2017 года, вступили в силу поправки в закон «Об обязательном медицинском страховании». Они обязывают НКМС в течение пяти дней со дня заключения контракта с медучреждениями об оказании медицинских услуг опубликовать в открытом доступе номер и дату подписания договора, список услуг, их стоимость и способ перевода денег за них медицинским учреждениям. Аналогичные сведения в течение пяти дней после заключения контрактов должны опубликовать на своих сайтах и медучреждения.

Центр политики и исследований в здравоохранении (PAS) совместно с адвокатским бюро Efrim Rosca si Asociatii (ERA) решили выяснить, насколько эффективно работает новая версия закона. Оказалось — не очень.

Как НКМС исполняет закон?

НКМС ежегодно заключает контракты более чем с 400 государственными и частными медучреждениями и 200 аптеками. Как выяснил PAS, данные о них опубликованы лишь частично. В ежегодных отчетах НКМС о расходовании фонда обязательного медстрахования нет детальных сведений о том, какие суммы и на какие услуги выделили медучреждениям.

«От того, как распределяют средства на оказание услуг, зависит доступ к ним населения. Но это невозможно оценить, если указана только сумма контракта. Нужен и список услуг, и их объем, только тогда можно оценить, отдавала ли НКМС предпочтение какой-то больнице республиканского значения по сравнению с местной, или, например, какой-то частной клинике в ущерб государственной», — подчеркнул директор программ центра PAS Геннадий Цуркану.

Кроме того, НКМС не публикует и контракты с аптеками, согласно которым в них поступают компенсируемые лекарства. Отрывочные данные об этом в последний раз публиковались в 2016 году. «Но и тогда — был опубликован список аптек, но не были указаны суммы контрактов», — добавил Цуркану.

НКМС не выполняет и закон «О прозрачности процесса принятия решений»: решения совета управления организации нигде не публикуются полностью. Как уточнил Цуркану, на сайте НКМС встречаются пресс-релизы, в которых даны некоторые решения совета, но сами документы никогда не опубликованы, хотя «они представляют общественный интерес».

Адвокат Наталья Рошка отметила, что поправки в закон предполагают, что эти сведения не могут быть «государственной тайной», их необходимо публиковать или предоставлять по первому требованию.

Как это объясняет НКМС?

PAS отправили свое исследование в НКМС. По словам Цуркану, общественникам на него ничего не ответили. Кроме того, НКМС после неоднократных запросов отказалась предоставить и контракты, заключенные с медучреждениями. Часть из них можно увидеть только на сайтах некоторых больниц и центров, по собственной инициативе опубликовавших договора с НКМС.

На вопрос NM, почему НКМС публикует лишь частичную информацию, нарушая таким образом закон, в организации ответили, что всю «информацию общественной важности» можно найти на сайте НКМС: список медучреждений, годовые и месячные отчеты, суммы контрактов и списки услуг, оказываемых крупными клиниками. В последних, отметим, не указаны объемы услуг и суммы, выделенные на конкретные процедуры.

В НКМС также отметили, что в случае «проблем с доступом к медицинским услугам», граждане могут обратиться в организацию по телефону 0 800 99999.

На вопрос, почему НКМС не публикует решения административного совета, в пресс-службе не ответили.

Как медучреждения выполняют закон?

Из 367 государственных медучреждений, которые в 2018 году получили в общей сложности 5 млрд леев от НКМС, только 95 опубликовали контракты, заключенные с государством. Из 68 частных клиник и медицинских центров, которые получили 334 млн леев, ни одна не опубликовала контракты.

Более того, у некоторых районных клиник вообще нет сайтов, и им просто негде публиковать отчеты и контракты. «При этом им достаточно обратиться в Национальное агентство по общественному здоровью и получить «ключи» от макета готового сайта. Это стало возможным благодаря проекту, реализованному еще в 2009 году. Но никто не обратил на него внимания», — сказал Цуркану.

Среди тех, кто не опубликовал контракты, есть и крупные республиканские больницы. Например, Национальный центр скорой добольничной помощи, который сегодня объединяет все посты скорой помощи в стране не представил ни одного договора.

Убедиться в этом теперь может любой желающий. Центр PAS запустил онлайн-платформу «Твои деньги в здравоохранении» (Banii tai in sanatate). На ней собраны все опубликованные отчеты медучреждений, которые заключают контракты с НКМС.

NM направил в правительство вопрос о том, какие меры планирует предпринять кабмин, чтобы заставить медучреждения и НКМС соблюдать закон, но к моменту публикации материала ответ получен не был.

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: