Рабочая неделя столичной мэрии началась со скандала. Акцию протеста устроили пострадавшие при взрыве в кафе La Soacra и родственнии погибших. Они требовали наказания виновных в трагедии и отставки мэра Дорина Киртоакэ. Мэр заявил, что в отставку не собирается, и предложил протестующим поговорить. Разговор длился полтора часа. Мэр убеждал, что в трагедии виноваты чиновники министерств, а не мэрии. Но пообещал, что в течение 10 дней разберется в этом вопросе и, в случае необходимости, примет решение о наказании своих подчиненных.
Разговор мэра с пострадавшими при взрыве в столичном кафе начался эмоционально и нервно. «Мэрия ничего не делает, вы виноваты, вы должны уйти», — требовли люди. Киртоакэ пытался их успокоить, напомнив, что посетил место происшествия на второй день после трагедии, а также навестил пострадавших в больнице.
Зашедший в этот момент в зал, где проходила встреча, мунсоветник-социалист Ион Чебан обвинил Киртоакэ во лжи. Мэр не остался в долгу. Однако люди возмущенно закричали: «Не нужна нам ваша политика! Мы хотим знать, кто реально виноват!».
Киртоакэ пытался убедить людей, что ответственность за трагедию в La Soacra несут министерства, а не мэрия. «Но мы же голосовали за вас, как за хозяина. А вы что делаете? Устанавливаете киоски и баллоны? […] Моя жена умерла, мне на деньги наплевать (речь о выделенной мэрией компенсации. — NM). Мне важна справедливость», — крикнул молодой мужчина.
Киртоакэ растерялся и предложил послушать отчет об инциденте начальника столичного управления здравоохранения Михая Молдовану, который возглавил спецкомиссию мэрии по расследованию причин трагедии.
Молдовану сообщил, что ответственность за трагедию в кафе La Soacra несут Национальное агентство безопасности пищевых продуктов (ANSA ) и Государственная санэпидслужба при минздраве, на основании разрешений которых управление мэрии по торговле выдало кафе авторизацию на деятельность. Впрочем, Молдовану отметил, что виноваты все три структуры, так как отнеслись к этому вопросу халатно: «Никаких нарушений не обнаружили или не захотели обнаружить».
Молдовану рассказал, что члены комиссии беседовали с чиновниками всех ведомств, так или иначе причастных к выдаче авторизации кафе La Soacra. Чиновник санэпидслужбы, по словам Молдовану, заверил, что «при выезде с проверкой в кафе не почувствовал запаха газа». То же самое, отметил Молдовану, сказал и главный инспектор ANSA, который «уверял, что не видел газового баллона и поэтому подписал разрешительный документ». В службе ЧС сказали, что проводили проверку только в 2014 году, когда кафе получило первоначальную авторизацию, и тогда баллона не было.
В полиции, продолжил перечислять Молдовану, сказали, что такого рода проверки не в их компетенции, то же самое заявил и директор центрального столичного рынка, на территории которого находится кафе. В претуре сектора Центр, которая продлила авторизацию (первоначально выдает авторизацию мэрия, а продлевать можно в претурах. — NM), также сказали, что выезжать на место с проверками — не их задача, добавил Молдовану.
При этом он подчеркнул, что утверждения чиновников, которые побывали в La Soacra, противоречат заявлениям работников кафе, которые говорили, что чувствовали запах газа задолго до трагедии.
Члены коммиссии пришли к выводу, что те, кто выезжал в La Soacra, не выполнили свои обязанности должным образом, сказал Молдовану, добавив, что он лично не верит, что запах газа не чувствовался. Затем Молдовану еще раз указал, кому подчиняются перечисленные ведомства: санэпидслужба — министерству здравоохранения, агентство по безопасности пищевых продуктов — минсельхозу, служба ЧС и полиция — МВД, управление по торговле и претура Центра — мэрии.
Молдовану также сообщил, что отчет комиссии передан мэру, и предложил Киртоакэ отправить копии отчетов в перечисленные министерства.
После этого Киртоакэ вновь стал убеждать людей, что в трагедии виновны сотрудники министерств, а не мэрии. «Мы не можем физически проверять все заведения, которым были выданы авторизации. […] Значит, чиновники, которые ходили туда [в кафе La Soacra] и проверяли, не хотели это видеть. Мы выявили тех людей, которые за это ответственны. То же самое должны были сделать минздрав, минсельхоз, МВД. Прокуроры должны эту информацию учесть и сделать соответствующие выводы», — заявил Киртоакэ.
При этом он пообещал пострадавшим и родственникам погибших при взрыве, что в течение 10 дней решит вопрос о степени причастности к трагедии чиновников мэрии. Выходя из зала, люди спросили мэра, куда им еще обратиться, чтобы добиться справедливости. «В минздрав, минсельхоз, МВД», — предложил Киртоакэ. «А как мы туда попадем?», — спросили люди. «А вы зайдите так же, как сегодня ко мне», — посоветовал с улыбкой мэр.
Взрыв газового баллона в кафе La Soacra произошел 9 января. Пострадали 20 человек, у большинства из них — сильные ожоги (15-40% поверхности тела), трое пострадавших были доставлены самолетом в Ожоговый центр Бухареста. На сегодняшний день четверо пострадавших скончались, в том числе доставленные в Бухарест.
Прокуратура возбудила уголовное дело по факту взрыва, обвиняемыми по которому проходят владельцы кафе. В начале февраля прокуроры заявили о возможном возбуждении еще одного уголовного дела в этой свяи — уже в отношении чиновников, причастных к трагедии.
11 февраля муниципальный совет Кишинева отправил в отставку претора столичного сектора Центр Олега Поятэ из-за трагедии в кафе La Soacra. Кроме того мунсовет в этой же связи вынес предупреждение главе столичногоуправления торговли и общественного питания Марчелу Замбицкому и директору центрального рынка Вячеславу Балану.