«Мне хотелось плакать: заберите меня назад в Бельгию»
Какой увидели Молдову волонтеры из ЕС и почему хотят приехать еще раз
За десять лет в Молдове побывали более 550 иностранных волонтеров. Большинство — из стран ЕС и Японии. Они работали в реабилитационных центрах, домах престарелых, приютах для животных, журналистских центрах, занимались правозащитной деятельностью, благотворительностью, экологическими проблемами, устраивали фестивали кино. О том, зачем им это надо, почему они выбрали Молдову и что они здесь увидели — в историях трех волонтеров из Франции, Португалии и Бельгии.
Все трое — очень разные, объединяет их желание помочь и быть полезными людям. В Молдове им было непросто из-за незнания языка и местных реалий. Но они старались выучить язык, чтобы лучше понимать ситуацию и живущих здесь людей.
Волонтерство — добровольная деятельность на благо общества без расчета на денежное вознаграждение.
Паулин Рено:«Мы хотели сделать за год как можно больше»
Паулин — француженка. Получив во Франции диплом организатора работы музеев и выставок, она решила на год приехать в Молдову волонтером.
Здесь она работала в Республиканском центре для детей и молодежи ARTICO: помогала организовывать выставки, встречи с художниками, придумывать и запускать новые проекты.
«Мы хотели сделать как можно больше всего за год, чтобы приобщать детей и молодежь к искусству и культуре», — рассказала Паулин.
Она помогла организовать несколько выставок студентам Колледжа изобразительных искусств. «Для них это был первый опыт», — отметила Паулин, добавив, что выставки были самые разные: живопись, фотография и посвященная Холокосту.
По ее словам, она чувствовала себя в Молдове как дома, ей здесь понравилось, и очень понравились живущие здесь люди: «В Молдове на самом деле спокойно. Во Франции мы в постоянном стрессе и очень спешим. Здесь все были очень внимательны ко мне. Им действительно было интересно, почему я здесь, почему приехала в Молдову».
Паулин говорит, что «без ума» от молдавской кухни, особенно от плацинд и мамалыги. Еще, по ее словам, она любит столичные парки, атмосферу в них летом. А как-то зимой она гуляла по замерзшему озеру в парке Valea Morilor: «Когда рассказала об этом родителям, он сказали — будь осторожна, это очень опасно». Это, по ее словам, «было самое сумасшедшее приключение здесь».
Но больше всего, говорит Паулин, ей нравятся живущие здесь люди: «Они очень простые, добрые и открытые. Меня приняли здесь как друга, как будто знали меня давно, хотя я чужая для них. Я этого не ожидала».
Французы и молдаване, говорит она, «очевидно, разные»: «Другая культура, другое воспитание, другая история. Французы более напряженные, холодные и не такие открытые. А здесь все такие — приходи в мой дом, будем вместе ужинать, я буду готовить для тебя. У нас такого нет».
На вопрос, как отреагировали родители на ее решение поехать в Молдову, Паулин ответила: «Первое, что они спросили: где находится Молдова. Я показала им на карте и объяснила, что это не так далеко от Парижа — всего три часа на самолете. Пока работала в Кишиневе, много рассказывала им о Молдове и своих приключениях здесь. Но правда в том, что французам не интересна Молдова. Поэтому, когда вернусь, буду много рассказывать о ней, чтобы их заинтересовать».
По словам Паулин, вернувшись во Францию, она будет искать работу — больше всего ей хотелось бы работать в музее. Но, если не найдет работу, вновь отправится волонтером в другую страну, сказала Паулин, добавив, что ей очень хотелось бы еще раз приехать в Молдову.
Софи Вантен: «О, мой бог, серьезно? И так девять месяцев?»
28-летняя Софи приехала из Бельгии. Там она работала в Службе пожарной безопасности. Но, увидев волонтерский проект, рассчитанный на людей, которые любят животных, сразу откликнулась.
В Молдове она работает в приюте для собак.
Софи мечтает открыть в Бельгии собственный приют для животных. «Но для этого надо очень много денег. Правительство не помогает с приютами для собак», — говорит она.
«Все, что я видела по дороге из кишиневского аэропорта, меня удивляло. Но, когда меня привезли в квартиру, в которой я должна была жить, я была просто шокирована. Это была очень старая квартира. Я не привыкла к такому, в Бельгии у меня комфортабельный, очень современный дом. Еще обнаружилось, что я буду спать на полу, на разложенных там матрасах. О, мой бог, серьезно? И так девять месяцев? Мне хотелось плакать: заберите меня назад в Бельгию», — вспоминает Софи свой первый день в Кишиневе.
С реальностью ее примирила любимая работа. По словам Софи, с животными у нее особая связь, у нее даже есть несколько татуировок животных: «Здесь я разговариваю с собаками на французском, потому что это мой родной язык».
Приют для собак, в котором работает Софи, расположен в пригороде Кишинева. Чтобы добраться до него, рассказывает она, надо минут 25 идти от дома до автобусной остановки, потом 45 минут ехать до коммуны Чимишень, где расположен приют, а потом еще столько же идти до приюта пешком.
«На первый взгляд, Молдова может показаться жестокой и закрытой, но я была удивлена, когда люди на улице, даже если не говорят по-английски, старались помочь с автобусными билетами или другими вещами. В Бельгии, я думаю, мы более эгоистичные. Если кто-то потерялся или не знает, что делать, люди просто проходят мимо. Здесь же большинство действительно очень дружелюбны и готовы помочь», — делится впечатлениями о Молдове Софи.
Она считает, что каждый волонтер хотел бы вернуться в Молдову — пусть на день, на два, но вернуться, чтобы посмотреть, как изменилась здесь жизнь.
Клаудио Моурато: «Я влюбился в кишиневские парки»
Клаудио 25 лет, он окончил Университет спорта в Португалии. Он тоже приехал в Молдову на год через Европейскую волонтерскую службу.
Здесь он работает в Реабилитационном центре для детей из социально-уязвимых семей «Гаврош».
«Для меня это удовольствие, а не работа. Помогая людям, получаю удовольствие, и стараюсь сделать все возможное. Находясь рядом с детьми этого Центра, каждый день чувствую себя счастливым. Видеть улыбку на их лицах — это счастье», — поделился Клаудио.
По его словам, у него нет конкретных функций — просто занимается с детьми, помогает им делать домашние задания, а на каникулах придумывает активные игры и занятия на улице.
Поначалу, по словам Клаудио, было сложно из-за незнания румынского или русского языка. А в Центре, отметил он, никто не знал английского. Но, самостоятельно занимаясь по учебникам, играя с детьми, просто общаясь с людьми в транспорте или в магазине, он освоил румынский на приемлемом уровне.
Клаудио признался, что «влюбился в кишиневские парки» и часто занимается там спортом. Его любимый парк — Valea Morilor, где он каждый день бегает по утрам.
По словам представителя общественной организации по работе с волонтерами MIRAS Moldova Светланы Киор, с иностранными волонтерами работать непросто. Сложности возникают из-за незнания языка, местности, менталитета и культуры.
«Бывает, что волонтеры недовольны. Порой они не готовы к некоторым здешним ситуациям и обстоятельствам. Возможно, дело в разнице между ожиданием и реальностью», — считает Светлана.
Но, если для иностранных волонтеров, говорит она, помощь Молдове — это небольшое путешествие, проведенное с пользой, то местных волонтеров надо мотивировать и поощрять.
«Самой ценной наградой за труд волонтера, я думаю, было бы достойное отношение правительства и граждан. Пока же многие в Молдове считают волонтерство тратой времени, потому что этот труд не оплачивается. Они не понимают, что плата для волонтера — это осознание того, что их труд помог сделать страну и жизнь в ней хоть немного лучше», — отметила с сожалением Светлана Киор.
Материал подготовлен в рамках проекта IREX Europe "Укрепление независимости СМИ и медиаграмотности в Республике Молдова"
Текст: Надежда Манастырлы Фото, видео: Сергей Рошка Оформление: Татьяна Булгак