Мог ли Нацбанк сдержать рост цен? Кто виноват в рекордной инфляции в Молдове
5 мин.

Мог ли Нацбанк сдержать рост цен? Кто виноват в рекордной инфляции в Молдове

В правящей партии PAS заговорили об отставке главы Нацбанка Октавиана Армашу. Его считают ответственным за рекордный рост цен в Молдове. NM вместе с экспертами разбирался, мог ли Нацбанк сделать больше, чем сделал, чтобы  не допустить столь высокую инфляцию, и как можно было с этим бороться на фоне войны в Украине.

В чем обвинили Нацбанк

Представители партии «Действие и солидарность» (PAS) обвинили главу Нацбанка Армашу в плохой работе и в том, что именно на нем лежит вина за высокую инфляцию. Вице-спикер парламента Михаил Попшой в интервью телеканалу Primul în Moldova заявил, что Нацбанк «проглядел» ситуацию и, если бы отреагировал «вовремя интервенциями» на валютном рынке, то инфляция сейчас была бы ниже (в апреле, напомним, инфляция составила 27%).

«Согласно закону, Нацбанк — главный, если не единственный орган в стране, который отвечает за стабильность цен. Главная задача НБМ — бороться с инфляцией», — сказал Попшой, подчеркнув, что Армашу не справляется с этой задачей.

При этом Попшой допустил, что Армашу могут отправить в отставку «Рассматриваем все варианты. Никто не вечен, особенно в такой ситуации. С другой стороны, НБМ — независимый орган, есть предусмотренные законом основания для снятия с должности. Будем все это рассматривать, чтобы все было, с одной стороны, по закону, с другой — чтобы у нас было четкое понимание того, что там идут процессы на благо граждан», — сказал Попшой.

Что сказал Армашу

В среду, 18 мая, Октавиан Армашу представил отчет об инфляции на заседании парламентской экономической комиссии. Во многом этот отчет повторил тезисы из отчета на пресс-конференции в конце прошлой недели, когда НБМ представил новый прогноз инфляции. Армашу назвал основной причиной резкого роста цен войну в Украине, которая привела к увеличению цен на энергоресурсы и на продукты питания.

Также инфляцию, по словам главы НБМ, подхлестнуло несвоевременное увеличение регулируемых тарифов на коммунальные услуги и на проезд в общественном транспорте

Глава парламентской комиссии, депутат от PAS Думитру Алайба поинтересовался у Армашу, считает ли он, что Нацбанк предпринял все необходимые шаги для сдерживания инфляции.

Армашу ответил на это утвердительно. «Я думаю, что мы сделали все вовремя. […] Мы начали ужесточать монетарную политику еще в июле прошлого года, когда предполагали, что инфляция будет расти, но не знали, что будут такие инфляционные шоки», — сказал Армашу. И добавил, что тогда никто не мог предположить столь высокого роста цен на газ в октябре.

Алайба на это отметил, что Украина, Армения и Грузия начали ужесточать монетарную политику еще в начале прошлого года, в итоге в этих странах инфляция ниже. Армашу в ответ сказал, что прогнозы в начале 2021 года не предполагали такой высокой инфляции, а в названных странах инфляции начала расти раньше, чем в Молдове.

Примечательно, что депутат-социалист Петру Бурдужа попросил Армашу оценить усилия правительства, направленные на сдерживание инфляции. Глава Нацбанка положительно отозвался о принятых правительством мерах поддержки уязвимых слоев населения: компенсациях на газ и повышении размера пенсий.

Что говорят эксперты

Опрошенные NM эксперты уверены, что Нацбанк не смог бы предотвратить резкий рост цен, даже если бы начал действовать раньше. Эксперт IDIS Viitorul Вячеслав Ионицэ отметил, что на инфляцию в Молдове повлияли пять факторов, четыре из которых назвал Нацбанк: война, рост мировых цен на продукты и энергоресурсы, удержание тарифов на коммунальные платежи и «слабая, монополизированная экономика», в которой существует много коррупционных схем, связанных с экспортом и торговлей. «Ни к одному из этих пяти факторов Нацбанк не имеет никакого отношения», — отметил эксперт.

Он напомнил, что у Нацбанка есть всего два инструмента сдерживания инфляции. Первый — интервенции на валютном рынке. «Когда был большой спрос на валюту [в первые недели войны в Украине], Нацбанк продал более $600 млн, чтобы не позволить разогнать инфляцию», — пояснил Ионицэ.

Второй инструмент — монетарная политика. Однако, по мнению Ионицэ, она мало влияет на инфляцию. «Действия Нацбанка, напротив, показывают профессионализм. В 2020 году, чтобы не угробить экономику, у Нацбанка была самая щадящая политика базовых ставок. Сейчас они могли начать и раньше, но эффект был бы, как от укуса комаром слона. Потому что Нацбанк повышает базовую ставку, а банки не повышают ставки по депозитам. У банков и так много денег на депозитах и есть сверхликвидность (то есть на депозитах гораздо больше денег, чем спрос на кредиты. — NM)», — пояснил Ионицэ.

Эксперт центра Expert-Grup Александр Фалэ тоже уверен, что Нацбанк не мог сделать больше, чем сделал, чтобы сдержать инфляцию. «По большому счету, инфляция у нас импортируемая. Нацбанк не может влиять на это. Можно было бы начать чуть раньше [ужесточать монетарную политику], но вал инфляции начался в октябре после роста тарифов на газ. Нацбанк, опять же, не мог на это повлиять. Если бы начали раньше, не думаю, что это дало бы заметный эффект. Но тогда Нацбанк обвиняли бы в том, что он разрушает бизнес-среду [из-за высоких ставок по кредитам]», — считает Фалэ.

По его мнению, искать виноватого в этой ситуации «неконструктивно». «Все госинституты должны сотрудничать и вместе найти решение», — подытожил эксперт.

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: