Ограничительные меры, которые ввели в Молдове, чтобы пресечь распространение коронавируса, приведут к значительному снижению деловой активности и падению потребления — часть бизнеса перестанет работать, а люди будут меньше покупать. Ситуацию ухудшит экономический кризис, который вот-вот разразится в мире, прогнозируют эксперты. NM максимально коротко рассказывает, что может произойти в Молдове с ценами, курсом лея и бизнесом.
Первая реакция на коронавирус
Масштабные ограничительные меры власти Молдовы ввели несколько дней назад, однако их влияние на деловую активность в стране уже заметно.
* В кафе и ресторанах явно меньше посетителей.
* Таксисты жалуются на резкое снижение числа клиентов.
* Посетители спорадически появляются в магазинах— то пусто, то очереди.
* В торговых центрах тоже меньше покупателей. При этом ни в одном из них NM не смогли сказать, насколько меньше.
* Многие салоны красоты работают вполсилы — клиенты переносят или вовсе отменяют стрижку, покраску, маникюр и прочие услуги.
* Резко сократилось число клиентов у туристических и авиакомпаний. Граждане Молдовы отменяют или переносят поездки за границу.
* Но. В частных поликлиниках очереди. Многие отправились проверять или лечить свои хронические заболевания.
Чем это может обернуться?
У этих мер есть положительный эффект. По расчетам экономического эксперта IDIS Viitorul Вячеслава Ионицэ, граждане Молдовы не потратят в ближайшее время за границей $20 млн на билеты-отели-рестораны-покупки. Эти деньги пока останутся в стране.
На этом положительные эффекты заканчиваются. Отрицательных эффектов от ограничительных мер гораздо больше. Но эксперты по-разному оценивают степень их влияния на экономику.
Ионицэ считает, что сами по себе карантинные меры не критичны для молдавской экономики, поскольку она слабая, и в стране нет таких отраслей, которые могли бы серьезно пострадать.
Его коллега, доктор экономики Татьяна Ларюшина уверена, что спад деловой активности все же серьезно повлияет на экономику Молдовы, выстроенную на внутреннее потребление. Ларюшина полагает, что внутреннее потребление серьезно сократится, многие перейдут на натуральное хозяйство. Она считает, что местные товары станут менее конкурентоспособными, а импортные, наоборот, будут дешевле.
Еще пессимистичнее в оценках экономист Виктор Чобану. По его мнению, молдавская экономика просто остановится, как и итальянская. Особенно, если власти не ужесточат карантин. Эксперт уверен, что в этом случае через две-три недели нас ждет такая же ситуация, как в Италии, только к этому присоединится коллапс системы здравоохранения, не рассчитанной на такой кризис.
В то же время эксперт считает, что кризиса с продуктами не будет. Запасы всегда будут пополнять.
А поконкретнее?
Все эксперты говорят, что больше всего на молдавскую экономику, а, значит, на нас с вами, повлияют не ограничительные меры, а мировой кризис, который в шаге от наступления.
В результате мирового кризиса в Молдове:
* Снизится экспорт. По оценкам экспертов, на $300-400 млн. И это с учетом того, что последние полтора года он почти не растет.
* Уменьшатся денежные переводы. Ионицэ оценивает их снижение в $1 млрд.
* Обесценится лей.
Насчет лея прогнозы экспертов разнятся. В частности, Чобану и Ларюшина считают, что лей будет падать. Причем, по мнению Ларюшиной, это будет на руку властям, у которых будет больше леев, и они смогут закрыть какие-то дыры в бюджете, пострадавшем от коронавируса.
В то же время Ионицэ уверен, что накануне президентских выборов власти будут всеми силами сдерживать обесценивание нацвалюты с помощью валютных вмешательств Нацбанка. По его словам, это плохо скажется на местных производителях и особенно на экспортерах, чьи товары станут менее конкурентоспособными.
* Уменьшатся доходы публичного бюджета. «Это связано с тем, что они на 85% зависят от внутреннего потребления, которое однозначно упадет», — пояснил Ионицэ.
* Больше всего пострадает бизнес. Эксперты пояснили, что государство всегда выбирает население, а не бизнес. На него будут давить: или с помощью так называемого «улучшения налогового администрирования», вытаскивая на свет часть теневой экономики, или с помощью штрафов и санкций для честного бизнеса.
* Упадет ВВП. От нескольких десятых процента до 3-4%, уйдя в минус. Все будет зависеть от масштабов мирового кризиса и распространения коронавирусной инфекции.
* Усилится миграция. «Граждане Молдовы будут искать лучшей системы здравоохранения и более доступных электронных услуг в новой экономической реальности», — уверена Ларюшина.
* Вырастут цены на зерно и соответственно на мучные изделия. Но это связано с теплой зимой и гибелью большинства озимых. Могут спекулятивно, но краткосрочно вырасти цены на лекарства, медицинские услуги, некоторые продукты. В то же время падение спроса будет сдерживать инфляцию в целом.
* Снизятся цены на топливо, газ и, вероятно, электроэнергию. Это произойдет из-за падения спроса на энергоресурсы во всем мире.
Власти могут что-то предпринять?
Вячеслав Ионицэ призвал власти не давить на бизнес: «Берите в долг, но не берите у бизнеса». По его словам, государству проще и дешевле, чем бизнесу кредитоваться и на внутреннем, и на внешнем рынке. Тем более госдолг это позволяет. «От бизнеса зависят люди, их рабочие места и зарплаты. Если государство начнет давить, это опять бумерангом вернется бюджетными потерями», — пояснил Ионицэ.
Он также считает, что необходимо стимулировать потребление с помощью разных программ, субсидий и проектов вроде Prima casa.
Виктор Чобану, в свою очередь, настаивает на более жестких карантинных мерах, которые, по его мнению, в итоге не только позволят бизнесу и экономике быстрее восстановится, но и предотвратят сотни смертей от вируса. «Итальянцы две недели назад шутили над карантином, не обращали внимания на рекомендации властей, а теперь все заперлись и оставили работать только аптеки и продуктовые магазины. То же самое ждет и нас, если в Молдове будут так беспечно относиться к вирусу», — заключил эксперт.