«Мы оказались в полной изоляции от внешнего мира». Выходцы из Молдовы о ситуации в России
5 мин.

«Мы оказались в полной изоляции от внешнего мира». Выходцы из Молдовы о ситуации в России

Санкции, внешняя изоляция, рекордное падение курса рубля, взлет цен. В России, по данным МИДЕИ, находятся около 350 тыс. молдавских граждан. NM пообщался с уроженцами Молдовы, живущими сейчас в России. Они рассказали о ситуации в стране, страхах, психологическом давлении, и о том, как война разделила людей.

«Муж скупил все памперсы, которые были в магазине»

О., 30 лет, в декрете, Москва

В нашей жизни многое изменилось. Просто космически взлетел курс евро и доллара, в магазинах практически все подорожало в разы. В мае моему ребенку исполнится полгода. Я хотела купить стульчик для кормления: в январе он стоил 5 тыс. рублей, сейчас — на 3 тыс. дороже. На днях муж пошел в «Детский мир» и скупил все импортные памперсы, потому что в России их не производят. Взял все, что было в магазине.

Практически на 30% подорожала бытовая техника, невозможно купить евро и доллары. Люди стоят в огромных очередях к банкоматам, снимают валюту. Мы пока не нуждаемся, деньги есть, но опасаемся, что скоро начнем нуждаться. Боимся за работу мужа, он сотрудничает с иностранной компанией.

До недавнего времени у меня не было паники, но сейчас начала переживать. Люди в России закупают импортные лекарства. А вдруг исчезнут и хорошие зарубежные вакцины, а ребенка же нужно прививать.

Мои родители живут в Молдове, они тоже закупили продукты, переживают. Но мы пока не планируем возвращаться домой.

«Здесь нужно стать невидимым»

Л., 28 лет, безработная, Москва

С началом войны я потеряла работу в ресторане. Он закрылся. Цены в магазинах растут на глазах, а продавцы даже не успевают менять ценники на товарах, поэтому каждый поход туда — лотерея.

Вчера прошли митинги, некоторым моим знакомым. кто высказывался против войны в Украине, уже светит уголовка. А полицейские в России всегда внушали мне страх и тревогу.

Меня трижды безосновательно останавливали, не предъявляли документы, а один раз даже увезли в участок.

В прошлом году мошенники взяли кредит на мое имя, но в России эта проблема практически не решаема: твое имя — твои проблемы.

Здесь можно жить в безопасности, если только ты богат, и у тебя есть связи. В противном случае — нужно стать невидимым, сделать все, чтобы система тебя не заметила. Я чувствую себя уязвимо и тревожно, у меня в России нет никакой опоры и защиты.

«Я оказалась посреди двух огней»

Д., 23 года, студентка, Санкт-Петербург

В России растут цены, но это пока не так ощутимо. На товарах и продуктах российского производства это почти не отразилось. Но люди стараются закупить впрок продукты и медикаменты. Никто не знает, что ждет нас завтра. Мы оказались в полной изоляции от внешнего мира. Большая проблема — перекрытый импорт лекарств. Конечно, есть аналоги, но не для всех лекарств.

И все же я, скорее, чувствую себя в безопасности в России. В последнее время ужесточились правила миграционного учета, в том числе для граждан Молдовы. Раньше мне как студентке продлевали миграционное разрешение на год, сейчас вышел закон — не более чем на три месяца.

Из-за всех сегодняшних событий чувствую себя не очень хорошо. Много разногласий в семье, много споров среди друзей. Многие мои знакомые из Молдовы негативно настроены против России. Я предпочитаю ничего с ними не обсуждать. Когда ты долгое время живешь в России, и когда большая часть твоих родных — граждане России, то воспринимаешь все это на свой счет.

Я оказалась посреди двух огней: тех, кто яро ненавидит Россию, русских и все, что связано с Россией, и тех, кто старается защищать себя и свою страну.

Мои дедушка и бабушка остались в Молдове и живут в состоянии беспокойства и страха. Часть родственников находится в Украине и враждебно настроена по отношению к тем членам семьи, которые живут в России. А еще часть наших родных живет в Европе, и они тоже негативно настроены по отношению к нам.

Если говорить о том, как изменилась жизнь, то в первую очередь хочется отметить психологическое давление и моральное истощение. Та ненависть, которая сейчас направлена на жителей России и русский народ, ксенофобия и, порой, даже шовинизм, очень давят психологически. Очень страшно заходить в социальные сети. Постоянные угрозы, что нас перережут, убьют, сотрут с лица земли, обвинения в том, что мы — убийцы и нацисты, которые ничего не делают для прекращения войны. Видно, как работает пропаганда. За одну ночь все жители РФ стали объектом ненависти для всего мира. Я думаю, именно информационная война виновата в 70% того, что сейчас происходит — и в Украине, и в России, и в других странах.

***

По данным МИДЕИ, в России находятся около 350 тыс. молдавских граждан. По официальным данным российских властей — 190 тыс.

Судя по информации МВД РФ, в последние годы число молдавских мигрантов в России значительно сократилось. Так, на конец 2018 года на миграционном учете в России находились 495,6 тыс. граждан Молдовы, еще у 27,5 тыс. было временное разрешение на проживание, у 36 тыс. — вид на жительство, а 17 тыс. стали гражданами России. На конец 2020 года на миграционном учете состояли 217,6 тыс., у 13,5 тыс. человек было разрешение на временное проживание, у 29,7 тыс. — вид на жительство, а 20,6 тыс. человек получили гражданство России.

Третий секретарь посольства Молдовы в России Серджиу Коркодел рассказал NM, что в последнее время примерно на четверть увеличилось число обращений молдавских граждан в дипмиссию: «Ситуация спокойная. Посольство и консульский отдел работают в штатном режиме. К нам обращаются граждане Молдовы, которые хотят вернуться домой. Мы рекомендуем им воспользоваться рейсами с пересадками в Белграде, Стамбуле и Дубае или наземным транспортом в обход Украины».

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: