Дело кишиневского директора гимназии-интерната № 3 Игоря Сандлера (на фото выше), обвиняемого в торговле детьми, вышло на правительственный уровень. Совместный брифинг на эту тему 9 октября провели главы минпросвещения, минтруда и МВД Моника Бабук, Стелла Григораш и Александру Жиздан. Они сообщили о проверке в интернате и призвали выпускников учреждения сотрудничать со следствием. Ранее этим делом заинтересовалась комиссия общественного контроля при президенте Молдовы.
Министерская реакция
В самом начале брифинга Моника Бабук пояснила, что министры «почувствовали себя обязанными отреагировать на подозрительное дело», вызвавшее в обществе бурю эмоций. Она рассказала о результатах инициированной минпросвещения проверки, которую провели в интернате вскоре после ареста Игоря Сандлера.
По словам Бабук, по итогам проверки были обнаружены некие отклонения. Впрочем, министр рассказала лишь об одном таком факте: проверяющих насторожило, что сотрудники интерната вносили в регистр случаев насилия лишь инциденты между детьми. Это, подчеркнула Бабук, несмотря на то что в прессе продолжают появляться свидетельства бывших выпускников, которые говорят о насилии другого характера.
Глава управления доуниверситетского образования минпросвещения Валентин Круду, присутствовавший на брифинге, в беседе с NM отказался рассказать о других выявленных проверкой «отклонениях», сославшись на то, что результаты еще не обобщены. Круду сообщил, что на сайте ведомства появится подробное сообщение на эту тему. К моменту публикации этого материала оно не было опубликовано.
Глава МВД Александру Жиздан подчеркнул, что следственные органы шесть месяцев следили за обвиняемым директором и бизнесменом, которого задержали вместе с Сандлером. По словам министра, оба обвиняемых вели себя очень уверенно. Жиздан надеется, что после ареста руководителя интерната бывшие воспитанники без страха станут рассказывать о своем опыте жизни там. Он привел в пример 16-летнюю девушку, которая вскоре после ареста Сандлера рассказала в соцсетях о пережитом насилии.
На вопрос NM, кто еще проходит по этому делу, министр сообщил, что двое сотрудников уже дают свидетельские показания. «Мы предполагаем, что еще у пяти человек есть информация [о том, что происходило в интернате], но они пока молчат», — рассказал он.
NM также поинтересовался у министров, сняли ли Игоря Сандлера с должности директора. Александру Жиздан ответил, что ходатайствовать об этом должны прокуроры. «Но он все равно не может исполнять свои обязанности, находясь в тюрьме», — заверил Жиздан.
Параллельное расследование
В конце минувшей недели на скандальное дело отреагировал председатель комиссии общественного контроля при президенте Молдовы Федор Гелич. Он написал на своей странице в Facebook, что Игорь Додон поручил ему провести мониторинг расследования дела директора гимназии-интерната № 3. Гелич также попросил всех выпускников интерната связываться с ним, чтобы помочь провести независимое расследование.
Гелич также опубликовал рассказ 28-летней выпускницы интерната Елены Барлоу, в котором девушка подробно говорила о бесчеловечном обращении Сандлера с воспитанниками.
Опубликованный Геличем рассказ Барлоу оказался полностью идентичным тексту интервью, которое она дала журналисту NM. Это интервью не было опубликовано , потому что редакция не закончила проверку изложенных в нем фактов. Как текст неопубликованного интервью NM оказался в распоряжении Федора Гелича, пока неясно.
Елена Барлоу в беседе с NM сообщила, что не отправляла письмо в комиссию Гелича. По ее словам, это сделала ее знакомая, которую она попросила посмотреть интервью. Федор Гелич отказался сообщить NM, как к нему попал текст неопубликованного интервью NM с Еленой Барлоу.
Гелич пояснил, что комиссия при президенте проводит собственное расследование, так как «люди не верят прокуратуре и ищут тех, кому могут доверять». Цель параллельного расследования — «разоблачить» подлинную ситуацию в интернате.
«У нас уже много писем от выпускников», — заявил Гелич. Всю информацию, изложенную в них, Гелич собирается проверить и, если авторы писем согласятся, опубликовывать.
Передавать собранную информацию прокурорам, работающим над делом Сандлера, Гелич не спешит. «Мы встретимся с президентом, и он определит, когда мы это сделаем. Пока президент не сказал „стоп“, мы продолжим [расследование]. Думаю, вскоре мы совершим визиты в интернаты», — заявил он.
Между тем Игорь Додон сообщил NM, что не давал комиссии общественного контроля никаких указаний относительно расследования дела Сандлера. «Никому мы ничего отдельно не поручаем. Это же представители гражданского общества. Мы не можем давать им поручения. Вопросами граждан они занимаются сами», — заявил президент.
Прокурор Владимир Мошняга, который ведет дело о насилии в гимназии-интернате № 3, прокомментировал инициативу Федора Гелича кратко: «Следствием должны заниматься исключительно правоохранительные органы».
Мошняга призвал выпускников интерната, которым есть что сказать, обращаться напрямую к нему, так как при обращении в иные инстанции он «не может гарантировать им анонимность». По словам прокурора, сейчас проверяются юридические основания для передачи в суд ходатайства об отстранении Игоря Сандлера от должности директора интерната.
Директора гимназии-интерната № 3 Игоря Сандлера вместе с одним из столичных бизнесменов, чье имя не раскрывается, задержали 26 сентября и затем арестовали на 30 суток по обвинению в торговле детьми.
По данным правоохранительных органов, он заставил одного из воспитанников интерната оказывать услуги сексуального характера знакомому предпринимателю.
Кроме того, по данным следствия, в этом учебном заведении детей подвергали пыткам и жестокому обращению — наказывали за неуспеваемость и нарушения дисциплины. 4 октября в парламенте прошли общественные слушания по делу Сандлера.