Нам пишут с Кипра. Что нового мы узнали из интервью Плахотнюка
7 мин.

Нам пишут с Кипра. Что нового мы узнали из интервью Плахотнюка

После трех лет молчания экс-лидер Демпартии Владимир Плахотнюк дал первое большое интервью порталу Tribuna. Он пообещал не только вернуться в политику, но и уйти из нее, после того как выведет страну из кризиса. NM изучил текст и рассказывает о самом интересном, о чем поведал беглый олигарх.

Откуда взялось интервью

В редакции Tribuna рассказали, что передали вопросы Плахотнюку через его адвоката, а ответы получили около недели назад. Также в редакции сообщили, что 27 октября сами связались с Плахотнюком. Он утвердил текст интервью и ответил на дополнительные вопросы. Автор интервью не указан.

Адвокат Плахотнюка Лучиан Рогак подтвердил NM, что интервью подлинное.

Отметим, интервью опубликовали через два дня после того, как США ввели персональные санкции против Плахотнюка. В докладе минфина США отметили, что Плахотнюк находится на Кипре.

О побеге из Молдовы

Плахотнюк рассказал, что летом 2019 года не просто покинул Молдову, а решил «отдать власть». Он продолжает настаивать, что в 2019 году коалицию Партии социалистов и блока ACUM создали с нарушением Конституции. (В 2019 году, напомним, Венецианская комиссия раскритиковала решение молдавского КС, который решил, что для формирования коалиции истекли сроки. Вскоре после этого судьи КС ушли в отставку — NM). Экс-лидер Демпартии отметил, что решил передать власть, в том числе и потому, что «хотел избежать кровопролитий».

«Перейдя в оппозицию, я посчитал, что моя роль как политика на определенный период исчерпана, хотя и не знал, сколько этот период продлится — несколько месяцев или лет», — отметил Плахотнюк. Он пояснил, что покинул Молдову, потому что «передал власть»: «минимум год мне было бы нечем заниматься».

Он рассказал, что его отъезд связан с необходимостью «обеспечить безопасность семьи». «Нужно было разобраться с очень конкретными угрозами», — подчеркнул Плахотнюк.

Плахотнюк также отверг «конспирологическую теорию» о том, что на его отъезд кто-то повлиял: «Решение передать власть было нашим — оно принято большинством ДПМ».

Он вернется, но обещает уйти

Беглый олигарх также заявил, что намерен вернуться в молдавскую политику и рассказал, что хочет собрать политическую команду, «чтобы показать, как управлять страной во время кризиса». «Кризис и нужды людей вернули меня в политику Молдовы», — отметил он. Напомнил Плахотнюк и о том, что был опытным бизнесменом и знает, «как с нуля построить бизнес или вывести на максимальную производительность застойное предприятие».

Плахотнюк рассказал, что, по его мнению, правительство Демпартии справлялось «с острыми проблемами, которые давили на общество, когда мы [ДПМ] пришли к власти». Он утверждает, что во время его правления «в страну вернулись стабильность, предсказуемость, порядок и дисциплина». По его словам, бизнесмены «получали необходимую поддержку» правительства. Также он несколько раз напомнил, что и во время его правления в стране проходили протесты, но, по его словам, «на протестующих не давили».

Плахотнюк также пообещал уйти из молдавской политики, после того как «доведет до завершения все правительственные планы», которые у него были в 2019 году.

В интервью Плахотнюк несколько раз подчеркнул, что предсказывал скорый развал коалиции ПСРМ-ACUM. По его словам, после развала коалиции положение дел в стране еще больше ухудшилось. «Правительства, которые пришли после нас, скомпрометировали себя самым постыдным образом», — подчеркнул экс-лидер ДПМ. Плахотнюк считает, что правительство «гарвардистов» (PAS) не справляется с кризисами.

О «стабильности» во времена ДПМ

Беглый олигарх также провел сравнительный анализ положения дел в стране до и после своего побега. По его словам, за три года страна утратила «стабильность». «Никто не знает, что будет завтра. Власти понимают, что будет хуже, но насколько хуже, нам не говорят», — посетовал Плахотнюк. В своем анализе он не менее 18 раз упомянул правящую партию PAS и всякий раз напоминал, что при ДПМ было лучше.

Отвечая на вопрос, установил ли он в Молдове авторитарный режим, Плахотнюк отметил, что у него «более авторитарный характер». «Я более требовательный, это тоже наложило отпечаток на стиль ведения политики, но это был положительный эффект, потому что правительство, которое я координировал, было очень дисциплинированным», — пояснил беглый олигарх. Он посетовал, что PAS называл режим его правления «авторитарным» и добавил, что тогда «был режим, который учитывал законы и правила». «Мы никогда не предполагали, что можем позволить себе хотя бы некоторые из злоупотреблений, которые сегодня позволяют себе “гарвардисты”», — подчеркнул Плахотнюк.

О миллиарде, «кульке» и других уголовных делах

Отрицает Плахотнюк и свою причастность к краже миллиарда. Все «преследования» он списал на результаты своей борьбы «за освобождение республики Молдова от влияния России». Плахотнюк считает, что именно поэтому против него в 2016 году завели уголовные дела в России, а позже — и в Молдове: после того, как в правительство и прокуратуру удалось внедрить «верных России» людей. Он отметил, что на самом деле хищения в Banca de Economii начались задолго до 2014 года. «Не хочу оправдывать Илана Шора, […] но очевидно, что [все] предпочли забыть, что Илану Шору продали BEM с большой дырой в ликвидности», — подчеркнул Плахотнюк.

Также он считает, что президент Майя Санду заинтересована в том, чтобы он подвергся уголовному преследованию: «она думает, что это сведение счетов со мной поднимет ее на небеса, и люди забудут голод и нужду, до которых она их довела». Введение против него санкций в США Плахотнюк тоже списал на результат «воплей, истерик и настойчивости Майи Санду». И пообещал, что его адвокаты оспорят санкции и докажут, что Санду пыталась расквитаться с политическим оппонентом.

Плахотнюк также посетовал, что его обвиняют в краже сотен миллионов леев через госпредприятия Metalferos, Moldtelecom, ASP и Energocom. По его словам, «на самом деле» правительство ДПМ получило эти предприятия в «плохом финансовом состоянии», но «подняло их на возможный максимум». Плахотнюк обратил внимание не то, что, если бы ранее на этих предприятиях были какие-то схемы, то в последние три года в бюджет от них должны были бы поступать миллиарды леев. «Где миллиарды, Майя? Если бы миллиарды Metalferos существовали, то их нынешнее отсутствие в бюджете показывало бы, что теперь уже вы, PAS, воруете их», — отметил Плахотнюк.

Говоря об уголовном деле экс-президента Игоря Додона, которое завели на основании видеозаписи, на которой видно, что экс-президент получает от него (Плахотнюка) кулек, экс-лидер ДПМ отметил, что «не давал показаний по этому вопросу».
«Любопытно, как это прокуратура выдвигает обвинение против Додона без моего заявления?», — сказал Плахотнюк. Он подчеркнул, что «не утверждает, что у Додона нет грехов», но не стал рассказывать, что находилось в кульке: «Не могу делать заявлений об этом, пока дело находится в суде и пока есть возможность того, что меня попросят сделать по нему заявление», — сказал экс-лидер Демпартии.

В Антикоррупционной прокуратуре сообщили, что Плахотнюк проходит обвиняемым по этому делу. «Рассматриваем его заявление как процессуальную позицию защиты. Это не влияет на доказательства, представленные в деле», — отметили в прокуратуре.

О рефлексии и планах на будущее

Плахотнюк рассказал, что потратил последние три года, в том числе и на то, чтобы подумать о прошлом: «Каким бы я ни был перфекционистом и насколько бы ни был самокритичен, я нашел больше ошибок, чем мог представить». Одной из главных своих ошибок он назвал то, что не работал над своим имиджем: «этим пользовались мои оппоненты». Он несколько раз пообещал, что теперь будет больше общаться с людьми — и по телефону, и в соцсетях.

Также он отметил, что, занимаясь политикой, «пренебрегал отношениями с детьми и семьей» и пообещал больше такого не допускать. В конце интервью Плахотнюк обратился к гражданам страны и бизнесменам и пообещал им привести Молдову к процветанию.

Кроме того, он отметил, что у него есть «холодное» и «теплое» пожелание для властей. Сначала он в нескольких абзацах рассказал, что власти «слишком много издевались над народом», а затем добавил: «Мое возвращение в политику выгодно и вам. Можете радоваться и пробовать поднять рейтинг за мой счет. Но последние три года, и особенно нынешний “год славы”, сильно сказались на гражданах, и они больше не поведутся на вашу дешевую пропаганду».

NM запросил комментарий у администрации президента и опубликует ответ, как только его получит. В партии PAS отказались от комментариев.


Хотите поддержать то, что мы делаем?

Вы можете внести вклад в качественную журналистику, поддержав нас единоразово через систему E-commerce от банка maib или оформить ежемесячную подписку на Patreon! Так вы станете частью изменения Молдовы к лучшему. Благодаря вашей поддержке мы сможем реализовывать еще больше новых и важных проектов и оставаться независимыми. Независимо от того, как вы нас поддержите, вы получите небольшой подарок. Переходите по ссылке, чтобы стать нашим соучастником. Это не сложно и даже приятно.

Поддержи NewsMaker!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: