НАРЭ не может придумать правила для импортеров нефтепродуктов? Что будет с ценами на топливо
5 мин.

НАРЭ не может придумать правила для импортеров нефтепродуктов? Что будет с ценами на топливо

Разработка новой методологии расчета цен на топливо вызывает сложности у специалистов Нацагентства по регулированию в энергетике. Это связано со множеством пробелов в новом законе, вступившим в силу в середине мая. В этом на публичном заседании признался один из директоров НАРЭ Еуджен Карпов. Топливные компании и вовсе были категоричны: новый закон невозможно применять на практике. 

Нацагентство по регулированию в энергетике 20 мая провело первый раунд публичных обсуждений перед разработкой новой методологии расчета цен на нефтепродукты. Эту методологию НАРЭ обязано разработать до 14 июня в соответствии с новыми поправками в закон «О рынке нефтепродуктов», которые вступили в силу на прошлой неделе.

Директор НАРЭ Еуджен Карпов в начале заседания отметил, что в новом законе есть положения, которые можно интерпретировать по-разному, есть и пробелы, из-за которых очень сложно разработать реально работающую методологию.

О несоответствиях закона реальности говорил и глава управления лицензирования, мониторинга и контроля Андрей Адам.

«В законе говорится, что топливные компании должны устанавливать и оптовые, и розничные цены. Но компании, которые занимаются продажей топлива только в розницу, не могут этого делать. И таких компаний — 84», — отметил Адам.

О возможных проблемах из-за нового закона говорили и представители топливных компаний.

Так, представитель компании Ghervas-Petrol Вадим Афтени сказал, что у маленьких компаний, у которых одна-две заправки и небольшой оборот продаж, возникнут сложности со снижением цены на нефтепродукты, поскольку за 14 дней они могут не распродать запасы из прежней партии. Также Афтени считает, что разрешенная маржа должна быть отдельно для импорта и для розницы.

О трудностях, которые могут возникнуть у небольших компаний, говорил и Карпов. «Контракт на получение ежедневных котировок Platts стоит более $50 тыс. в год. Не уверен, что многие могут себе это позволить. Но мы должны найти решение», — подчеркнул директор НАРЭ.

Вице-директор Lukoil Ион Мура назвал серьезной проблемой для будущей методологии четкое определение понятия «партия», поскольку по новому закону нужно рассчитывать цену для каждой партии в отдельности.

«Кто-то привозит в контейнерах, кто-то покупает фурами, другой — вагонами. Что из этого будет считаться партией?» — недоумевал он. Мура добавил, что это нереализуемо на практике, потому что в одной заправочной колонке могут смешаться две разные партии топлива, и непонятно, в какой момент должна измениться цена.

Также он возмутился тем, что по закону импортеры теперь должны рассчитывать и максимальную импортную цену, чего не делают ни в одной стране.

Еще больше возмутился один из руководителей Petrom Константин Константинеску, который заявил, что закон написал тот, кто совершенно не разбирается в импорте и продаже топлива, и что этот закон — копипаст совершенно устаревшего закона 2011 года.

«В законе не учтена даже плотность топлива, которая постоянно изменяется при хранении, перевозке и т.д.», — добавил Константинеску.

В свою очередь директор НАРЭ Виолина Шпак подчеркнула, что методология должна строго соответствовать закону, несмотря на то, что НАРЭ пытается найти компромисс. «Этот компромисс должен вписываться в букву закона», — сказала Шпак.

В ответ на заявление Шпак вице-директор Lukoil не удержался от реплики:

«Наша компания не собирается нарушать закон, и мы всегда его соблюдали. Мы будем работать в рамках закона, но в пределах существующих возможностей. Ничего не хочу говорить, но, если будет невозможно работать, мы не станем нарушать закон. Должна быть возможность что-то изменить», — заявил Мура.

Он добавил, что расчет цены для каждой партии — очень сложная процедура, которая требует времени и финансовых затрат.

Карпов, в свою очередь, подчеркнул, что за нарушение закона компании будут штрафовать, но пообещал в скором времени прийти с предложениями для поправок после утверждения нового парламента.

***

Напомним, президент Майя Санду 5 мая промульгировала проект поправок в закон «О рынке нефтепродуктов», который предполагает новый способ формирования цен на топливо. При этом глава государства признала, что законопроект «слабый» и «противоречивый», добавив, что следующий парламент должен внести необходимые поправки.

Президент уточнила, что порекомендует депутатам изменить положения, касающиеся способа формирования максимальных розничных цен на сжиженный газ, уточнить стандарты качества и скорректировать формулу, используемую в законе, так как в ней спутали объем и массу.

Как подчеркнула Санду, она решила подписать закон, чтобы дать понять нефтяным компаниям, что государство не будет закрывать глаза на неоправданный рост цен на топливо. «Мы наведем порядок в госструктурах и обеспечим всеобщее соблюдение закона», — заключила она.

Ранее в администрации президента раскритиковали подписанный Санду закон, заявив, что в таком виде его невозможно внедрить, и придется вернуть на доработку парламенту. В НАРЭ считают, что документ приняли под давлением топливных лоббистов, чтобы подставить Майю Санду. Автор законопроекта, депутат Александр Олейник, наоборот, уверен, что на президента давят, чтобы сохранить статус-кво. Однако, по мнению экспертов, несмотря на возможное недовольство водителей и фермеров, президенту лучше не подписывать законопроект, чтобы не вызвать коллапс на топливном рынке. Подробности читайте в нашем материале «Бензин, закон и Майя Санду. Кто и как взрывает топливный рынок Модовы?».

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: