Не все дома. Как в Молдове защищают здоровье тех, кто должен работать во время эпидемии
6 мин.

Не все дома. Как в Молдове защищают здоровье тех, кто должен работать во время эпидемии

В Молдове многие крупные предприятия и стройки, где одновременно трудятся несколько сотен человек, продолжают работать и в условиях эпидемии. Уже на нескольких из них произошли вспышки заражения коронавирусом. NM выяснял, кто и как защищает права сотрудников, которые не могут присоединиться к лозунгу «сидим дома» и должны каждый день ходить на работу.

Где уже произошли вспышки?

В начале апреля стало известно, что на карантин закрылась фабрика в Фалештах, занимающаяся производством игрушек  марки «Киндер». У четырех ее сотрудников обнаружили коронавирус. В то время в Фалештском районе было 11 больных коронавирусом.

Мэр Фалешт Александр Северин тогда рассказал, что местная комиссия по чрезвычайным ситуациям и раньше рекомендовала закрыть фабрику, но не могла этого требовать, потому что это — частная компания. После остановки фабрики почти 500 сотрудников отправили на карантин.

Следующая известная вспышка на производстве возникла на крупнейшем в Молдове предприятии по производству подсолнечного масла Floarea Soarelui. Там заразились семь из почти 600 сотрудников. Предприятие на несколько дней полностью закрыли на карантин по решению местной комиссии по чрезвычайным ситуациям. Руководство завода предупредило, что приостановка производства может сказаться на ценах на масло. И представило план борьбы с инфекцией на производстве. Через несколько дней карантин частично сняли. В домашней изоляции остались 57 сотрудников, контактировавших с заболевшими.

Ближе к концу апреля вспышка произошла на винзаводе Bostavan в Вулканештском районе. К концу месяца уже сообщали о 62 зараженных сотрудниках предприятия.

Начальник управления здравоохранения и соцзащиты Гагаузии Светлана Дулева заявила, что отчасти вина за это лежит на руководстве винзавода: там, несмотря на угрозу заражения, проводили производственные собрания. Кроме того, как выяснилось, один из сотрудников незадолго до подтверждения диагноза отпраздновал свой день рождения в большом кругу друзей и родственников. Позже предприятие через местную администрацию выделило заболевшим медикаменты и средства защиты. Кроме того, компания обеспечивала питанием военных и полицейских, которые патрулировали села Етулия и Чимишкиой, где жили зараженные сотрудники.

Глава Нацагентства общественного здоровья Николае Фуртунэ в разговоре с NM назвал ситуацию на заводе Bostavan «деликатной», и сказал, что в ней еще будут разбираться «компетентные органы». Как рассказал NM начальник управления полиции Гагаузии Олег Чеботарь, сейчас «проводится проверка», которая завершится «в разумные сроки с учетом объема работы и ограничений в связи с чрезвычайным положением». По его словам, пока рано говорить о том, что грозит предприятию.

Всего в Вулканештском районе, по последним данным, было 77 случаев заражения коронавирусом.

28 апреля NM выяснил, что вспышка заражения произошло на строительстве спортивно-развлекательного комплекса Chisinau Arena под Кишиневом. Там работы приостановили только после того, как у нескольких рабочих обнаружили коронавирус. В Нацагентстве общественного здоровья тогда затруднились сказать, сколько рабочих заболели, отметив, что это «обычное дело в условиях эпидемии».

Фуртунэ тогда заявил NM, что, «когда в стране больше 3 тыс. зараженных, уже нет разницы, где они заразились». И призвал соблюдать правила безопасности. Советник премьера Виталий Драганча сказал NM, что на период карантина «нельзя было остановить всю экономику», в том числе стройки. Поэтому работы на Chisinau Arena продолжались.

Кто проверяет?

Согласно решению комиссии по чрезвычайным ситуациям, принятому 23 марта, до 1 июня 2020 года в Молдове наложен мораторий на все государственные проверки, в том числе, на условия и охрану труда. То есть проверок не будет еще как минимум две недели после отмены чрезвычайного положения 15 мая. Продлят ли эту меру, пока неизвестно.

Как подтвердили NM в Государственной инспекции труда и Нацагентстве технического надзора, которое тоже проверяет условия труда на крупных предприятиях, с тех пор не проводили вообще никаких проверок.

Уже постфактум расследованием причин возникшей вспышки, кроме эпидемиологов, занимается полиция. Сейчас известно о расследовании произошедшего только на винзаводе Bostavan. NM отправил запрос в Генеральный инспекторат полиции и попытался выяснить, сколько предприятий уже оштрафовали за то, что во время карантина они не обеспечивали сотрудникам должные условия. К моменту публикации  инспекторат так и не ответил.

Что говорят в правительстве?

На одной из пресс-конференций министерства здравоохранения, труда и соцзащиты NM спросил о ситуации на работающих предприятиях. Председатель Нацагентства общественного здоровья Николае Фуртунэ в ответ заявил, что работают только стратегические объекты. Он подчеркнул, что не считает, что на производствах было «много» вспышек заражения коронавирусом.

«Если стратегические предприятия не будут работать, государство будет обезглавлено. Нельзя остановить производство воды, хлеба, продуктов первой необходимости. И это применимо для любой страны. Люди самоизолировались, но у них остаются естественные потребности. В еде — в первую очередь. Стратегические предприятия нельзя остановить», — заявил Фуртунэ. По его словам, работа предприятий, не входящих в число стратегических, прервана в связи с повышенным риском распространения инфекции.

Отметим, NM не удалось найти в молдавском законодательстве четкое определение «стратегических предприятий» . В министерстве экономики и инфраструктуры, куда NM обратился за этим уточнением, к моменту публикации не ответили.

Фуртунэ также заявил, что руководители производств должны сами контролировать безопасность и не допустить распространения инфекции. Он напомнил, что минздрав издал гид о том, как обезопасить рабочие места во время эпидемии. По его словам, «многие его применяют».

«Сегодня каждый бизнес заинтересован в том, чтобы обезопасить места работы. Любой сотрудник дорогого стоит, учитывая социально-экономическую ситуацию в связи с коронавирусом», — пояснил Фуртунэ.

Отметим, гид по организации рабочих мест минздрав утвердил 25 марта.

В гиде приведены общие правила гигиены на рабочих местах, и они носят рекомендательный характер. Так, гид рекомендует регулярно дезинфицировать рабочие места, аппаратуру и дверные ручки, обеспечивать сотрудников дезинфектантами. Рабочим советуют соблюдать дистанцию 1 метр «если это позволяет технологический процесс».

Работодателям при этом предлагают обеспечивать сотрудников масками, но только тех, у кого есть симптомы простуды. Также рекомендуют размещать на производстве информационные материалы. Если работа позволяет, нанимателям советуют разрешить служащим работать из дома.

Могут ли помочь профсоюзы?

Как рассказал NM председатель Конфедерации профсоюзов Олег Будза, основная проблема, с которой сейчас обращаются сотрудники разных компаний и предприятий, — простой и отсутствие зарплат. Правила охраны труда, по его словам, остаются прежними и в карантин: в последнее время в профсоюзы не сообщали о случаях травматизма на рабочих местах. Не жаловались рабочие и на отсутствие средств защиты.

«Другое дело, что у нас не Германия и не Сингапур. И многие люди, к сожалению, иногда пренебрегают средствами защиты, в том числе масками, которые нужны и на работе, и на улице», — сказал Будза.

По его словам, очень сложно разобраться, действительно ли условия на работе могли стать причиной заражения. И привел в пример случай заражения на одном из государственных предприятий.

«Вроде бы, дистанцию соблюдали, и меры были приняты, но вопрос в том, где человек заразился? Может быть, поймал на улице или у соседа. Это очень щепетильная вещь. Есть государственное контрольное предприятие, не буду его называть, где заразились 15 человек. Откуда? У кого-то супруга работала на скорой помощи. Она заразилась, заразила мужа, а он — сотрудников», — рассказал Будза.

По его словам, о собственном здоровье в первую очередь должны заботиться сами сотрудники: надевать маски, соблюдать дистанцию, не собираться группами.

Будза считает, что главное, что показала пандемия, это «необходимость кардинально пересмотреть зарплаты и условия труда медиков и отношение ко всей медицине». «Сейчас они оказались на первой линии, и  очень пострадали. Каждый четвертый заболевший — это врач», — пояснил Будза.

Председатель профсоюзов считает, что после окончания карантина Молдове также нужно вкладываться в поддержку предприятий, чтобы «люди могли работать и кормить семьи».

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: