Высший совет магистратуры (ВСМ) 24 декабря одобрил проект поправок в Конституцию, предложенный министерством юстиции. Кроме прочего, он предполагает, что судьи лишатся «абсолютного иммунитета», и их будет проще привлечь к уголовной или административной ответственности. Проект вызвал споры в ВСМ. NM рассказывает, почему министр юстиции Фадей Нагачевский настаивает на том, чтобы неприкосновенность судей ограничили, и почему некоторые члены ВСМ выступают против.
Как предлагают изменить Конституцию
Проект, разработанный министерством юстиции, предполагает, что судей будут назначать на должность сразу до достижения ими 65 лет. Сейчас судей сначала назначают на пятилетний срок, и, если судья за это время хорошо себя проявит, его могут назначить на эту должность до достижения им 65 лет.
Кроме того, минюст предлагает внести в Конституцию пункт о том, что у судей должен быть только «функциональный» иммунитет. Это подразумевает, что неприкосновенность судей работает, только если против них хотят открыть уголовное дело за принятые ими решения. В то же время функциональный иммунитет не распространяется на расследования случаев коррупции.
За: чем вреден абсолютный иммунитет судей
Министр юстиции Фадей Нагачевский на заседании ВСМ заявил, что иммунитет судей необходимо ограничить. По словам Нагачевского, в судебной системе много проблем, связанных с коррупцией. При этом, пояснил министр, из-за того, что судьи защищены иммунитетом, прокуроры не всегда могут расследовать случаи коррупции в судебной системе. Он подчеркнул, что ни у министров, ни у прокуроров, подобной неприкосновенности нет. «Зачем нам давать судьям столько независимости, если они ею злоупотребляют и не защищают закон?», — возмущался Нагачевский.
Также Нагачевский отметил, что, после того как новый генпрокурор пообещал не злоупотреблять арестами, судьям нечего будет бояться. «Нужно применять более нестандартные методы», — отметил министр юстиции.
Кроме того, Нагачевский подчеркнул, что последние три года вокруг ВСМ ходили слухи, что некоторые судьи были под протекцией совета. «Надо показать, что судебная система не боится и не прячется за иммунитетом […] чтобы судьи не искали крышу, извините за выражение, в лице ВСМ», — подчеркнул Нагачевский.
Он признал, что в Молдове есть и честные судьи, при этом назвал «трагедией» существующую в судебной системе коррупцию.
Его поддержала член ВСМ Марьяна Тимотин. По ее словам, честным судьям «нечего бояться», даже если их частично лишат иммунитета.
Против: почему судьям необходим абсолютный иммунитет
С министром юстиции не согласился и.о. главы ВСМ Дорел Мустяцэ. Он сказал, что в системе много честных судей. Кроме того, Мустяцэ подчеркнул, что некоторых судей запугивают уголовным преследованием. С министром также не согласилась и член ВСМ Нина Чернат. Вместе с Мустяцэ она настаивала на том, что отсутствие абсолютного иммунитета может повлиять на независимость судей.
После продолжительного спора все члены ВСМ проголосовали за положительный отзыв на проект поправок в Конституцию. При этом они договорились отметить в заключении, что часть членов ВСМ высказалась за то, чтобы у судей был абсолютный иммунитет.
Теперь, чтобы проект вступил в силу, его должен одобрить сначала Конституционный суд, а затем парламент Молдовы.
***
Отметим, сейчас судьи в Молдове защищены иммунитетом от любого уголовного преследования. Против судьи могут завести уголовное дело, только если это разрешит Высший совет магистратуры.