«Очевидно, у Владимира есть план перехода в Румынскую православную церковь». Архимандрит Виктор Копущу о церковных скандалах в Молдове. Интервью NM
12 мин.

«Очевидно, у Владимира есть план перехода в Румынскую православную церковь». Архимандрит Виктор Копущу о церковных скандалах в Молдове. Интервью NM

В последнее время Молдову сотрясают церковные скандалы. Письмо митрополита Владимира патриарху Кириллу, призывы присоединиться к Румынской православной церкви, переходы священников в Бессарабскую митрополию. NM поговорил с архимандритом Константинопольского патриархата, выходцем из Гагаузии Виктором Копущу о том, могут ли переходы священников стать критическими для Молдавской православной церкви, что значит каноническая и неканоническая церковь, и может ли Молдавская митрополия стать автокефальной.

Архимандрит Константинопольского патриархата Виктор Копущу служил в Стамбуле и Анкаре, летом 2022 года по распоряжению Вселенского патриарха Варфоломея возглавил православный приход в турецком городе Самсун.

копущу

«Каждый может найти в этом «мешке канонов» что-то свое и прикрыть свою неканоничность»

МПЦ находится в юрисдикции Русской православной церкви (РПЦ), но при этом обладает автономией. Что означает эта автономия?

В составе Московского патриархата есть разные структуры: с разной степенью автономии и разным уровнем независимости от центра. Есть епархии, у которых меньше возможностей и меньше самоуправления. Есть церкви с широкой автономией, как, например, Украинская православная церковь (УПЦ МП) или Японская православная церковь. Они входят в Московский патриархат, но вопросы избрания своих глав и какие-то внутренние вопросы решают сами, не спрашивая разрешения или одобрения центра. Молдавская православная церковь находится где-то посередине. У нее статус самоуправляемой церкви и свой орган управления — синод, в который входят все архиереи: митрополит, епископы, которые управляют епархиями, и викарные епископы, которые помогают правящим архиереям. Синод полномочен принимать решения по многим вопросам, в том числе по вопросам кадров, открытия монастырей, назначения туда настоятелей и настоятельниц и др. В этих вопросах молдавский синод автономен. Синод может даже лишать сана. Другие митрополии — в России или за рубежом — не обладают такими полномочиями, и, например, окончательное решение о лишении сана выносит патриарх. МПЦ же может самостоятельно лишать сана, и мы видим, как применяют эту возможность: священников, которые переходят в Румынскую православную церковь, лишают сана.

Есть синод, есть митрополит, есть патриарх. А какой высший орган в православном мире, которому подчиняются все и за которым последнее слово?

В православном мире самая высокая инстанция, которая решает и административные, и богословские споры — Вселенский собор. Он не собирался уже больше тысячи лет. Православная церковь признает семь Вселенских соборов. Их решения обязательны для всех. На таких соборах решались, в том числе, и территориальные вопросы. Например, когда две церкви разных патриархий с разными митрополитами претендовали на одну и ту же область.

Поскольку Вселенские соборы не проводили уже больше тысячи лет, каждая автокефальная церковь должна соблюдать каноны, которые принимали на Вселенских и других поместных соборах. В системе православных церквей арбитром и регулятором является Вселенский патриарх (Вселенский патриарх — Константинопольский патриарх, сейчас это Варфоломей I). Он первый, согласно Диптиху (список глав всех православных церквей). В случае возникновения межцерковных споров Вселенский патриарх уполномочен созывать соборы и выносить суждения по тем или иным вопросам. Поскольку территория Молдовы была в составе Вселенского патриархата, ее юрисдикцию в одностороннем порядке изменили в начале 19-го века, то проблемные вопросы должен решать Вселенский патриарх.

Вы сказали, что церковь должна соблюдать каноны. Мы часто слышим, что та или иная структура канонична или не канонична. Как определяют каноничность и насколько уместны такие обвинения?

Неканоничная структура — та, которая создавалась и действует не по канонам. Как я уже говорил, собирались соборы, которые принимали правила жизни и административного устройства православных церквей. Эти правила называются канонами. Но проблема в том, что этих канонов очень много, и порой они противоречат друг другу. Поэтому в этом «мешке канонов» каждая сторона может найти что-то свое и прикрыть каким-то правилом свою неканоничность и беззаконие.

«На одной территории не может быть двух митрополий»

Недавно в Молдове появился новый митрополит и новый епископ. Нового митрополита назначил глава Украинской православной церкви Киевского патриархата (УПЦ КП) Филарет Денисенко. Эту церковь называют неканоничной. Можно ли ее так называть и почему?

Одно из условий каноничности — признание церкви другими каноническими православными церквями. Церквей, которые называют себя православными, в Европе, на постсоветском пространстве и вообще в мире очень много, но не все они официальные и каноничные, как Московский патриархат, Румынский патриархат и Вселенский патрирахат. Киевский патриархат — одна из неофициальных структур. Их не признают, но для них, видимо, это не так важно.

В таком случае они не имели права назначать в Молдове своего митрополита?

С точки зрения государства, любая церковная структура, не важно — каноничная или нет, может зарегистрировать свой культ. Государство не вмешивается в церковные дела и живет по законам, принятым парламентом.

С точки зрения церковных законов, создание ими [УПЦ КП] в Молдове своей структуры и рукоположение митрополита и епископа — неканонично. На одной территории не может быть двух митрополий, которые назначают епископов, будь то один город, одна область или одна страна. Даже если бы УПЦ КП была канонической, они бы не имели права открывать тут свою епархию и назначать своего епископа. В Молдове должна быть своя церковь, которая сама рукополагает, назначает своих священников и епископов и управляет этой территорией

Если на одной территории может быть только одна митрополия, почему в Молдове есть МПЦ и Бессарабская митрополия Румынского патриархата?

Это казус демократического общества. Раньше такого в Молдове никогда не было. Как говорил один известный государственный деятель, «никогда такого не было и вот опять». Если мы углубимся в историю, то увидим, что церковные юрисдикции в Молдове не существовали одновременно, а сменяли друг друга.

Первоначально Бессарабия подчинялась Киевской митрополии Вселенского патриархата, потом в Яссах создали другую митрополию тоже Вселенского патриархата, и Бессарабия стала подчиняться Ясской митрополии. Когда Бессарабия присоединилась к России после русско-турецкой войны 1812, в одностороннем порядке сменили церковную власть без соответствующего благословения. Митрополитом назначили Бэнулеску-Бодони, который был архимандритом Вселенского патриархата, но перешел в Русскую церковь. За это его даже лишили сана. Игнорируя этот факт, его назначали тут управляющим. Причем решение о его назначение принимал император России, а не церковный орган.

После присоединения Бессарабии к Румынии все приходы, все священники стали подчиняться румынской власти и вошли в состав Румынской православной церкви. Соответственно, назначили новое церковное руководство. Потом Бессарабия присоединилась к СССР, многих священников эвакуировали в Румынию, в том числе, церковное руководство, а в Бессарабии опять назначили нового митрополита уже Московского патриархата. В 1992 году, после обретения Молдовой независимости, Румыния решила возродить Бессарабскую митрополию, и с тех пор в Молдове существуют две параллельные митрополии.

С точки зрения канонов, этого не должно быть, должна быть или одна юрисдикция, или другая. Но поскольку ни государство, ни международное сообщество не может запретить какую-либо из структур, с точки зрения закона, они действуют легально. Православная церковь должна прояснить, как правильно реагировать с церковной точки зрения на существующую ситуацию, чтобы это не приводило к конфликтам и не разделяло людей.

«Государство не должно отдавать предпочтение какому-либо религиозному культу»

В нашумевшем письме митрополита Владимира патриарху Кириллу говорится, что руководство Молдовы отдает предпочтение Бессарабской митрополии. Но у нас светское государство. Как тогда руководство страны может поддерживать тот или иной культ?

Конечно, до сих пор поддержкой государства и всеми «пряниками», и «плюшками» от государства пользовалась одна митрополия, а сейчас эти «плюшки и пряники» достаются другой. С точки зрения демократии, государство не должно отдавать предпочтение какому-либо религиозному культу, но, к сожалению, мы пока живем стране, где такие вещи происходят.

В то же время в Румынии священники приравнены к госслужащим и, насколько я понимаю, это распространяется и на священников Бессарабской митрополии.

-Да, священники, которые являются клириками Бессарабской митрополии и служат в Молдове, получают зарплату от румынского государства. Им платят зарплату со всеми положенными отчислениями и социальными льготами.

А как обстоят дела со священниками МПЦ, они как-то защищены социально?

Они никем и ничем не защищены. Они служат в приходах, которые являются юридическими лицами. Некоторые приходы могут позволить себе трудоустроить священников и работников храма: певцов, учителей, уборщиков — и платить им зарплату. Есть примеры официально трудоустроенных священников, и в этом случае они защищены. Я не знаю, сколько таких священников в процентном соотношении, но их очень и очень мало.

Сейчас много говорят о переходе священников МПЦ в Бессарабскую митрополию. Одной из основных причин они называют поддержку патриархом Кириллом войны в Украине. Но войне уже скоро два года. Почему эти переходы в Бессарабскую митрополию начались именно сейчас, почему эта тема всплыла сейчас? И разве письмо митрополита Владимира не должно было, наоборот, успокоить священнослужителей Молдавской митрополии?

На самом деле мы не видим всего, что происходит за кулисами, мы можем только догадываться и по каким-то инсайдам достраивать цепочку. Очевидно, митрополит Владимир, чувствуя, что его митрополия теряет вес в глазах священников, прихожан и власти, решил проверить, насколько безболезненно или с каким минимальным ущербом  он может покинуть Московский патриархат и перейти в Румынскую православную церковь. Поэтому письмо было написано в такой резкой форме. Потом письмо «слили», и оно вызвало волну возмущений. В итоге стали собирать священников и спрашивать их мнение. Оказалось, что половина кишиневских священников хотела бы перейти в Румынскую православную церковь, минуя Бессарабскую митрополию.

Очевидно, что и у Владимира есть план перехода в Румынскую православную церковь со всей своей митрополией. Но пока Бухарест предлагает переход только через Бессарабскую митрополию.

Почему Владимир не хочет переходить в Румынскую православную церковь через Бессарабскую митрополию?

Наверное, тут есть какие-то личные причины. [Глава Бессарабской митрополии] митрополит Петр был в составе МПЦ викарным епископом в Кишиневе. После перехода в Румынскую православную церковь его лишили сана. Если Владимир перейдет в Бессарабскую митрополию, то Петр станет его главой.

По логике сторонников митрополита Владимира, Румынская православная церковь должна их принять и создать еще одну митрополию на территории Молдовы.

Но, как мы говорили, двух митрополитов быть не может

Да. Как не может быть двух председателей районов или двух губернаторов области. Хотя в истории всякое бывало. В Украине в одном городе существуют два, а иногда и три архиерея.

Пока из Бухареста не поступали никакие сигналы о приеме всей митрополии.

«У Молдовы могла бы быть своя автокефальная православная церковь»

А может стать решением вопроса автокефалия (церковная независимость) Молдавской церкви?

Исходя из сложившейся в течение 500 лет практики, если страна оказывалась независимой, и большинство жителей там исповедовали православие, то, конечно, им хотелось получить автокефалию. Так было, начиная от Москвы и заканчивая Грецией, Румынией, Болгарией, Сербией. Последний пример — церковь Украины (ПЦУ)

Если Молдова — независимое государство и видит таким же свое будущее, то у нее могла бы быть автокефальная православная церковь, глава которой не подчинялся бы никакому другому центру. Но проблема в том, что и у граждан Молдовы, и у священников, и у политиков нет никакой уверенности в завтрашнем дне. Сложно говорить, насколько реализуем этот вариант. Но если жители Молдовы хотят быть независимыми и мыслить в этих категориях, то это был бы оптимальный вариант. Самый сложный, но и самый хороший. И не факт, что самый легкий путь окажется правильным.

В чем сложность этого пути?

Сложность в том, что все должны быть в этом заинтересованы: и духовенство, и прихожане, и власть. А если они не заинтересованы, и никто не хочет автокефалии, то она сама на голову не свалится. Если будет такая потребность, МПЦ запросит у Вселенского патриарха автокефалию и получит ее. И тогда исчезнут вопросы о том, какой патриархат здесь будет и какому центру необходимо подчиняться. Но этот вариант не все рассматривают. Да, меньшая часть кишиневских священников, высказалась за это. Но это очень долгий путь. Сначала надо убедить церковное и государственное руководство, что это лучший вариант, а потом обращаться к Вселенскому патриарху. А самый простой путь — тот, который предлагает Бессарабская митрополия [переход в Румынский патриархат, через Бессарабскую митрополию каждого священника или прихода в отдельности]

В таком случае все священники будут переходить в Бессарабскую митрополию, а МПЦ будет ослабевать?

Я не думаю, что все будут переходить. Да и нынешние переходы не такие масштабные. Говорили о 13 священниках. Бессарабская митрополия заявляла, что 50-60 священников подали прошение о переходе. Для Молдовы это не критическая цифра.

К тому же не думаю, что все будут переходить, так как риторика Бессарабской митрополии в основном направлена на тех, кто симпатизирует Румынии, разделяет ее духовные ценности, говорит на общем с ней языке. В Молдове не все ощущают себя румынами, и не все служат на румынском языке. Есть Гагаузия, есть русские приходы, болгарские, украинские, и исходя их этих соображений. священники этих приходов не будут переходить в Бессарабскую митрополию.

Вы говорите, что нынешние переходы — не катастрофа. Но создается впечатление, что ситуация критическая

Такой эффект создается, потому что все об этом говорят. Даже если большинство священников и часть архитектурных объектов перейдет в Бессарабскую митрополию, МПЦ все равно будет существовать. Вопрос в том, насколько такое положение понравится ее руководству.

«Бедная Молдова не потянет еще одного епископа»

В последние время уровень доверия к церкви в Молдове упал. С чем это связано?

Не могу точно сказать, потому что я не социолог. Возможно, тут сыграла роль и война в Украине, и то, что люди устали и от политиков, и от церковных лидеров, которые связаны с политиками, особенно когда в предвыборный период священники вовлекаются в агитационные процессы. И, соответственно, разочарование в политической элите могло повлечь разочарование и в церковной элите.

Некоторые телеграм-каналы писали, что вы станете епископом Константинопольского патриархата в Молдове. Как вы это прокомментируете?

Если коротко, то — упаси Господь. Бедная Молдова не потянет еще одного или нескольких епископов. Расходы епископов могут быть выше расходов какого-то чиновника. Эта информация — ни на чем не основанная фантазия и является ничем иным, как конспирологической теорией.

 


Подписывайтесь на наш Telegram-канал @newsmakerlive. Там оперативно появляется все, что важно знать прямо сейчас о Молдове и регионе.



Хотите поддержать то, что мы делаем?

Вы можете внести вклад в качественную журналистику, поддержав нас единоразово через систему E-commerce от банка maib или оформить ежемесячную подписку на Patreon! Так вы станете частью изменения Молдовы к лучшему. Благодаря вашей поддержке мы сможем реализовывать еще больше новых и важных проектов и оставаться независимыми. Независимо от того, как вы нас поддержите, вы получите небольшой подарок. Переходите по ссылке, чтобы стать нашим соучастником. Это не сложно и даже приятно.

Поддержи NewsMaker!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: