(ВИДЕО) Молдова — коррумпированная страна? Эксперты из США и ЕС — о неучтенном богатстве молдавских судей и прокуроров. Интервью NM
8 мин.

(ВИДЕО) Молдова — коррумпированная страна? Эксперты из США и ЕС — о неучтенном богатстве молдавских судей и прокуроров. Интервью NM

Минувшим летом в Молдове стартовал второй этап проверки неподкупности судей (Vetting). Последствия для них на этом этапе могут быть весьма серьезными: в случае неудачи им грозит лишение поста, специальной пенсии и всех дополнительных выплат. Проводит проверку спецкомиссия из трех местных и трех иностранных экспертов. В интервью NM зарубежные члены комиссии оценили ситуацию в молдавской юстиции, поделились своим видением проблем в системе и ответили на вопрос, можно ли назвать Молдову коррумпированной страной.

«Попытки повлиять на нас не дадут результата»

Скотт Бэйлс, бывший Верховный судья штата Аризона (США)

Что побудило вас участвовать в реформировании молдавской юстиции?

Я решил принять участие, потому что, услышав о том, что этот процесс идет, я восхищался Молдовой, ее решимостью обеспечить честность своих судов. Считаю, что судебная система играет огромную роль в соблюдении правопорядка. Так что приезд в страну, которая решила пройти этот трудный путь, чтобы обеспечить доверие общества к честности своих судей, казался мне интересной и ценной возможностью привнести в этот процесс свои знания и опыт.

На каком этапе находится сейчас ваша работа?

Наша комиссия собралась вместе только прошлым летом. Мы начали с оценки судей Высшей судебной палаты (ВСП) и кандидатов в ВСП. Несколько слушаний провели в ноябре, и на прошлой неделе — еще восемь. Осталось заслушать чуть больше десяти судей и кандидатов в ВСП. Как только мы завершим эти слушания, обнародуем отчет, который фактически является рекомендацией, направляемой в Высший совет магистратуры. Именно совет принимает окончательное решение о каждом судье, прошедшем через Vetting. Так что, думаю, с точки зрения процесса, мы находимся в середине.

ВСМ будет решать, принять или отклонить нашу рекомендацию. Кандидаты, которых не устроит решение совета, смогут подать апелляцию в Верховный суд. Учитывая все эти этапы, процесс затянется до конца этого года.

(ВИДЕО) Молдова — коррумпированная страна? Эксперты из США и ЕС — о неучтенном богатстве молдавских судей и прокуроров. Интервью NM

Какие самые частые нарушения принципов профессиональной этики и неподкупности вы заметили?

Мы еще не публиковали отчеты о кандидатах, которых рекомендовали не повышать в должности. Поэтому пока не можем говорить о нарушениях. Но, судя по отчетам комиссии Pre-vetting (первые этапы проверки), которая оценивала кандидатов в Высший совет магистратуры, чаще всего речь шла о проблемах, связанных с финансовой честностью: неучтенным богатством, расходами, которые не подтверждались законными источниками дохода. Именно такие финансовые проблемы чаще всего выявляла комиссия Pre-vetting. Я полагаю, что мы выявим аналогичные проблемы. Некоторых из тех, кого они оценивали, будем оценивать и мы.

Были ли попытки оказать влияние на вас или на ваши решения?

Это было бы неуместно и бесполезно, потому что наша комиссия должна быть независимой. Это четко прописано в законе. И то, как комиссия была создана и работает, помогает это защитить. Согласно закону, трех членов комиссии выдвигают парламентские партии: двух — правящая партия и одного — оппозиция. Еще три члена комиссии — иностранные юристы, которых рекомендовали партнеры по развитию. Всех членов комиссии утверждает парламент. Мы [члены комиссии] — люди с разным бэкграундом, люди, которые стали участвовать в этом, потому что верят в возможность независимой и справедливой оценки. Поэтому, думаю, попытки оказать на нас давление или повлиять на нас, скорее всего, не дадут результата. Это только укрепит нашу решимость быть независимыми и справедливыми.

(ВИДЕО) Молдова — коррумпированная страна? Эксперты из США и ЕС — о неучтенном богатстве молдавских судей и прокуроров. Интервью NM

Молдова —коррумпированная страна?

Я бы не стал делать обобщений и заявлений о стране в целом. Знаю, что страна борется с коррупцией в разных сферах жизни общества, в том числе в системе правосудия, и именно это послужило толчком к проведению этой реформы. Поэтому, полагаю, у парламента были веские причины прийти к выводу о необходимости таких экстраординарных мер, как проверка Vetting, чтобы попытаться решить проблемы коррупции на разных уровнях суда. Я это принимаю. Но я бы не стал обобщать это до масштабов страны. Как раз эта реформа системы юстиции говорит в пользу Молдовы, в пользу того, что она решила предпринять такие усилия, чтобы в судах работали честные люди, и общественность могла быть уверена в этом.

«Всю жизнь я была борцом с коррупцией»

Мария Джулиана Чивинини, экс-судья (Италия)

Что побудило вас принять участие в реформе системы правосудия в Молдове?

У меня за плечами 40 лет работы судьей и большой опыт в области правового сотрудничества. Когда мне сообщили о реформе в Молдове, я подумала, что могу внести свой вклад, учитывая опыт работы в Косово и Албании (там провели аналогичную реформу в системе правосудия с проверкой Vetting. — NM). Всю свою жизнь я была борцом с коррупцией, организованной преступностью, а также борцом за независимость и беспристрастность судебной системы. Поэтому решила, что смогу быть полезной Молдове.

(ВИДЕО) Молдова — коррумпированная страна? Эксперты из США и ЕС — о неучтенном богатстве молдавских судей и прокуроров. Интервью NM

Прежде чем согласиться войти в комиссию, вы изучили ситуацию в системе юстиции Молдовы?

Да, я провела некоторые исследования, а также получила информацию, например, от Европейской сети подготовки судей, учебной сети, в которой Институт подготовки судей Молдовы является наблюдателем, а также через сеть Совета судей. Таким образом, у меня сложилось мнение о ситуации в стране. Понятно, что оценка уровня коррупции в стране, а также в судебной системе — это не то, что можно сделать индивидуально. Но у меня было ощущение, что и сама судебная власть хочет, чтобы ей доверяли жители страны. Поэтому в предложении войти в комиссию я увидела возможность поддержать молдавскую судебную систему в стремлении улучшить ее качество и доверие к ней людей.

Противники участия иностранных экспертов в работе комиссии говорили, что вы не можете понять местный контекст. Что вы думаете об этом?

Не самый убедительный аргумент. Во-первых, мы как эксперты-юристы способны понять правовую систему другой страны. Мы изучаем, у нас есть перевод всех законов и нормативных актов, мы можем анализировать их самостоятельно и при поддержке наших юристов. Если говорить о местных традициях, например, то здесь речь идет также о способности судебного органа уловить реальность, которая скрывается за рассматриваемой ситуацией. К тому же у нас смешанная комиссия: кроме трех иностранных экспертов, есть три национальных. И мы всё обсуждаем вместе. Когда возникает вопрос традиций, семьи, понимания, мы об этом говорим. И мы внимательно слушаем, что говорят наши местные коллеги, а затем пытаемся найти больше информации самостоятельно.

(ВИДЕО) Молдова — коррумпированная страна? Эксперты из США и ЕС — о неучтенном богатстве молдавских судей и прокуроров. Интервью NM

От людей из системы я слышал, что в других странах, где проходила схожая проверка, ухудшилась криминогенная ситуация. Как вы думаете, может ли Vetting ухудшить ситуацию в Молдове?

Не сам по себе. Но такое может быть, если вместе с веттингом не будет четкой кадровой политики в судебной системы, в том числе в отношении вспомогательного персонала, если не будет поддержки школы для судей, серьезных прозрачных вступительных экзаменов, привязанных к вакансиям и связанных с введением молодых судей и молодых прокуроров в систему. Это крайне важно. Сейчас мы проверяем честность, оцениваем добросовестность судей, которые уже работают, но нам нужны новые судьи с хорошей подготовкой. Хочу отметить, что один из студентов Национального института юстиции получил в прошлом году важную награду и премию Европейской школы судей за эссе о борцах за честность и неподкупность. Оно было посвящено именно тому, как видят этот процесс (Vetting) молодые судьи, проходящие обучение. Такие кадры нам нужны.

«Это не пугало, это хороший процесс»

Лавли Перлинг, экс-генпрокурор Эстонии

Что побудило вас участвовать в проверке Vetting в Молдове?

Я из Эстонии. Более 20 лет была прокурором, выступала за верховенство закона, боролась с организованной преступностью и с коррупцией. Завершила карьеру в должности генерального прокурора Эстонии. Причина войти в комиссию Vetting, наверное, очень проста. Я решила, что, возможно, было бы полезно поделиться своим опытом и приверженностью верховенству закона и в Молдове. И это может быть полезно для Молдовы, а, может быть, и для моей страны.

(ВИДЕО) Молдова — коррумпированная страна? Эксперты из США и ЕС — о неучтенном богатстве молдавских судей и прокуроров. Интервью NM

С какими сложностями вы столкнулись?

Не секрет, что, когда мы говорим о Молдове, мы часто говорим о коррупции. И мы знаем, на каком месте находится Молдова в мировом Индексе восприятия коррупции Transparency International. Это не самая лучшая позиция. Коррупция делает государства слабыми, а людей бедными. Думаю, что все в Молдове и все, кто хотел бы поддержать Молдову, должны подумать об этом, и о том, что бороться с коррупцией действительно необходимо. Потому что ее влияние очень серьезно для всех, для каждого учреждения, для каждого человека. Так что сама коррупция — это не вопрос только судебной системы. Я думаю, что это гораздо больше. Если Молдова будет успешна в этой борьбе, то будущее будет хорошим, а люди будут счастливы. Так что, возможно, это один из самых больших вызовов.

Коррупция в молдавской системе чем-то отличается от коррупции в системах юстиции других стран?

Коррупция везде остается коррупцией. Да, в разных странах системы разные, суды разные, история разная, и это значит, что и коррупция может быть разной, и, к сожалению, коррупция везде — это также часть культуры. Таким образом, ответ таков: да, различия есть, но последствия коррупции одинаковы.

(ВИДЕО) Молдова — коррумпированная страна? Эксперты из США и ЕС — о неучтенном богатстве молдавских судей и прокуроров. Интервью NM

Есть информация, что из-за vetting-а половина молдавских прокуроров готовы уйти в отставку. Они говорят, что не доверяют объективности проверки vetting. Что вы им ответите?

Я могу подтвердить, что комиссия — абсолютно независимый орган. Мои иностранные коллеги по комиссии обладают огромным профессиональным и жизненным опытом. Мы знаем, как назначаются национальные члены комиссии. Таким образом, структура, наши правила, закон и люди в комиссии — все эти обстоятельства подтверждают, что мы независимы. И, возможно, мое послание будет таким: не бойтесь проверки, это всего лишь процесс. Это не пугало, это хороший процесс, и он должен дать надежду: надежду честным судьям, надежду честным прокурорам, надежду обществу Молдовы.


Подписывайтесь на наш Telegram-канал @newsmakerlive. Там оперативно появляется все, что важно знать прямо сейчас о Молдове и регионе.



Хотите поддержать то, что мы делаем?

Вы можете внести вклад в качественную журналистику, поддержав нас единоразово через систему E-commerce от банка maib или оформить ежемесячную подписку на Patreon! Так вы станете частью изменения Молдовы к лучшему. Благодаря вашей поддержке мы сможем реализовывать еще больше новых и важных проектов и оставаться независимыми. Независимо от того, как вы нас поддержите, вы получите небольшой подарок. Переходите по ссылке, чтобы стать нашим соучастником. Это не сложно и даже приятно.

Поддержи NewsMaker!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: