От перформанса до психбольницы. Зачем мужчина разделся на фоне гостиницы Național, и что было дальше
4 мин.

От перформанса до психбольницы. Зачем мужчина разделся на фоне гостиницы Național, и что было дальше

Артист перформанса Родион Трофимченко провел в марте три необычные акции на фоне здания гостиницы Național, окрашенного после начала войны в Украине в сине-желтые цвета. После первой акции его доставили в психиатрическую больницу. NM рассказывает, как после этого он провел еще два перформанса, и что хотел сказать своими акциями.

Перформанс

В Кишиневе 7 марта прохожие и водители авто наблюдали за необычным перформансом: напротив заброшенного здания гостиницы Național практически обнаженный мужчина в белом гриме с непонятным плакатом в руках совершал странные телодвижения, медленно передвигаясь по разделительной полосе дороги.

Спустя две недели, 23 марта, Родион Трофимченко объяснил в Facebook и Instagram, что стоит за столь эпатажным перформансом на оживленной магистрали города, и как это связано с войной в Украине. По его словам, рядом с Молдовой «случилось страшное»: «Люди начали убивать друг друга. Мужчины, женщины и дети умирают, хотя могли бы жить. Многие остались без дома. Многим пришлось бежать. Повседневная реальность наполнилась страданием, ложью, бездушием. Боль пронзила меня. Я должен был дать ей выйти». По словам артиста, в том месте, где он устроил перформанс, он сразу распознал сцену: «Гостиница за ночь была покрыта желтым и синим цветом, и появилась надпись: «Нет войне»».

Родион Трофимченко также рассказал, что он — уроженец Тирасполя, изучал психоанализ в Санкт- Петербурге, а в 2003 году продолжил образование в Японии, где получил степень доктора в области теории искусств. После этого он работал «независимым куратором», а сейчас развивает галерею современного искусства Gallery-Neo.tokyo в Токио и Брюсселе. Личные обстоятельства, по словам Трофимченко, вынудили его вернуться в Молдову.

Он также рассказал, что во время пандемии «стал изучать танец и открыл трансформирующую силу искусства». Японский танец «Анкоку Буто» стал основой его перформанса в Кишиневе. «Анкоку Буто переводится как «Темный Танец». Он возник в Японии в 1960-е годы. Танцор покрывает тело белым гримом, чтобы стереть личностные характеристики. Медленными движениями и определенным состоянием ума он стремится к тому, чтобы движение не было надуманным. Он опустошает себя, чтобы позволить другой силе пройти через него. Буто генерирует в смотрящем потрясение. Создает открытие в привычной реальности, как открытие в стене, из которой выпал кирпич, чтобы нечто универсальное — не зависящее ни от чего Истинное — проявилось в нем», — написал Трофимченко в соцсетях, объясняя свой перфоманс.

От перформанса до психбольницы. Зачем мужчина разделся на фоне гостиницы Național, и что было дальше

Instagram

И рассказал, что «практикуя Буто, начал выбираться из «Родиона Трофимченко», из рамок своей личности», «нашел в себе Жизненность вне слов, вне идентичностей, вне привязок»: «Я назвал это Mark Birth. На своей побритой голове в центре затылка я нашел большое родимое пятно. В каком-то смысле это лицо Марка. Birth mark на английском означает «метка рождения», то есть родинка. Мое родимое пятно — это куда более реальное Я, нежели то, что в паспорте, не так ли? У вас есть родинка?»

По словам Трофимченко, 7 марта его и Марка «забрали в психиатрическую больницу, где полиция определила, что преступления нет, а консилиум врачей — что это «искусство». После этого Родион Трофимченко провел еще два перформанса на том же месте, но уже с плакатом «Не убивай», написанном японскими иероглифами. Он рассказал, что его вдохновил образ японского художника Дадакана, который во время вьетнамской войны выходил с подобным плакатом.

Реакция

В пресс-службе Генинспектората полиции NM рассказали, что 7 марта получили вызов, на место выехали сотрудники полиции, карабинеры и бригада скорой помощи. По информации полиции, Трофимченко отказался общаться с сотрудниками правоохранительных органов и сообщить о сути перфоманса. После этого бригада скорой помощи приняла решение доставить его в медучреждение.

Принудительная госпитализация, отметим, предусмотрена законом № 1402 от 1997 года «О психическом здоровье». В законе говорится, что принудительная госпитализация, то есть против воли пациента или без его согласия, возможна, если его психическое расстройство является тяжелым и обусловливает его социальную опасность. Социальная опасность — свойство психического состояния или поведение, предполагающее наличие риска причинения себе или окружающим вреда или разрушения материальных ценностей.

В Психиатрической клинической больнице в Костюженах, куда госпитализировали Трофимченко, отказались комментировать эту ситуацию, сославшись на врачебную тайну.

Адвокат Николета Хрипливый-Камински считает, что артиста незаконно и необоснованно отвезли в психиатрическую больницу. «Не было показаний для психологического освидетельствования. Человек в особой манере высказал свою позицию, он привлек внимание к проблеме и не нарушил общественный порядок. Каждый имеет право на выражение своего мнения, если этим он не нарушает права других людей», — пояснила адвокат.

Родион Трофимченко отказался от комментариев NM. «Спасибо за интерес. Сейчас мы не раскрываем эту тему больше, чем есть», — сказал он.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: