СМИ Приднестровья, подконтрольные местным властям и холдингу «Шериф», уже несколько дней рассказывают об оппозиционном активисте Геннадии Чорбе, которого арестовали на 10 суток за организацию протеста в Рыбнице. Его участники были возмущены тем, что из-за аннулирования пропусков не могут выехать на работу на правый берег Днестра. Приднестровские телеканалы тем временем рассказывают больше не о протесте, а о том, «кто такой Геннадий Чорба», и почему при упоминании его фамилии люди «добавляют нелицеприятные эпитеты». Активиста уже обвинили в излишнем использовании мата, «умелой игре на эмоциях» и в «подпевании Кишиневу».
Приднестровские телеканалы уже несколько дней рассказывают зрителям о протесте, прошедшем в Рыбнице 2 июля. Его участники были возмущены тем, что местные власти аннулировали пропуска, позволявшие им выезжать из Приднестровья на работу на правый берег Днестра. Поначалу протест называли «стихийным», но позже СМИ и местные власти нашли «организатора»: им объявили оппозиционного активиста Геннадия Чорбу. За это он получил 10 суток административного ареста. Еще пять человек оштрафовали. Основные государственные СМИ, однако, сосредоточились не на протесте, а на личности Чорбы.
Государственный телеканал «Первый Приднестровский» посвятил ему целую серию репортажей и публикаций в соцсетях. Неоднократно приводился диалог, возникший у Чорбы с министром внутренних дел Приднестровья Русланом Мовой:
Мова: Случилось ЧП. Заболели люди на тех предприятиях [в Молдове], и привезли вирус нам.
Чорба: Ну и что?
«Первый Приднестровский» объяснял, что Чорба решил «под шумок коронавируса потешить свои амбиции». Государственный телеканал неоднократно указывал в новостных репортажах, что Чорба — бывший соратник экс-лидера Приднестровья Евгения Шевчука, который теперь «активничает в соцсетях».
Выступления Чорбы на митинге обсудили и в программе «Как это было». Там Чорбу обвиняли в «лозунгах и претензиях на всезнайство».
Позже Чорбе «как одному из главных действующих лиц протеста» посвятили отдельный репортаж. Журналисты сообщили, что в «соцсетях он прославился как блогер» и «откровенно издевался над медиками ковид-госпиталей». В программу пригласили как эксперта депутата Верховного совета Приднестровья Андрея Сафонова. Он заявил, что Чорба «пытается прорваться к власти», а самый надежный для этого способ — «вброс информации для усиления давления на Приднестровье извне».
«Я Геннадия Павловича давно знаю. Удивлен, что у него в сетях комментарии грубого характера, маты, упоминания анатомических частей тела. С моей точки зрения, это не показывает, что у тебя есть серьезные предложения и аргументы. Это больше напоминает деградацию», — дополнил депутат портрет арестованного.
Тут же снова напомнили о том, что Чорба был соратником Шевчука, и сообщили, что «в его постах читается и слышится риторика официального Кишинева», который требует разблокировать перемещение между Приднестровьем и остальной частью Молдовы.
Позже «Первый Приднестровский» выпустил еще один посвященный Чорбе репортаж. На этот раз его называли «блогером-оппозиционером» и «прокишиневским активистом, который вторит речам из Кишинева».
В выпуске коротко сообщили о том, что пятерых наиболее активных участников протеста оштрафовали, а Чорбу как организатора арестовали на 10 суток.
В рубрике «Вопрос дня» гостем передачи снова стал депутат Верховного совета Приднестровья Андрей Сафонов. Высказывался он в основном о личности Чорбы.
«Палыч, должно быть стыдно за такие дела», — приводит его слова «Первый Приднестровский». Сафонов обвинил активистов в «предательстве Родины», «организации незаконных акций», попытках «воспользоваться бедой людей».
«Оппозиционные деятели, выступая против карантинных мер, одновременно выступают и против политики Москвы. Мы же видим это в социальных сетях. Они одновременно рекламируют деятелей вроде Саакашвили. Я думаю, что такого рода методы давления на нас будут использовать и впредь. Сойдет эпидемия, начнутся поиски каких-то других поводов. К этому надо быть готовыми. Тем, кто им подыгрывает, надо сказать, что это стыдно. Все равно вас используют», — подготовил телезрителей Сафонов.
Государственное информационное агентство «Новости Приднестровья», входящее в состав телерадиокомпании вместе с «Первым Приднестровским», ограничилось публикацией репортажа, который сняло приднестровское МВД.
Правоохранители в выражениях не стеснялись. «Как прославиться в период пандемии? […] Позиционировать себя правдолюбом и просто своим парнем, а после спекулировать тем, что стал заложником, узником», — так открывается снятый МВД репортаж.
Чорбу называют не просто бывшим соратником Шевчука, но уже — «неудавшимся депутатом, а ныне — нелегальным торговцем американскими гаджетами». МВД убеждает зрителей, что имя Чорбы у всех на устах, и не в лучшем смысле: «Его фамилия стала нарицательной, за последние дни ее не произносил разве что ребенок. [При ее упоминании к ней] добавляют нелицеприятные эпитеты».
В репортаже упоминается, что к мосту в Рыбнице пришли расстроенные, раздраженные люди, но Чорбе, считают правоохранители, удалось этим воспользоваться: «Это было на руку предприимчивому Палычу, как Чорбу называют свои. Как умелый гусляр на струнах он стал играть на эмоциях собравшихся. […] Ведь важно достичь цели — прославиться».
В репортаже также подробно описывается, почему Приднестровье решило закрыться от Молдовы, и почему опасны поездки на правый берег. Однако почти ничего не говорится о тех, кто лишился возможности работать: сколько их, где именно работают, на что могут рассчитывать.
Телеканал ТСВ, принадлежащий холдингу «Шериф», который де-факто контролирует все ветви власти Приднестровья, выпустил подробный репортаж о том, почему регион закрывается от Молдовы, и почему протестующие не правы. Там сообщили, что в Молдове ежедневно выявляются по 200-300 случаев заражения. В Приднестровье же недельное число заболевших не превышает нескольких десятков. По данным телеканала, многие заражаются именно на предприятиях правом берегу Днестра. Телеканал не сообщил вообще ничего о том, понес ли кто-то наказание за прошедший митинг.
Отметим, в Приднестровье нет местных телеканалов, которые не были бы подконтрольны местным властям. В регионе также нет полноценных новостных онлайн-порталов, кроме государственного новостного агентства «Новости Приднестровья».
***
Напомним, власти Приднестровья со 2 июля аннулировали пропуска, которые позволяли выезжать за пределы непризнанной республики. В Тирасполе это объяснили тем, что жители региона, посещавшие Правобережье, заразились там коронавирусом, и в целом большим уровнем заражения за пределами Приднестровья. В Рыбнице утром 2 июля начался стихийный митинг. Его участники требовали свободного передвижения между двумя берегами Днестра. Одним из них был Геннадий Чорба.
Приехавший пообщаться с протестующими глава МВД Приднестровья Руслан Мова сказал, что некоторым приднестровцам все же разрешат выезжать за пределы региона, если они работают на правом берегу Днестра. Но только при условии, что работодатели будут присылать за ними транспорт. Всем остальным он предложил уехать работать на правый берег на все время эпидемии. Он также заявил, что знает, кто организовал якобы стихийный митинг, и пообещал привлечь их к административной ответственности. Чорба тогда заявил NM, что опасается ареста, потому что говорил с Мовой от лица протестовавших.
В Кишиневе заявили, что действия Тирасполя нарушают права человека, что грозит многим людям потерей источника заработка. И призвали международных партнеров помочь решить этот вопрос. Вице-премьер Кристина Лесник также призывала Тирасполь не оказывать давление на тех, кто недоволен ограничениями.
Однако уже утром 3 июля Чорбу задержали. Ему дали 10 суток административного ареста.
***
Отметим, похожий случай уже происходил в Приднестровье 2 июня 2018 года. Тогда проходила встреча оппозиционного депутата местного Верховного совета, лидера Коммунистической партии Приднестровья Олега Хоржана со своими сторонниками.
Милиция пришла к выводу, что встреча переросла в митинг, и привлекла к административной ответственности по меньшей мере 21 человека.
В Приднестровье за участие и организацию митингов предусмотрена административная ответственность по ст. 20.2. «Нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании». За это грозит штраф от 368 до 2760 приднестровских рублей (примерно от €20 до €150) или арест на 15 суток.
К административной ответственности был привлечен и сам Хоржан. Ему выписали максимальный штраф по ст. 20.2. Позже, уже после митинга, в отделении милиции у него произошла потасовка с правоохранителями. Его сторонники считают, что милиционеры сами набросились на Хоржана. В результате по ст. 315 «Применение насилия в отношении представителя власти» Хоржана осудили на 4,5 года тюрьмы.