Пока суд Буюкан дал Вячеславу Платону 10 дней, чтобы вернуться в Молдову, в соцсетях активно обсуждают то, что бизнесмен беспрепятственно покинул Молдову. При этом многие считают, что из-за этого генпрокурор Александр Стояногло должен уйти в отставку, другие иронизируют над тем, что прокуроры не торопились объявлять бизнесмена в розыск.
В суде Буюкан 2 августа прошло первое заседание с тех пор, как стало известно, что Платон покинул Молдову. Увидев, что Платона нет в зале суда, прокурор Мирандолина Сушицкая потребовала объявить его в розыск. Она отметила, что Платон не предупредил ни прокуроров, ни суд, о своем отсутствии. Адвокат Платона Александр Боднарюк настаивал, что его подзащитный не пришел в суд, потому что знал, что заседание не состоится. Двое других обвиняемых по этому делу тоже не пришли в суд. Судья Евгений Бешеля отметил, что у Платона есть 10 дней до следующего заседания, чтобы вернуться в Молдову.
Депутат от партии «Действие и солидарность» Сергей Литвиненко прокомментировал новость о ходатайстве прокурора еще до того, как суд принял решение. «После того как ему беспрепятственно разрешили сбежать из страны, сегодня Генпрокуратура сообщает, что хочет объявить его в розыск … может, лучше объявить „розыск“ лучшего генпрокурора для Молдовы?» — написал Литвиненко.
Его коллега по партии, депутат Думитру Алайба и вовсе написал, что генпрокурор Александр Стояногло «должен уйти» в отставку. Он утверждает, что Дорина Дамира арестовали, «чтобы никто не говорил, что прокуратура ничего не делает, пока Платон сбегает от уголовной ответственности». Также Алайба возмутился, что Стояногло не завел уголовное дело против Игоря Додона, хотя тот «не пошевелил пальцем, пока Плахотнюк был угрозой для всей страны».
«Это примитивная стратегия, не очень сложная, но эффективная. Одолжение Додону или Платону, а после этого петарда против Плахи или людей, из его окружения», — написал Алайба.
Экс-депутат от Демпартии Инга Григориу и вовсе напомнила, что попросила Высший совет прокуроров назначить прокурора, который будет расследовать деятельность Стояногло, и обстоятельства освобождения Платона. «У Совета есть 30 дней на то, чтобы мне ответить», — отметила Григориу.
Прокомментировал ситуацию с Платоном и бывший прокурор Кишинева Иван Дьяков. «С помощью прокуроров или нет, Платон создал условия для жесткой критики прокуратуры. Мы все равны перед законом, и каждый должен отвечать за свои поступки», — отметил он.
Блогер Андрей Болокан cыронизировал из-за того, что прокуроры затянули с объявлением Платона в розыск. «Не понимаю, куда торопятся? Нельзя было подождать еще чуть-чуть?» — написал Болокан.
«Платон сейчас умирает со смеху перед тарелкой с лобстерами», — написала журналист Марианна Колун.
***
Отметим, по эпизоду о выводе денег из страховых компаний Asito, Мoldasig и Alliance Insurance Group (бывшая Victoria Asigurari), а также о попытке подкупа сотрудников спецподразделения Pantera, в 2017 году Платона приговорили к 12 годам лишения свободы. Совокупный приговор по этому уголовному делу и за нанесение 869 млн леев ущерба Banca de Economii составил 25 лет. В 2019 году Высшая судебная палата (ВСП) вернула дело о выводе денег из страховых компаний на пересмотр в Апелляционную палату, а та, в свою очередь, в суд первой инстанции. При этом суды отменили наказание, назначенное Платону по этому делу.
Параллельно с этим в 2020 году первое дело Платона отправили на пересмотр, а его самого выпустили из тюрьмы. Стояногло подчеркнул, что настоящим бенефициаром этой транзакции был Владимир Плахотнюк. И до тех пор, пока Платон осужден по этому делу, Плахотнюка было невозможно привлечь к уголовной ответственности. В июне 2021 суд полностью оправдал Платона по этому делу. При этом дело вернули в Антикоррупционную прокуратуру, чтобы найти «настоящих виновных». Сейчас суд Буюкан рассматривает и третье уголовное дело Платона. По этому делу его обвиняют в мошенничестве и отмывании денег. Это дело, предыдущее, строилось на показаниях Илана Шора. По этому делу его обвиняют в мошенничестве и отмывании денег. Это дело, предыдущее, строилось на показаниях Илана Шора. Следующее заседание по этому делу состоится в октябре. По версии следствия, Платон, пользуясь влиянием в руководстве Moldindconbank (MICB), убедил Илана Шора взять в MICB кредиты на общую сумму $23 410 984, 43 и передать ему. Адвокаты утверждают, что компании Шора получили эти кредиты для личных нужд политика. Четвертое дело Платона касается того, что он открыл на имя судьи ВСП счет, на который перечислил €300 тыс., полученных преступным путем. При этом прокуроры отметили, что он сделал фальшивую банковскую карту, чтобы « чтобы испортить репутацию и оклеветать судью».