«Подпольные вертолеты» приземлились на стол Стояногло. Изобретатель из Криулян написал письмо генпрокурору
5 мин.

«Подпольные вертолеты» приземлились на стол Стояногло. Изобретатель из Криулян написал письмо генпрокурору

Прокуроры уже пять месяцев расследуют дело о «подпольных вертолетах», которые обнаружили в Криулянском районе. В прокуратуре говорят, что продолжают собирать экспертные оценки, которые должны определить, что конфисковали прокуроры: вертолеты или их макеты. Владелец «подпольных вертолетов» Юрий Чебан тем временем опубликовал открытое письмо генпрокурору Александру Стояногло, в котором возмутился этим расследованием и попросил проверить законность действий прокуроров. NM рассказывает о новых подробностях этой истории.

Что пишет в своем письме Чебан

В открытом письме генпрокурору, которое Чебан опубликовал 1 декабря, он отметил, что не раз обращался к Стояногло с просьбой проверить «обоснованность возбуждения этого уголовного дела» и факт «уничтожение доказательств». Но генпрокурор, по словам Чебана, не отреагировал на его многочисленные жалобы.

Чебан утверждает, что конфискованные в июне макеты вертолетов, которые, по словам прокуроров, увезли на экспертизу, просто «разобрали и уничтожили». Чебан прикрепил к письмуснятую с дрона видеозапись, которую, по его словам, сделали в конце минувшего лета. На ней видно, что вертолеты держат под открытым небом. Чебан утверждает, что на видео видны раскуроченные каркасы шести из 10 натурных моделей вертолетов.

«Эти же самые сотрудники вывезли 867 листов большого формата моих чертежей, моего многолетнего труда, моего имущества, а в протоколе указали, «две коробки». Да, просто «две коробки» без указания количества конфискованного и его описания», —утверждает Чебан. Также он возмущен тем, что прокуроры «по беспределу взломали металлические двери» помещения, в котором находились макеты вертолетов, хотя владелец помещения мог открыть их ключом.

По словам Чебана, прокуроры предъявили ему обвинение и до сих пор рассматривают версию того, что он собирал вертолеты и отправлял их контрабандой в другие страны. Прокуроры, как пишет Чебан, обвиняют его в том, что он незаконно привез в Молдову от шести до 12 вертолетов типа Ка-26. По версии прокуроров, он отремонтировал их и контрабандно вывез обратно в Украину. Кроме того, по словам Чебана, прокуроры проверяют версию того, что он отправлял «украинские вертолеты» в Россию или Румынию.

«Полноразмерная модель вертолета весит 750 килограммов. Ее не спрячешь в карман и не загрузишь в багажник автомобиля. Другими словами, скрытое перемещение подобного крупногабаритного объекта невозможно», — отметил Чебан. Также он подчеркнул, что, по его сведениям, ни Таможенная служба Украины, ни Пограничная служба Украины не зафиксировали перемещение вертолетов через государственную границу в сторону Молдовы.

Всего, по словам Чебана, по «делу о вертолетах» прокуроры безосновательно задержали  21 человека и произвели восемь арестов «без достаточных оснований». Чебан напомнил, что те восемь человек, которых арестовали в июне, проходят по делу свидетелями, а не обвиняемыми.

«То есть с 12 февраля 2020 года по 29 июня 2020 года, [когда прокуроры собирали информацию по этому делу], они не смогли понять, кто обвиняемый, а кто нет? Кто предполагаемый преступник, а кто просто свидетель? Что это за расследование такое? Что за подготовка доказательственной базы?  24 часа вы прослушивали телефоны, вскрывали почту, ежедневно в течение шести месяцев заглядывали нам через плечо и не разобрались?» — написал в открытом письме Чебан.

NM не удалось связаться с Юрием Чебаном, чтобы выяснить, почему именно 1 декабря он решил обнародовать видеозаписи, снятые в конце лета. Его телефон был вне зоны доступа.

Что говорят в прокуратуре

NM обратился за комментарием в пресс-службу Генпрокуратуры. Там NM посоветовали обратиться в Прокуратуру по борьбе с оргпреступностью, которая ведет это дело. В пресс-службе Прокуратуры по борьбе с оргпреступностью NM дали такой ответ: «Мы должны получить результаты оценки от Органа гражданской авиации (ОГА). Конфискованные вертолеты находятся в безопасном месте. Их судьбу решат, после того как соберут все улики по этому делу».

Также в прокуратуре отметили, что ОГА сейчас готовит предварительный отчет. После него понадобится «дополнительный отчет», а, кроме того, прокуроры намерены выслушать мнение технических экспертов. После этого они  решат, как действовать дальше.

***

Прокуратура по борьбе с оргпреступностью, напомним, сообщила 30 июня этого года, что обнаружила в Криулянском районе «подпольное производство вертолетов», которые собирались незаконно экспортировать в страны СНГ. По информации прокуратуры, речь шла о 10 вертолетах, аналогичных моделям Ka-26. После проведенного обыска прокуроры задержали 10 человек. Уголовное дело возбудили по статье о контрабанде и сообщили, что подозреваемым грозит от трех до 10 лет тюрьмы.

В тот же день Юрий Чебан сообщил NM, что речь идет не о вертолетах, а о макетах, которые он собирал вместе с сыном и его друзьями в ангаре. Макеты, по словам Чебана, ему нужны для изобретения и разработки деталей к вертолетам. Также он сообщил, что получал на эти детали патенты.

На следующий день после задержания прокуратура распространила пресс-релиз, формулировки которого были более осторожными. В прокуратуре сообщили, что, по мнению присутствовавшего при обыске эксперта, обнаруженные «механизмы визуально схожи с оригинальными». Также в прокуратуре сообщили, что задержали «всех причастных к делу», а «найденные объекты» изъяли и направили на экспертизу.

В течение трех дней прокуроры отпустили всех задержанных по делу о «подпольных вертолетах». Восемь из них перевели в статус свидетелей, а двое, в том числе сын Чебана, как сообщили тогда в прокуратуре, остаются подозреваемыми. При этом у самого организатора «подпольного производства вертолетов» Юрия Чебана, по информации прокуратуры, тогда «не было процессуального статуса».

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: