Какова судьба современной литературы, кто в Молдове покупает искусство, а кто — книги? Почему люди все еще продолжают читать? Как найти компромисс между вкусами читателей и желанием привезти на книжный рынок Молдовы что-то новое? Об этом NM поговорил с владелицей книжного магазина, галереи и издательства Cartego Натальей Бланарь.
Какова история пространства Cartego? Как вы поняли, что в Кишиневе не хватает подобного? И как воплотили эту идею в жизнь?
В этом нет ничего необычного, кроме того, что мне с детства нравится читать. Мысль связать жизнь с книжной индустрией была у меня всегда.
Первым желанием было основать книжное издательство, чтобы выпускать современную литературу, книги для детей. Я заметила — и я не устаю это повторять — в Молдове люди остались в прошлом, с точки зрения литературы и чтения: большинство до сих пор ищет и читает только классическую литературу.
В мире столько новых книг, они появляются буквально каждый день. Я много раз принимала участие во Франкфуртской книжной ярмарке, где собираются ведущие издательства и книжные дома со всего света: из Африки, Южной Америки, Азии. Это дает представление о прогрессе книжной индустрии, о том, что в этой сфере все изменяется, в отличие от отечественного книжного рынка.
Когда появилась идея издательства, у меня уже было это пространство: здесь был мой офис. Тогда я решила, что было бы неплохо открыть небольшой книжный магазин, куда я смогу привозить книги, которые непросто найти на нашем рынке — для таких же читателей, как я сама, которые ездят за книгами в другие страны.
Не хочу никого задеть, но иногда удивляюсь, что люди до сих пор ищут классическую литературу и отвергают современную. Ты не можешь сформировать свое особое мнение о классических романах, отличное от того, чему посвящены сотни и сотни разборов и эссе. Они уже прошли через фильтр веков, ты, конечно, можешь сказать, что тебе не нравится Достоевский, но это будет достаточно субъективно. Современная литература, наоборот, помогает понять, что нравится конкретно тебе, без того, чтобы над тобой нависал меч суждений такого огромного числа людей. Так у тебя больше свободы сформировать собственный вкус.
Почему люди продолжают читать книги? Что ими движет в век цифровых технологий?
У читателей есть множество целей. Есть те, кто читает, чтобы получить информацию. Это один тип книг — начиная с книг о личностном развитии и заканчивая специализированными изданиями. Есть люди, которые читают для расслабления, которые находят в чтении альтернативу сериалам. И тогда книги должны быть написаны определенным образом, например, с юмором, иронией, должны легко восприниматься. Есть читатели, которые ищут слог. Мне, например, близок этот тип чтения: я люблю открывать для себя хорошо написанный текст.
Какие книги вы привозите и подбираете для своего магазина? Ведь, с одной стороны, они должны быть востребованы, а с другой — вы стремитесь развивать читательские вкусы.
Как оказалось, это — трудный компромисс. Я думала, что у людей будет больше интереса к современной литературе, но оказалось, что это не так. У нас в магазине много современной литературы на румынском языке — с обоих берегов Прута. На мой взгляд, у нас самая большая коллекция книг местных и румынских авторов. И здесь тоже был сюрприз — немногие расположены покупать подобную литературу: из-за риска купить книги, которые не прошли через фильтр общественного мнения и времени.
Еще мы заметили, что люди приходят за книгой, которую широко рекламируют в социальных сетях. Они приходят за названием. Вчера был такой случай: человек пришел за определенной книгой, у нас ее не было, но была другая — того же автора. Человек сказал, что ему нужна именно та книга, и никакая другая. С одной стороны, рекомендации, рецензии — это хорошо, но, с другой стороны, это показывает, что люди не уверены в собственном читательском вкусе.
Мы были бы рады, чтобы поход за книгой стал для людей небольшой традицией. Например, раз в месяц я иду за книгой и выбираю одну-две, в зависимости от настроения. Человек за раз может накупить двадцать книг по бизнес-управлению, которые потом будут пылиться на полке, потому что он сам изменится, ему захочется прочитать роман. Но из-за того, что на полке двадцать книг другого направления, он будет пытаться читать то, что ему уже не интересно.
Книги на полках вашего магазина — не только интересные, но и привлекательно выглядят. Как вам удается находить такие издания?
Нужно развивать эстетику, и особенно это касается детских книг. Мы сосредотачиваемся именно на детской литературе, потому что хотим расти вместе со своими читателями. Там не только текст должен быть качественным, но и иллюстрации, оформление, бумага. То же самое для взрослых — книги должны нам нравиться.
Мы работаем с издательствами. Люди думают, что можно одну книгу заказать из одного издательства, одну — из другого. Нет. Ты должен сначала выбрать издательство, с которым работаешь. У каждого издательства есть кредо, система ценностей, своя ниша. Есть детские книги премиум-класса. Есть издательства, которые работают только с определенным возрастом, например, с рождения ребенка до пяти лет. Сначала мы выбираем издательства, а потом — книги. И еще важно, чтобы наши ценности совпадали с ценностями издательств, с которыми мы сотрудничаем. Например, издательство Seneca указывает, сколько древесины они потратили на печать книг, и сколько деревьев посадили. Нам это подходит.
А что насчет книг на русском языке? Работаете ли вы с российскими издательствами?
Книг для детей у нас примерно 50 на 50: на румынском и на русском. Для взрослых больше книг на румынском, потому что в России очень нишевых издательств много, и заказывать у каждого — сложно. Поэтому мы работаем с румынскими посредниками, выбираем популярные у читателей наименования.
Каков портрет вашего читателя?
Мне кажется, это человек, который ищет современную литературу на русском или румынском языке. Ищет что-то новое, доверяет себе и своему вкусу.
То же самое с искусством: если у нас нет пространства, где люди могут посмотреть произведения искусства и узнать, что их можно купить — естественно, им не приходит это в голову. Я верю в потенциал рынка современного искусства в Молдове.
Сейчас искусство развивается, переходит классические границы, плюс многие развивают коммерческие проекты. При каждом музее искусств за рубежом есть магазин сувениров, где полотна распечатаны на чашках, ручках, шопперах. Так музеи зарабатывают в современном мире. А у нас, к сожалению, нет даже открыток.
Интересно, что клиенты, которые покупают произведения искусства, — те же, которые покупают книги. Происходит миграция от книг к полотнам. Люди, которые приходят за книгами, осознают, что искусство — это нечто доступное. Ведь многие верят, что искусство — это для кого-то, не для них. И дело даже не в цене. Они скажут, что не покупают искусство, потому что это дорого. Но ведь они даже не знают цен, просто в голове у них есть этот барьер.
То же самое и с книгами: многие думают, что чтение — это что-то элитарное. И это ведь тоже неправда. Есть книги для всех типов читателей, для всех вкусовых предпочтений.
А каково это: быть революционеркой в чем-то? Вы же двигаете целую отрасль!
У меня нет времени об этом задумываться. Я просто беру и делаю. Обычно я говорю, что, если вы идете в гору, не обязательно видеть ее вершину, она не всегда видна. Вы просто идете и видите, куда делаете следующий шаг. Самое важное — просто продолжать идти.
Фото: NewsMaker / Andrei Mardari
Хотите поддержать то, что мы делаем?
Вы можете внести вклад в качественную журналистику, поддержав нас единоразово через систему E-commerce от банка maib или оформить ежемесячную подписку на Patreon! Так вы станете частью изменения Молдовы к лучшему. Благодаря вашей поддержке мы сможем реализовывать еще больше новых и важных проектов и оставаться независимыми. Независимо от того, как вы нас поддержите, вы получите небольшой подарок. Переходите по ссылке, чтобы стать нашим соучастником. Это не сложно и даже приятно.
Поддержи NewsMaker!