NewsMaker / Andrei Mardari

Кто в Молдове читает книги? И как найти свою литературу? Интервью NM с основательницей Cartego

Какова судьба современной литературы, кто в Молдове покупает искусство, а кто — книги? Почему люди все еще продолжают читать? Как найти компромисс между вкусами читателей и желанием привезти на книжный рынок Молдовы что-то новое? Об этом NM поговорил с владелицей книжного магазина, галереи и издательства Cartego Натальей Бланарь.

Какова история пространства Cartego? Как вы поняли, что в Кишиневе не хватает подобного? И как воплотили эту идею в жизнь?

В этом нет ничего необычного, кроме того, что мне с детства нравится читать. Мысль связать жизнь с книжной индустрией была у меня всегда.

Первым желанием было основать книжное издательство, чтобы выпускать современную литературу, книги для детей. Я заметила — и я не устаю это повторять — в Молдове люди остались в прошлом, с точки зрения литературы и чтения: большинство до сих пор ищет и читает только классическую литературу. 

 

В мире столько новых книг, они появляются буквально каждый день. Я много раз принимала участие во Франкфуртской книжной ярмарке, где собираются ведущие издательства и книжные дома со всего света: из Африки, Южной Америки, Азии. Это дает представление о прогрессе книжной индустрии, о том, что в этой сфере все изменяется, в отличие от отечественного книжного рынка.

Когда появилась идея издательства, у меня уже было это пространство: здесь был мой офис. Тогда я решила, что было бы неплохо открыть небольшой книжный магазин, куда я смогу привозить книги, которые непросто найти на нашем рынке — для таких же читателей, как я сама, которые ездят за книгами в другие страны.

 

Так случилось, что идея набрала обороты, и небольшая зона для книг превратилась в книжный магазин и галерею искусств.

Сколько лет существует Cartego?

Два с половиной года. Мы открылись прямо перед пандемией, за месяц до нее — 2 февраля 2020 года.

Тогда у вас уже был опыт в издательском бизнесе?

Да, моя компания занималась дистрибуцией книг издательства Cambridge, мы готовили к выпуску и собственные издания. Первые книги мы тоже издали в 2020 году. Книгоиздание — достаточно долгий процесс, который занимает примерно год: от самого начала до момента, когда книга появляется на полке магазина. Мы издали восемь книг, это не так много, но и не так мало в пандемийных и постпандемийных условиях. Большая часть — книги для детей, есть несколько сборников поэзии местных авторов, например, сборник поэтессы Людмилы Попович, выпущенный в сотрудничестве с художником Ликэ Саинчуком. А также красивая, нежная коллаборация с фотографом Викторией Випрада — фотоальбом. В поддержку его запуска мы проводили специальную выставку.

 

А еще в этом году на выставке во Франкфурте мы впервые представили книги нашего издательства — на объединенном стенде Молдовы и Румынии.

Наталья, вы упомянули, что любовь к книгам стала стимулом для открытия Cartego. Какими книгами вы зачитывались в детстве?

Я начала читать очень рано: от сказок перешла к древнегреческой и древнеримской мифологии. Потом где-то к десяти годам был период романов Дюма. На мое счастье, родители заранее подготовили для меня хорошую домашнюю библиотеку на румынском языке. Затем — классическая литература.

 

Не хочу никого задеть, но иногда удивляюсь, что люди до сих пор ищут классическую литературу и отвергают современную. Ты не можешь сформировать свое особое мнение о классических романах, отличное от того, чему посвящены сотни и сотни разборов и эссе. Они уже прошли через фильтр веков, ты, конечно, можешь сказать, что тебе не нравится Достоевский, но это будет достаточно субъективно. Современная литература, наоборот, помогает понять, что нравится конкретно тебе, без того, чтобы над тобой нависал меч суждений такого огромного числа людей. Так у тебя больше свободы сформировать собственный вкус.

Почему люди продолжают читать книги? Что ими движет в век цифровых технологий?

У читателей есть множество целей. Есть те, кто читает, чтобы получить информацию. Это один тип книг — начиная с книг о личностном развитии и заканчивая специализированными изданиями. Есть люди, которые читают для расслабления, которые находят в чтении альтернативу сериалам. И тогда книги должны быть написаны определенным образом, например, с юмором, иронией, должны легко восприниматься. Есть читатели, которые ищут слог. Мне, например, близок этот тип чтения: я люблю открывать для себя хорошо написанный текст.

 

Какие книги вы привозите и подбираете для своего магазина? Ведь, с одной стороны, они должны быть востребованы, а с другой — вы стремитесь развивать читательские вкусы.

Как оказалось, это — трудный компромисс. Я думала, что у людей будет больше интереса к современной литературе, но оказалось, что это не так. У нас в магазине много современной литературы на румынском языке — с обоих берегов Прута. На мой взгляд, у нас самая большая коллекция книг местных и румынских авторов. И здесь тоже был сюрприз — немногие расположены покупать подобную литературу: из-за риска купить книги, которые не прошли через фильтр общественного мнения и времени.

Еще мы заметили, что люди приходят за книгой, которую широко рекламируют в социальных сетях. Они приходят за названием. Вчера был такой случай: человек пришел за определенной книгой, у нас ее не было, но была другая — того же автора. Человек сказал, что ему нужна именно та книга, и никакая другая. С одной стороны, рекомендации, рецензии — это хорошо, но, с другой стороны, это показывает, что люди не уверены в собственном читательском вкусе.

 

Мы были бы рады, чтобы поход за книгой стал для людей небольшой традицией. Например, раз в месяц я иду за книгой и выбираю одну-две, в зависимости от настроения. Человек за раз может накупить двадцать книг по бизнес-управлению, которые потом будут пылиться на полке, потому что он сам изменится, ему захочется прочитать роман. Но из-за того, что на полке двадцать книг другого направления, он будет пытаться читать то, что ему уже не интересно.

Книги на полках вашего магазинане только интересные, но и привлекательно выглядят. Как вам удается находить такие издания?

Нужно развивать эстетику, и особенно это касается детских книг. Мы сосредотачиваемся именно на детской литературе, потому что хотим расти вместе со своими читателями. Там не только текст должен быть качественным, но и иллюстрации, оформление, бумага. То же самое для взрослых — книги должны нам нравиться.

 

Мы работаем с издательствами. Люди думают, что можно одну книгу заказать из одного издательства, одну — из другого. Нет. Ты должен сначала выбрать издательство, с которым работаешь. У каждого издательства есть кредо, система ценностей, своя ниша. Есть детские книги премиум-класса. Есть издательства, которые работают только с определенным возрастом, например, с рождения ребенка до пяти лет. Сначала мы выбираем издательства, а потом — книги. И еще важно, чтобы наши ценности совпадали с ценностями издательств, с которыми мы сотрудничаем. Например, издательство Seneca указывает, сколько древесины они потратили на печать книг, и сколько деревьев посадили. Нам это подходит.

А что насчет книг на русском языке? Работаете ли вы с российскими издательствами?

Книг для детей у нас примерно 50 на 50: на румынском и на русском. Для взрослых больше книг на румынском, потому что в России очень нишевых издательств много, и заказывать у каждого — сложно. Поэтому мы работаем с румынскими посредниками, выбираем популярные у читателей наименования.

Каков портрет вашего читателя?

Мне кажется, это человек, который ищет современную литературу на русском или румынском языке. Ищет что-то новое, доверяет себе и своему вкусу.

 

Если перейти от книг и чтения к искусству: галерея развивалась параллельно с книжным магазином?

Это пришло со временем по той же самой причине: мне нравится искусство, я его коллекционирую, почему бы не открыть пространство для искусства. Сначала я выставила несколько работ — у наших художников небольшой выбор мест для выставок. Постепенно они узнали о нашем пространстве, и я стала получать все больше предложений о сотрудничестве. Мы выставляем очень молодых художников, большинству нет и тридцати лет.

Насколько востребовано коллекционирование в Молдове? Кто покупает произведения искусства?

Я придерживаюсь мысли, что спрос зависит от предложения. Если нет предложения, если люди у нас не привыкли покупать искусство, то нет и спроса. В 90-е никто не пил кофе на улице, а сейчас ты идешь по улице — и все, абсолютно все пьют кофе. Ты можешь взять кофе с собой, можешь выпить на террасе.

 

То же самое с искусством: если у нас нет пространства, где люди могут посмотреть произведения искусства и узнать, что их можно купить — естественно, им не приходит это в голову. Я верю в потенциал рынка современного искусства в Молдове.

Сейчас искусство развивается, переходит классические границы, плюс многие развивают коммерческие проекты. При каждом музее искусств за рубежом есть магазин сувениров, где полотна распечатаны на чашках, ручках, шопперах. Так музеи зарабатывают в современном мире. А у нас, к сожалению, нет даже открыток.

Интересно, что клиенты, которые покупают произведения искусства, — те же, которые покупают книги. Происходит миграция от книг к полотнам. Люди, которые приходят за книгами, осознают, что искусство — это нечто доступное. Ведь многие верят, что искусство — это для кого-то, не для них. И дело даже не в цене. Они скажут, что не покупают искусство, потому что это дорого. Но ведь они даже не знают цен, просто в голове у них есть этот барьер.

 

То же самое и с книгами: многие думают, что чтение — это что-то элитарное. И это ведь тоже неправда. Есть книги для всех типов читателей, для всех вкусовых предпочтений.

А каково это: быть революционеркой в чем-то? Вы же двигаете целую отрасль!

У меня нет времени об этом задумываться. Я просто беру и делаю. Обычно я говорю, что, если вы идете в гору, не обязательно видеть ее вершину, она не всегда видна. Вы просто идете и видите, куда делаете следующий шаг. Самое важное — просто продолжать идти.

Фото: NewsMaker / Andrei Mardari


Хотите поддержать то, что мы делаем?

Вы можете внести вклад в качественную журналистику, поддержав нас единоразово через систему E-commerce от банка maib или оформить ежемесячную подписку на Patreon! Так вы станете частью изменения Молдовы к лучшему. Благодаря вашей поддержке мы сможем реализовывать еще больше новых и важных проектов и оставаться независимыми. Независимо от того, как вы нас поддержите, вы получите небольшой подарок. Переходите по ссылке, чтобы стать нашим соучастником. Это не сложно и даже приятно.

Поддержи NewsMaker!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Похожие материалы

3
Опрос по умолчанию

Вам понравился наш плагин?

AP

Реакции на удар США по Ирану: ЕС призывает вернуться за стол переговоров, Россия — прекратить агрессию

Глава европейской дипломатии Кая Каллас в воскресенье, после ударов США по иранским ядерным объектам, призвала все стороны «сделать шаг назад» и вернуться к переговорам, сообщает Agerpres. Премьер-министр Великобритании Кер Стармер, в свою очередь, заявил: «Ирану никогда не должно быть позволено разрабатывать ядерное оружие, а Соединенные Штаты приняли меры для снижения этой угрозы». Россия, которая участвует в военных действиях и поддерживает союзнические отношения с Ираном, раскритиковала удары. Министерство иностранных дел РФ призвало «прекратить агрессию и активизировать усилия по возвращению ситуации в политико-дипломатическое русло».

«Призываю все стороны сделать шаг назад, вернуться за стол переговоров и избежать любой эскалации», — написала Каллас в соцсети X, добавив, что «Иран не должен разрабатывать ядерное оружие», и что министры иностранных дел ЕС обсудят ситуацию в понедельник.

Премьер Великобритании Кер Стармер после ударов США по ядерным объектам Тегерана тоже призвал Иран «вернуться за стол переговоров». «Ирану никогда не должно быть позволено разрабатывать ядерное оружие, а США приняли меры для снижения этой угрозы», — написал Стармер в X, подчеркнув, что «стабильность в регионе является приоритетом».

Генеральный директор Международного агентства атомной энергии Рафаэль Гросси сообщил о проведении экстренного заседания в штаб-квартире ООН в Вене после американских ударов по трем ядерным объектам в Иране, передает AFP. Заседание назначено на понедельник, 23 июня.

НАТО заявило, что внимательно следит за ситуацией в Иране после заявления президента США Дональда Трампа о том, что американские силы атаковали три основных ядерных объекта в стране, сообщил представитель альянса.

Россия призывает к «прекращению агрессии»

Министерство иностранных дел России, которая уже три года ведет военные действия против Украины, раскритиковало удары США по иранским ядерным объектам.

«Россия решительно осуждает удары США по нескольким ядерным объектам в Иране. Эти действия грубо нарушают международное право и Устав ООН, независимо от заявленных оправданий», — заявили в МИД РФ.

Россия обратилась к руководству Международного агентства атомной энергии (МАГАТЭ) и Совета Безопасности ООН с просьбой отреагировать на ситуацию.

«Необходимо, чтобы международное сообщество коллективно осудило конфронтационные действия США и Израиля. Призываем к прекращению агрессии и активизации усилий для возвращения ситуации в политико-дипломатическое русло», — подчеркнули в российском внешнеполитическом ведомстве.

Заместитель председателя Совета безопасности Дмитрий Медведев тоже прокомментировал происходящее. «Трамп, который пришел как миротворец, начал для США новую войну», — написал он в своем Telegram-канале.

Глава МИД Ирана Аббас Аракчи в воскресенье на пресс-конференции в Стамбуле сообщил о запланированной встрече с президентом России Владимиром Путиным.

«Сегодня днем я выезжаю в Москву, а завтра утром у меня запланирована встреча с президентом Путиным. Россия — друг Ирана», — заявил Аракчи, добавив, что планирует обсудить ситуацию с безопасностью в регионе и последствия ударов США.

Китай призвал к немедленному перемирию

Китай обвинил Соединенные Штаты в нарушении международного права после авиаударов по Ирану и заявил, что действия Вашингтона усилили напряженность в регионе. Об этом сообщает The Guardian со ссылкой на заявление Министерства иностранных дел КНР, опубликованное в соцсети X.

«Китай призывает стороны конфликта, особенно Израиль, как можно скорее добиться прекращения огня, обеспечить безопасность мирного населения и начать диалог и переговоры», — говорится в сообщении.

В Пекине заявили, что страна готова сотрудничать с международным сообществом, чтобы объединить усилия, «отстаивать справедливость и работать над восстановлением мира и стабильности на Ближнем Востоке».

* * *

Напомним, что в ночь на 22 июня Вооруженные силы США атаковали три ключевых объекта ядерной программы Ирана. Бомбардировщики B-2 сбросили шесть противобункерных бомб на объект в Фордо. Кроме того, подводные лодки выпустили 30 крылатых ракет «Томагавк» по объектам в Натанзе и Исфахане. Дональд Трамп в обращении к нации сообщил, что «все три объекта обогащения урана уничтожены».

Израиль поблагодарил Трампа за помощь, а Иран пообещал продолжить обогащать уран, отрицая, что атакованные объекты уничтожены полностью.

Иран предупредил Соединенные Штаты, что на американские удары по его территории последует решительный ответ. Министр иностранных дел Ирана Аббас Аракчи сослался на Устав ООН, заявив о праве Ирана на законный ответ.


Подписывайтесь на наш Telegram-канал @newsmakerlive. Там оперативно появляется все, что важно знать прямо сейчас о Молдове и регионе.



Хотите поддержать то, что мы делаем?

Вы можете внести вклад в качественную журналистику, поддержав нас единоразово через систему E-commerce от банка maib или оформить ежемесячную подписку на Patreon! Так вы станете частью изменения Молдовы к лучшему. Благодаря вашей поддержке мы сможем реализовывать еще больше новых и важных проектов и оставаться независимыми. Независимо от того, как вы нас поддержите, вы получите небольшой подарок. Переходите по ссылке, чтобы стать нашим соучастником. Это не сложно и даже приятно.

Поддержи NewsMaker!

Больше нет статей для показа
3
Опрос по умолчанию

Вам понравился наш плагин?

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: