NewsMaker / Andrei Mardari

Кто в Молдове читает книги? И как найти свою литературу? Интервью NM с основательницей Cartego

Какова судьба современной литературы, кто в Молдове покупает искусство, а кто — книги? Почему люди все еще продолжают читать? Как найти компромисс между вкусами читателей и желанием привезти на книжный рынок Молдовы что-то новое? Об этом NM поговорил с владелицей книжного магазина, галереи и издательства Cartego Натальей Бланарь.

Какова история пространства Cartego? Как вы поняли, что в Кишиневе не хватает подобного? И как воплотили эту идею в жизнь?

В этом нет ничего необычного, кроме того, что мне с детства нравится читать. Мысль связать жизнь с книжной индустрией была у меня всегда.

Первым желанием было основать книжное издательство, чтобы выпускать современную литературу, книги для детей. Я заметила — и я не устаю это повторять — в Молдове люди остались в прошлом, с точки зрения литературы и чтения: большинство до сих пор ищет и читает только классическую литературу. 

 

В мире столько новых книг, они появляются буквально каждый день. Я много раз принимала участие во Франкфуртской книжной ярмарке, где собираются ведущие издательства и книжные дома со всего света: из Африки, Южной Америки, Азии. Это дает представление о прогрессе книжной индустрии, о том, что в этой сфере все изменяется, в отличие от отечественного книжного рынка.

Когда появилась идея издательства, у меня уже было это пространство: здесь был мой офис. Тогда я решила, что было бы неплохо открыть небольшой книжный магазин, куда я смогу привозить книги, которые непросто найти на нашем рынке — для таких же читателей, как я сама, которые ездят за книгами в другие страны.

 

Так случилось, что идея набрала обороты, и небольшая зона для книг превратилась в книжный магазин и галерею искусств.

Сколько лет существует Cartego?

Два с половиной года. Мы открылись прямо перед пандемией, за месяц до нее — 2 февраля 2020 года.

Тогда у вас уже был опыт в издательском бизнесе?

Да, моя компания занималась дистрибуцией книг издательства Cambridge, мы готовили к выпуску и собственные издания. Первые книги мы тоже издали в 2020 году. Книгоиздание — достаточно долгий процесс, который занимает примерно год: от самого начала до момента, когда книга появляется на полке магазина. Мы издали восемь книг, это не так много, но и не так мало в пандемийных и постпандемийных условиях. Большая часть — книги для детей, есть несколько сборников поэзии местных авторов, например, сборник поэтессы Людмилы Попович, выпущенный в сотрудничестве с художником Ликэ Саинчуком. А также красивая, нежная коллаборация с фотографом Викторией Випрада — фотоальбом. В поддержку его запуска мы проводили специальную выставку.

 

А еще в этом году на выставке во Франкфурте мы впервые представили книги нашего издательства — на объединенном стенде Молдовы и Румынии.

Наталья, вы упомянули, что любовь к книгам стала стимулом для открытия Cartego. Какими книгами вы зачитывались в детстве?

Я начала читать очень рано: от сказок перешла к древнегреческой и древнеримской мифологии. Потом где-то к десяти годам был период романов Дюма. На мое счастье, родители заранее подготовили для меня хорошую домашнюю библиотеку на румынском языке. Затем — классическая литература.

 

Не хочу никого задеть, но иногда удивляюсь, что люди до сих пор ищут классическую литературу и отвергают современную. Ты не можешь сформировать свое особое мнение о классических романах, отличное от того, чему посвящены сотни и сотни разборов и эссе. Они уже прошли через фильтр веков, ты, конечно, можешь сказать, что тебе не нравится Достоевский, но это будет достаточно субъективно. Современная литература, наоборот, помогает понять, что нравится конкретно тебе, без того, чтобы над тобой нависал меч суждений такого огромного числа людей. Так у тебя больше свободы сформировать собственный вкус.

Почему люди продолжают читать книги? Что ими движет в век цифровых технологий?

У читателей есть множество целей. Есть те, кто читает, чтобы получить информацию. Это один тип книг — начиная с книг о личностном развитии и заканчивая специализированными изданиями. Есть люди, которые читают для расслабления, которые находят в чтении альтернативу сериалам. И тогда книги должны быть написаны определенным образом, например, с юмором, иронией, должны легко восприниматься. Есть читатели, которые ищут слог. Мне, например, близок этот тип чтения: я люблю открывать для себя хорошо написанный текст.

 

Какие книги вы привозите и подбираете для своего магазина? Ведь, с одной стороны, они должны быть востребованы, а с другой — вы стремитесь развивать читательские вкусы.

Как оказалось, это — трудный компромисс. Я думала, что у людей будет больше интереса к современной литературе, но оказалось, что это не так. У нас в магазине много современной литературы на румынском языке — с обоих берегов Прута. На мой взгляд, у нас самая большая коллекция книг местных и румынских авторов. И здесь тоже был сюрприз — немногие расположены покупать подобную литературу: из-за риска купить книги, которые не прошли через фильтр общественного мнения и времени.

Еще мы заметили, что люди приходят за книгой, которую широко рекламируют в социальных сетях. Они приходят за названием. Вчера был такой случай: человек пришел за определенной книгой, у нас ее не было, но была другая — того же автора. Человек сказал, что ему нужна именно та книга, и никакая другая. С одной стороны, рекомендации, рецензии — это хорошо, но, с другой стороны, это показывает, что люди не уверены в собственном читательском вкусе.

 

Мы были бы рады, чтобы поход за книгой стал для людей небольшой традицией. Например, раз в месяц я иду за книгой и выбираю одну-две, в зависимости от настроения. Человек за раз может накупить двадцать книг по бизнес-управлению, которые потом будут пылиться на полке, потому что он сам изменится, ему захочется прочитать роман. Но из-за того, что на полке двадцать книг другого направления, он будет пытаться читать то, что ему уже не интересно.

Книги на полках вашего магазинане только интересные, но и привлекательно выглядят. Как вам удается находить такие издания?

Нужно развивать эстетику, и особенно это касается детских книг. Мы сосредотачиваемся именно на детской литературе, потому что хотим расти вместе со своими читателями. Там не только текст должен быть качественным, но и иллюстрации, оформление, бумага. То же самое для взрослых — книги должны нам нравиться.

 

Мы работаем с издательствами. Люди думают, что можно одну книгу заказать из одного издательства, одну — из другого. Нет. Ты должен сначала выбрать издательство, с которым работаешь. У каждого издательства есть кредо, система ценностей, своя ниша. Есть детские книги премиум-класса. Есть издательства, которые работают только с определенным возрастом, например, с рождения ребенка до пяти лет. Сначала мы выбираем издательства, а потом — книги. И еще важно, чтобы наши ценности совпадали с ценностями издательств, с которыми мы сотрудничаем. Например, издательство Seneca указывает, сколько древесины они потратили на печать книг, и сколько деревьев посадили. Нам это подходит.

А что насчет книг на русском языке? Работаете ли вы с российскими издательствами?

Книг для детей у нас примерно 50 на 50: на румынском и на русском. Для взрослых больше книг на румынском, потому что в России очень нишевых издательств много, и заказывать у каждого — сложно. Поэтому мы работаем с румынскими посредниками, выбираем популярные у читателей наименования.

Каков портрет вашего читателя?

Мне кажется, это человек, который ищет современную литературу на русском или румынском языке. Ищет что-то новое, доверяет себе и своему вкусу.

 

Если перейти от книг и чтения к искусству: галерея развивалась параллельно с книжным магазином?

Это пришло со временем по той же самой причине: мне нравится искусство, я его коллекционирую, почему бы не открыть пространство для искусства. Сначала я выставила несколько работ — у наших художников небольшой выбор мест для выставок. Постепенно они узнали о нашем пространстве, и я стала получать все больше предложений о сотрудничестве. Мы выставляем очень молодых художников, большинству нет и тридцати лет.

Насколько востребовано коллекционирование в Молдове? Кто покупает произведения искусства?

Я придерживаюсь мысли, что спрос зависит от предложения. Если нет предложения, если люди у нас не привыкли покупать искусство, то нет и спроса. В 90-е никто не пил кофе на улице, а сейчас ты идешь по улице — и все, абсолютно все пьют кофе. Ты можешь взять кофе с собой, можешь выпить на террасе.

 

То же самое с искусством: если у нас нет пространства, где люди могут посмотреть произведения искусства и узнать, что их можно купить — естественно, им не приходит это в голову. Я верю в потенциал рынка современного искусства в Молдове.

Сейчас искусство развивается, переходит классические границы, плюс многие развивают коммерческие проекты. При каждом музее искусств за рубежом есть магазин сувениров, где полотна распечатаны на чашках, ручках, шопперах. Так музеи зарабатывают в современном мире. А у нас, к сожалению, нет даже открыток.

Интересно, что клиенты, которые покупают произведения искусства, — те же, которые покупают книги. Происходит миграция от книг к полотнам. Люди, которые приходят за книгами, осознают, что искусство — это нечто доступное. Ведь многие верят, что искусство — это для кого-то, не для них. И дело даже не в цене. Они скажут, что не покупают искусство, потому что это дорого. Но ведь они даже не знают цен, просто в голове у них есть этот барьер.

 

То же самое и с книгами: многие думают, что чтение — это что-то элитарное. И это ведь тоже неправда. Есть книги для всех типов читателей, для всех вкусовых предпочтений.

А каково это: быть революционеркой в чем-то? Вы же двигаете целую отрасль!

У меня нет времени об этом задумываться. Я просто беру и делаю. Обычно я говорю, что, если вы идете в гору, не обязательно видеть ее вершину, она не всегда видна. Вы просто идете и видите, куда делаете следующий шаг. Самое важное — просто продолжать идти.

Фото: NewsMaker / Andrei Mardari


Хотите поддержать то, что мы делаем?

Вы можете внести вклад в качественную журналистику, поддержав нас единоразово через систему E-commerce от банка maib или оформить ежемесячную подписку на Patreon! Так вы станете частью изменения Молдовы к лучшему. Благодаря вашей поддержке мы сможем реализовывать еще больше новых и важных проектов и оставаться независимыми. Независимо от того, как вы нас поддержите, вы получите небольшой подарок. Переходите по ссылке, чтобы стать нашим соучастником. Это не сложно и даже приятно.

Поддержи NewsMaker!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Похожие материалы

4
Опрос по умолчанию

Вам понравился наш плагин?

Супруги часто страдают от одних и тех же расстройств, а свойства льда объясняют появление молний. Наука от NM по воскресеньям

Ученые пришли к выводу, что у супругов часто бывают схожие психические расстройства, а также открыли свойства льда, объясняющие возникновение молний, и раскрыли правду об эффективности альтернативной медицины при аутизме. Об этих и других новостях науки и техники — в еженедельном обзоре NM.

У супругов часто совпадают психические расстройства

Международная группа ученых из США, Дании и Тайваня провела масштабное исследование, чтобы выяснить, насколько распространены общие психические расстройства у супружеских пар. Исследователи проанализировали медицинские данные миллионов семейных пар из трех стран, включая около 5 млн пар из Тайваня и почти 1,3 млн из Дании и Швеции. Ученые изучали совпадение девяти психиатрических диагнозов: шизофрении, СДВГ, расстройства аутистического спектра, клинической депрессии, биполярного расстройства, тревожных расстройств, обсессивно-компульсивного синдрома, расстройств, связанных с употреблением психоактивных веществ, и нервной анорексии.

Результаты показали, что у большинства пар, в которых у одного из партнеров диагностировали одну из этих болезней, вероятность ее наличия у второго партнера значительно возрастала. Эта тенденция оказалась статистически значимой и не зависела от культурных различий, так как наблюдалась как у азиатских, так и у европейских пар. Более того, корреляции оставались стабильными на протяжении десятилетий, что подтвердил анализ данных тайваньских пар, родившихся с 1930-х по 1990-е годы.

Ученые отмечают, что, хотя исследование носит наблюдательный характер и не устанавливает причинно-следственную связь, его результаты имеют большое значение. Если у обоих родителей есть общие психические расстройства, то риск их развития у ребенка удваивается по сравнению с тем, когда болен только один из родителей.

Вегетарианская диета может снизить риск развития рака

Новое масштабное исследование, опубликованное в журнале American Journal of Clinical Nutrition, показало, что вегетарианская диета может значительно снизить риск развития различных видов рака. Ученые из Университета Лома Линда проанализировали данные почти 80 тыс. участников когортного исследования в Северной Америке. В когорту входили веганы (исключающие все продукты животного происхождения), лакто-ово-вегетарианцы (употребляющие молочные продукты и яйца), песко-вегетарианцы (употребляющие рыбу) и невегетарианцы (контрольная группа).

Результаты показали, что у вегетарианцев в целом риск заболеть раком был на 12% ниже, чем у невегетарианцев. При этом риск рака легких, поджелудочной железы и меланомы был ниже на 18%. Исследование также выявило, что вегетарианская диета заметно снижает вероятность развития рака желудка, колоректального рака и лимфопролиферативных заболеваний. При этом, у веганов обнаружили пониженный риск рака простаты в более молодом возрасте, а у пожилых песко-вегетарианцев оказалась более низкая частота рака груди. Ученые пришли к таким выводам, проанализировав данные о питании участников с помощью подробных анкет и сопоставив их с информацией из государственных реестров рака.

Хотя исследование не устанавливает причинно-следственную связь, оно добавляет весомые аргументы в пользу преимуществ растительной диеты.

Ученые обнаружили электрические свойства льда, которые объясняют рождение молний

Международная группа исследователей совершила открытие, которое может кардинально изменить понимание природных явлений. Ученые впервые в истории подтвердили существование флексоэлектричества (свойства материала генерировать электрический заряд при изгибе или деформации) во льду, что может объяснить механизм образования молний в грозовых облаках. Известно, что обычный лед не является пьезоэлектрическим (не генерирует электричество при сжатии), но симметрия допускает возможность проявления в нем флексоэлектричества.

Исследователи измерили этот эффект и обнаружили, что по силе он сопоставим с показателями высокотехнологичной электрокерамики, например, диоксида титана и титаната стронция.

Определение флексоэлектрических свойств льда стало возможным благодаря тщательному изучению его поверхностных границ. В ходе измерений ученые заметили, что вблизи поверхности ледяных пластин при температуре около 160°К (-113°С) происходит фазовый переход, приводящий к образованию сегнетоэлектрического состояния (особый вид электрической поляризации, способный сохраняться при отсутствии внешнего электрического поля).

Нет доказательств, что альтернативная медицина лечит аутизм

Международная команда ученых провела метаобзор 248 научных работ, включающих данные о более чем 10 тыс. человек с аутизмом. Цель юыла оценить эффективность и безопасность комплементарной, альтернативной и интегративной медицины (CAIM) — например, диет, пищевых добавок и других методов, не относящихся к традиционной западной медицине.

Основной вывод исследования: нет достоверных доказательств, которые бы подтверждали, что какая-либо из этих практик эффективна для лечения основных или сопутствующих симптомов аутизма. И хотя некоторые методы — такие как музыкальная терапия, анималотерапия, физическая активность и некоторые виды нейростимуляции — показали многообещающие результаты, уровень доказательности по ним оказался очень низким. Это связано с тем, что в большинстве исследований было слишком мало участников, а методология не была достаточно строгой, что приводит к неточным выводам. Кроме того, исследователи выяснили, что безопасность большинства CAIM-методов почти не изучалась. Ученые призывают проводить более масштабные и качественные исследования, чтобы понять, какие из этих методов могут быть действительно полезны и безопасны.


Подписывайтесь на наш Telegram-канал @newsmakerlive. Там оперативно появляется все, что важно знать прямо сейчас о Молдове и регионе.



Хотите поддержать то, что мы делаем?

Вы можете внести вклад в качественную журналистику, поддержав нас единоразово через систему E-commerce от банка maib или оформить ежемесячную подписку на Patreon! Так вы станете частью изменения Молдовы к лучшему. Благодаря вашей поддержке мы сможем реализовывать еще больше новых и важных проектов и оставаться независимыми. Независимо от того, как вы нас поддержите, вы получите небольшой подарок. Переходите по ссылке, чтобы стать нашим соучастником. Это не сложно и даже приятно.

Поддержи NewsMaker!
Больше нет статей для показа
4
Опрос по умолчанию

Вам понравился наш плагин?

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: