Весной 2017 года медийное пространство Молдовы буквально взорвала новость о предотвращении покушения на тогдашнего лидера Демпартии Владимира Плахотнюка. И хотя кадры оперативной съемки были неубедительными, шестерых несостоявшихся «киллеров» приговорили к внушительным тюремным срокам. Спустя почти пять лет подсудимых оправдали. NM рассказывает, как дело развалилось в суде, и почему трех из семи подсудимых признали виновными в «организации нелегальной миграции».
2022 год. «Наличие преступления не подтвердилось»
14 января 2022 года Апелляционная палата (АП) Кишинева опубликовала решение по делу о так называемом покушении на Плахотнюка (решение АП приняла на заседании в ноябре прошлого года). Троих подсудимых — Валерия Заболотного, Дмитрия Шевченко и Степана Кирова полностью оправдали.
«Наличие преступления не подтвердилось», — говорится в решении суда.
Еще троих — Ивана Кожокаря, Василия Драгулю и Игоря Мельника оправдали по обвинению в соучастии в убийстве, но признали виновными в «организации нелегальной миграции». Речь идет о двух гражданах Украины Павле Коркишко и Ярославе Мищуке, которым в 2017 году Кожокарь, Драгуля и Мельник помогли добраться до Кишинева. Украинцев «нанял» Юрий Пархоменко, показания которого изменили ход дела в 2021 году (подробнее об этом мы расскажем ниже).
Кожокарю оставили в силе приговор первой инстанции, согласно которому его приговорили к пяти годам лишения свободы. При этом судьи отметили, что он уже провел в тюрьме №13 358 дней — с 10 апреля 2017 по 2 июля 2018. Судьи АП сократили срок содержания на 150 дней и постановили освободить его в зале суда. За оставшиеся 208 дней в заключении судьи постановили выплатить Кожокарю компенсацию 10,4 тыс. леев (по 50 леев за каждый день в тюрьме).
Драгуле тоже оставили в силе приговор первой инстанции, отметив, что «с учетом времени под арестом наказание считается отбытым». Суд первой инстанции, напомним, назначил ему наказание в виде трех лет лишения свободы.
А Мельника Апелляционная палата приговорила к 4,7 годам лишения свободы, учтя при этом, что с 7 апреля 2017 года по 11 ноября 2021 года он находился под арестом.
2017 год. Задержание и «легендарное видео»
О предотвращении покушения на Плахотнюка 7 апреля 2017 года сообщило МВД Украины. Во время обысков у подозреваемых правоохранители обнаружили четыре гранатомета, два пистолета с глушителем и несколько раций. Вскоре молдавские правоохранители обнародовали кадры «оперативной съемки», на которых трое мужчин, сидя на корточках, рисовали на земле схему покушения. При этом на заднем плане видно, как женщина выбивает ковер, а другая — гуляет с ребенком. Несмотря на наличие свидетелей, «киллеры» обсуждают уязвимые места в офисе Плахотнюка.
Затем история стала обрастать самыми разнообразными подробностями. При этом молдавские правоохранители утверждали, что заказчиком покушения был Григорий Карамалак, известный в криминальных кругах под кличкой Болгар, а украинские — что покушение «курировали российские спецслужбы». В украинских СМИ и вовсе появилась версия о том, что к покушению имеет отношение оппозиционный политик Ренато Усатый.
В октябре того же года расследование завершили и передали в суд. При этом дело Юрия Пархоменко решили рассматривать отдельно. На этапе следствия он признал вину и согласился дать показания против остальных фигурантов дела. По версии следствия, Заболотный и Киров наняли Пархоменко, чтобы тот спланировал покушение. Пархоменко обратился за помощью к гражданину Украины Александру Адамовичу. По информации прокуроров, Адамович — лидер украинской группировки, которая специализируется на заказных убийствах. Адамович дал Пархоменко нескольких помощников, а для самого покушения наняли Коркишко и Мищука. В последний момент они якобы передумали и сообщили обо всем правоохранителям. В уголовном деле они проходили как свидетели. Плахотнюк тоже проходил по делу свидетелем: от статуса потерпевшего он отказался.
2018 год. Обвинительные приговоры, показания Плахотнюка и дела против судей
В январе 2018 года Пархоменко приговорили к пяти годам и четырем месяцам лишения свободы. Мотивировочный приговор Пархоменко опубликовали в конце марта. В приговоре процитировали свидетельские показания Плахотнюка. Он предположил, что намерение его ликвидировать связано с его деятельностью, во время которой он «многократно поддерживал действия госорганов, направленные на борьбу с преступностью».
Остальным шестерым обвиняемым приговоры вынесли в ночь со 2 на 3 апреля: Заболотному — 20 лет тюрьмы, Кирову — восемь лет, Мельнику — шесть лет, Шевченко — 11 лет, Драгуле — три года, Кожокару — пять лет. Суд первой инстанции отметил, что прокуроры Денис Ротару и Татьяна Видрашку «не представили достаточно весомых доказательств» того, что Драгуля, Кожокарь и Мельник участвовали в подготовке покушения. Их признали виновными только в «организации незаконной миграции».
Прокуроры остались недовольны приговором и обжаловали его в Апелляционной палате. Для Заболотного они попросили 24 года тюрьмы, для Кирова и Мельника — по 14, для Шевченко и Кожокаря — по 13 и для Драгули — 11. Прокуроры настаивали, чтобы Драгулю, Кожокаря и Мельника признали виновными, в том числе, в подготовке к убийству.
В Апелляционной палата дело попало на рассмотрение судейской коллегии, в которую входили Любовь Брынзэ, Людмила Оуш и Галина Москальчук. Позднее, в 2019 году, Оуш подала жалобу в Высший совет магистратуры (ВСМ), в которой пожаловалась на давление (копия жалобы есть в распоряжении NM).
«Как только мы получили это дело, председатель АП Ион Плешка и вице-председатель Юрий Иордан стали часто приходить к нам и требовать, чтобы мы ускорили рассмотрение, отменили приговор первой инстанции и признали их виновными по всем статьям обвинения […]», — написала Оуш.
Кроме того, она утверждала, что Плешка установил «жучки» в ее кабинете и в кабинете Брынзы, чтобы подслушивать их. По словам Оуш, подслушав разговоры, Плешка понял, что они не собираются подчиняться его требованиям, и «организовал» уголовное дело против Брынзэ и Оуш. Обеих задержали 23 октября 2018 года по делу о коррупции (в 2021 году их оправдали). Через неделю после задержания Оуш и Брынзэ дело «киллеров» распределили судье АП Светлане Балмуш. Однако Плешка передал дело судье Оксане Робу, объяснив это тем, что Балмуш находится на больничном. (Плешка отметим, обвинения Оуш отвергал).
В итоге приговор киллерам в Апелляционной палате вынесли судьи Оксана Робу, Игорь Мынэскуртэ и Михаил Дьякону. Они согласились с доводами прокуроров о том, что Драгуля, Мельник и Кожокарь участвовали в подготовке убийства. И ужесточили приговоры всем шестерым обвиняемым: Заболотному — с 20 лет лишения свободы до 23, Кирову — с восьми до 13, Мельнику — с шести до 14, Шевченко — с 11 до 13 лет, Драгуле — с трех до 11, Кожокарю — с пяти до 12 лет.
2020 год. Отмена приговора
Летом 2020 года в деле «киллеров» произошел неожиданный поворот. Высшая судебная палата (ВСП) полностью отменила приговор и отправила дело на пересмотр в первую инстанцию. Судьи Владимир Тимофти, Виктор Бойко, Надежда Тома, Анатолий Цуркан и Елена Кобзак пришли к выводу, что в АП не вникли в суть дела, а просто «перечислили аргументы из апелляционных жалоб прокуроров». Жалобы адвокатов судьи АП проигнорировали, но в Высшей судебной палате доводы адвокатов посчитали обоснованными.
В ВСП раскритиковали АП за то, что приговор основывается только на показаниях Юрия Пархоменко, Павла Коркишко и Ярослава Мищука. Коркишко давал показания только в первой инстанции, а в АП его показания зачитывал прокурор. Таким образом, свидетелю невозможно было задать уточняющих вопросов. Кроме того, судьи ВСП отметили, что в первой инстанции Коркишко рассказал, что из всех подсудимых знаком только с Шевченко и Мельником. Также Коркишко отметил, что люди, помогавшие ему пересечь границу, не знали, зачем он едет в Кишинев, и не присутствовали на его встречах с Пархоменко.
Судьи ВСП также подчеркнули, что при рассмотрении дела в первой инстанции прокурор Татьяна Видрашко отказалась от того, чтобы заслушать свидетельские показания Мищука. Несмотря на это, в приговоре АП сослались показания Мищука, данные во время следствия. Судьи ВСП отметили, что, после того как прокурор отказалась от показаний, их больше нельзя было использовать в судебных решениях.
«Из показаний свидетелей, которые они дали во время следствия и в судебных инстанциях, следует, что подсудимые не были хорошо знакомы друг с другом», — отметили судьи ВСП. Также они посчитали, что не доказано, что подсудимые входили в организованную преступную группировку. «Не каждую группу, которая совершила совместное преступление, можно считать организованной», — подчеркнули в ВСП. Судьи решили, что не могут исправить ошибки, которые допустила Апелляционная палата, и поэтому вернули дело на пересмотр.
2021-2022. Пересмотр и оправдательный приговор
Пересмотр затянулся почти на полтора года. Дело рассматривала коллегия в составе Сильвии Гырбу, Дениса Бэбэлэу и Марчела Жуганарь. Кульминация наступила в октябре 2021 года во время допроса свидетеля Пархоменко. Он заявил, что дал показания под давлением.
«Вывозили ночью на допросы в прокуратуру. […] Да что рассказывать, книжку можно написать, как на меня давили. [Экс-начальник тюрьмы № 13 Игорь] Пынтя ко мне каждое утро приходил. Говорил, какие показания надо дать. […] В той камере бегали крысы, краской воняло, невозможно было дышать», — рассказывал Пархоменко.
Он также заявил, что не готовил никакого покушения, а самого Плахотнюка «ни разу не видел». Прокурор Джульетта Девдер попросила у судей время, чтобы проверить его показания, а спустя полтора месяца сообщила, что в прокуратуре не нашли оснований, чтобы завести дело о давлении на Пархоменко.
В свою очередь Заболотный рассказал свою версию событий. Он отметил, что виделся с Пархоменко в 2016-2017 годах всего несколько раз. Тот предлагал помочь с финансированием спортсменов. (Заболотный является зампредом фонда помощи ветеранам спорта IFAVIS, который возглавляет Карамалак). По словам Заболотного, весной 2017 года Пархоменко стал настойчиво предлагать ему встретиться. На встрече Пархоменко сообщил, что занимался инсценировкой покушения на Плахотнюка. «Он [Пархоменко] сказал: «Через тебя хотят подобраться к Карамалаку». Пархоменко предупредил, что нужно сваливать. [Сказал]: «И за тобой, и за мной идут по пятам», — рассказал Заболотный. По его словам, эта встреча произошла накануне его отъезда в командировку, и у него не было времени, чтобы обдумать слова Пархоменко или обратиться к правоохранителям. После возвращения Заболотного задержали. Он отметил, что его неоднократно пытались заставить дать показания против Карамалака, но он отказался. «Вся прокуратура [пыталась надавить], включая бывшего хозяина тюрьмы Пынтю», — рассказал он.
В итоге, приняв к сведению все новые обстоятельства, судьи решили оправдать всех шестерых подсудимых по обвинению в покушении на «умышленное убийство» Плахотнюка. Апелляционная палата вынесла приговор 11 ноября 2021 года.
***
Эта статья написана в рамках проекта «Укрепление правового государства и обеспечение прозрачности судебной системы», реализуемого ОО «Юристы за права человека» при поддержке Национального фонда за демократию, который никоим образом не влияет на предмет и содержание публикуемых материалов.