На состоявшемся 24 декабря конгрессе Демократической партии Владимир Плахотнюк возглавил фактически правящую в стране партию. Выход неофициального руководителя Молдовы на первые роли — пока в собственной партии — можно считать одним из важных итогов уходящего года, который начинался для Плахотнюка не столь благоприятно. По мнению экспертов, следующим шагом, наверняка, станет новая попытка занять пост премьера. И это будет непростым вызовом для нового президента Игоря Додона.
Уходящий год для Владимира Плахотнюка начинался не слишком оптимистично. В начале января тогдашний президент Николае Тимофти отклонил кандидатуру первого зампреда Демпартии на пост премьера. Плахотнюк был выдвинут парламентским большинством, сформированным под эгидой Демпартии с участием депутатов-либералов и частей раздробленных не без его участия фракций либерал-демократов и коммунистов.
Неожиданное сопротивление Тимофти, который до тех пор ни разу не проявлял себя как самостоятельная фигура, стало для Плахотнюка неприятным сюрпризом. Тем более, что в противостоянии между ним и Тимофти, и оппозиция, и, главное, внешние партнеры недвусмысленно стали на сторону президента. Плахотнюку пришлось отступить.
Выдвинув свое доверенное лицо Павла Филипа и добившись его назначения на пост премьера, Плахотнюк наладил отношения с внешними партнерами, а для себя придумал новую должность — координатор правящего большинства. В этой роли он совершил несколько зарубежных поездок, в том числе в США, где его принимала также тогдашний помощник госсекретаря Виктория Нуланд.
Однако роль признанного за рубежом и в стране фактического руководителя Молдовы, не занимающего при этом никакой госдолжности, едва ли могла удовлетворить амбициозного бизнесмена. Весь год периодически возникали слухи о том, что Филип может уйти в отставку, чтобы освободить пост премьера для Плахотнюка.
И Плахотнюк, и Филип эти утверждения неизменно опровергали. В ноябре в интервью агентству Reuters Плахотнюк сказал, что в политической жизни страны он видит себя в роли «кризис-менеджера», который поможет республике сохранить проевропейский курс и стабилизировать ситуацию, а затем уйдет: «Как только увижу, что экономика укрепилась, я на неопределенный период больше не вижу себя в политике. Хочу вернуться в бизнес».
Впрочем, судя по решению официально возглавить партию и заявлениям о планах модернизировать политический класс и сменить менталитет молдавских граждан, едва ли Плахотнюк намерен в ближайшее время покинуть политику. Тем более, что по итогам ноябрьских выборов у него появился удобный спарринг-партнер, от которого надо «защищать» стабильность и европейский курс страны — президент-социалист Игорь Додон.
Исполнительный директор Ассоциации за демократию участия (ADEPT) Игорь Боцан в беседе с NM назвал решение Плахотнюка самолично возглавить Демпартию логичным и последовательным с точки зрения собственной легитимизации: «Он был обязан выйти на первый план, потому что в тени он — кукловод, а так — лидер правящей партии».
Правда, будучи лидером партии, говорит эксперт, ему и дальше придется встречаться с народом в сопровождении охраны: «Напрашивается решение этой проблемы — люди из охраны должны войти в официальные структуры [Демпартии]».
По словам директора центра политического анализа Politicon Анатола Цэрану, решение Плахотнюка стать партийным лидером и публичным политиком означает, что он намерен претендовать на один из высших постов: «Во главе Демпартии он сделает все возможное, чтобы выиграть следующие парламентские выборы, тогда он сможет претендовать на пост премьера».
Об обещании Плахотнюка уйти из политики Цэрану говорит, что «это понятие растяжимое». «В этом смысле всегда можно найти объяснение [чтобы не уйти]. Для настоящей стабильности Молдове не хватит и двух жизней Плахотнюка», — сказал NM эксперт.
В том, что Плахотнюк вовсе не намерен отказываться от политики и власти, уверен и глава института стратегических инициатив Андрей Попов. Выход Плахотнюка на первые роли, по его словам, подтверждает серьезность намерений нового лидера партии использовать кресло в партии для подготовки следующего шага. «Цель — добиться максимального контроля над рычагами власти в стране. И позиция премьера, естественно, эту задачу выполняет. Все остальное — технические маневры», — сказал NM Попов.
Когда именно Плахотнюк снова попытается стать премьером, пока не знает и он сам, считает Попов. Но наверняка можно сказать, что это поставит в очень сложную ситуацию президента Игоря Додона, которому придется либо назначить Плахотнюка премьером, либо вступить в конфликт и с ним, и с Конституционным судом, который в начале уходящего года постановил, что президент обязан назначить кандидатом в премьеры выдвиженца парламентского большинства.
В том, что Плахотнюк «найдет в этом случае решение», Андрей Попов не сомневается. Вместе с тем он уверен, что в Молдове постепенно будет сформирована «двухполярная» политическая система, «когда власть, за которой стоит Демпартия, позиционирует себя как защитник национальных интересов и евроинтеграции, и единственную силу, способную защитить страну от пророссийского и антизападного президента».
Другим шагом Плахотнюка к намеченной цели, считает эксперт, может стать изменение избирательной системы на смешанную, после чего состоятся досрочные парламентские выборы: «На них демократы и социалисты укрепят свои позиции. А после этого Плахотнюк уже может стать премьер-министром».