Президент Игорь Додон утверждает, что небольшая девальвация лея по отношению к доллару, которая произошла в последние дни, никак не повлияет на тарифы на энергоресурсы. Напротив, по мнению Додона, это даже сделает молдавских экспортеров более конкурентоспособными на российском рынке. А экономист Вячеслав Ионицэ и вовсе утверждает, что динамику курса лея нужно оценивать на основе показателей по отношению не только к доллару и евро, но и к валютам других стран, с которыми сотрудничает Молдова.
Как отметил Додон 27 марта в эфире платформы «Президент отвечает», у Национального банка Молдовы (НБМ) хватит ликвидности, чтобы поддержать курс лея.
«Мы видим, что сегодня официальный курс доллара составляет 18,04 лея. И я вижу, что некоторые пытаются поднять панику. Хочу вас заверить, что у НБМ хватит ресурсов и ликвидности, чтобы поддержать курс», — заявил Додон.
По словам президента, то, что лей немного обесценился — «это хороший знак для молдавских экспортеров». Додон объяснил, что на российском рынке, где произошла сильная девальвация рубля, молдавские экспортеры будут более конкурентоспособными, если курс лея также немного снизится.
По словам Додона, снижение курса лея не повлияет на тарифы на энергоресурсы: газ, электроэнергию и дизтопливо.
«Во-первых, более низкий курс лея никак не повлияет на стоимость бензина и дизтоплива. Здесь никаких проблем не будет. Мы видим динамику на внешних рынках, и мы видим, что цена на топливо в Молдове снижается. Также 1 апреля заканчивается договор на покупку электроэнергии, который был заключен год назад. Хочу напомним, что мы покупали 85% электроэнергии у Кучургана (МолдГРЭС) по цене $52 за МВт. И 15% электроэнергии мы покупали у Украины по $64 за МВт (ДТЭК Энерго). Сейчас по решению комиссии по чрезвычайным ситуациям Energocom будет покупать 100% энергии у Кучургана по цене $49,5», — сказал Додон.
Также, по словам Додона, Moldovagaz ведет переговоры с «Газпромом» о снижении стоимости газа, поставляемого в Молдову. Поэтому президент заверил, что небольшое снижение курса лея не повлияет на привычную жизнь населения.
В свою очередь экономист Вячеслав Ионицэ предложил рассматривать динамику курса лея не только по сравнению с двумя основными валютами — долларом и евро, но также учитывать курс лея по отношению к валютам еще восьми стран: Румынии, России, Украины, Китая, Турции, Польши, Белоруссии и Чехии.
Ионицэ разработал валютный индекс «Молдова-10» (IVM-10), который включает в себя динамику 10 базовых валют, имеющих отношение к Молдове. Валютный индекс учитывает курс лея к евро, доллару, румынскому лею, российскому рублю, украинской гривне, китайскому юаню, турецкой лире, польскому злотому, белорусскому рублю и чешской кроне.
Каждая из перечисленных валют имеет значение в зависимости от: размера коммерческих отношений Молдовы с данной страной, а также денежных переводов из-за рубежа.
Ионица рассчитал в своем индексе «Молдова-10», что с 16 по 22 марта курс лея снизился только по отношению к доллару, а к остальным девяти валютам даже вырос. И средний показатель курса лея по отношению к 10 валютам также показывает подорожание лея на 1,52%.