nokta.md

Шор попутал? Почему Гагаузия разорвала диалог с Кишиневом, и что дальше

Депутаты Народного собрания Гагаузии приостановили участие в работе совместной парламентской рабочей группы по Гагаузии. NM разбирался, почему они приняли такое решение, в чем обвиняют Кишинев, и какие могут быть последствия.

(Не)рабочая группа

На внеочередном заседании Народного собрания Гагаузии (НСГ) 12 декабря 17 депутатов проголосовали за выход из совместной парламентской рабочей группы (в НСГ 35 депутатов, на этом заседании присутствовал 31). По мнению гагаузских депутатов, совместная рабочая группа стала бесполезной и неработоспособной. Вице-спикер НСГ Григорий Лейчу отметил, что депутаты молдавского парламента демонстративно отказываются обсуждать с гагаузскими коллегами важные для них вопросы, например, поправки в Избирательный кодекс или вопрос о политическом представительстве гагаузов в парламенте.

В разговоре с NM он также заметил, что депутаты НСГ «неоднократно приступали к рассмотрению вопроса об отказе участвовать в работе совместной группы, но каждый раз находили способ уйти от такого решения, чтобы дать возможность этой диалоговой платформе продолжить работу». «Всегда оставалась надежда, что работа группы станет более осмысленной и содержательной. Но, к сожалению, в последнее время мы наблюдали, что происходит что-то неладное», — сказал Лейчу

Он привел в пример принятие молдавским парламентом поправки в Налоговой кодекс, согласно которой НДС в Гагаузии будет компенсироваться не из госбюджета, а из бюджета автономии. «Поправку приняли без обсуждения в рабочей группе, хотя мы говорили [о необходимости обсуждения], просили [обсудить]», — сказал вице-спикер НСГ.

И добавил, что мнение гагаузских депутатов изложат в постановлении: «Возможно, мы примем декларацию, сейчас не могу сказать, но это должно быть коллективное заявление».

Не в первый раз

НСГ не первый раз приостанавливает участие своих депутатов в рабочей группе. В 2019 году такое уже было. Тогда причиной стало отсутствие решения по трем «гагаузским» законопроектам (подробно об этом мы писали тут).

В тот раз у НСГ было четкое условие — принятие «гагаузских законопроектов». Сейчас условие возобновления работы группы более широкое: «возврат в конституционно- правовое поле», сказал Лейчу: «Я не знаю, что они нам предложат, главное — вернуться в конституционно- правовое поле».

Центр пока не ответил

Парламент Молдовы пока никак не отреагировал на решение Народного собрания Гагаузии, рассказал Лейчу. Сопредседатель совместной группы, депутат парламента от PAS Лариса Волох сказала NM, что сожалеет, но уважает решение коллег из Комрата. «Это их решение. Но мне жаль, потому что эта платформа нужна в первую очередь автономии, чтобы они могли высказывать свое мнение и защищать интересы Гагаузии. Конечно, есть определенные фрустрации и недовольство некоторыми принятыми [Кишиневом] решениями, но это не повод прерывать диалог», — сказала Волох.

Ситуацию прокомментировали и в Фонде мира Мартти Ахтисаари CMI, который оказывает поддержку рабочей группе по Гагаузии с 2015 года при финансовой поддержке Швеции. «Диалог всегда был динамичным, иногда он сталкивается с определенными препятствиями, и группе не удается найти компромисс по некоторым сложным вопросам. Однако важно продолжать диалог, и обе стороны должны приложить усилия для поиска решения. Решение Народного собрания Гагаузии приостановить участие вызывает сожаление. Но мы продолжим работать на неформальном уровне с нашими коллегами и партнерами как посредники в диалоге для восстановления функциональности платформы», — сказали NM в CMI.

Единственный канал общения

Против приостановки деятельности депутатов НСГ в рабочей группе выступил сопредседатель группы, депутат НСГ Сергей Чимпоеш. По его словам, к такому решению привели «амбиции определенных лиц и эмоции». «Это однозначная инициатива [спикера НСГ Дмитрия] Константинова, поскольку он нерукопожатен в Кишиневе. Используя свою должность, он продавил это решение без каких-либо перспектив. Приостановили, и что дальше? Ну, месяц-два пройдет, и что дальше? Диалог же надо вести. Есть много проблем, и они будут расти, как снежный ком. Это глупость».

Чимпоеш уверен, что депутаты НСГ не должны отказываться от политического диалога с Кишиневом.

Стоит отметить, что совместная рабочая группа — это сегодня единственный канал общения между Кишиневом и Комратом. Это подчеркнул и Сергей Чимпоеш, и другие противники приостановления участия в рабочей группе.

Законодательство предполагает также взаимодействие автономии и центра на уровне исполнительной власти благодаря членству башкана Гагаузии в правительстве. Но президент Майя Санду все еще не подписала указ о включении в состав кабмина Евгении Гуцул, избранной весной башканом.

Что говорят эксперты

Эксперт WatchDog Андрей Курэрару считает, что решение НСГ приостановить участие в рабочей группе — это классический ход гагаузских политиков, когда они хотят привлечь к себе внимание. По мнению эксперта, ситуация не приведет к «большим последствиям». «Однако мы видим конфликт Кишинева и Комрата и видим много спикеров, которые говорят о проблемах во взаимоотношениях между Гагаузией и центром и о том, что пока не знают, как эти проблемы решать», — сказал Курэрару.

Директор портала laf.md Виталий Гайдаржи, в свою очередь, считает, что решение приостановить участие в рабочей группе — это попытка давления на центральные власти «группой Константинова, которая близка к Шору». «Решение есть, несмотря на то, что ключевые депутаты [НСГ] и фракция социалистов его не поддержали. Официально гагаузская сторона теперь не может участвовать в этой группе, остаются только какие-то личные связи [между отдельными депутатами]. Мы видим, что Гагаузия и так находится в политической и дипломатической изоляции, и это не скроешь и не спрячешь. И нынешнее решение НСГ — очередное обострение отношений и продолжение политики Шора», — полагает Гайдаржи.

***

Совместную рабочую группу депутатов парламента Молдовы и НСГ создали в 2015 году. Одной из главных ее задач было обеспечить постоянный политический диалог между Гагаузской автономией и Центром. У Комрата и Кишинева есть еще несколько площадок для диалога: спикер представляет Народное собрание в парламенте, члены Исполкома Гагаузии (местного правительства) по закону имеют право участвовать в заседаниях коллегий разных министерств, а башкан Гагаузии – член правительства Молдовы. Но сегодня эти площадки не работают.

 


Подписывайтесь на наш Telegram-канал @newsmakerlive. Там оперативно появляется все, что важно знать прямо сейчас о Молдове и регионе.



Хотите поддержать то, что мы делаем?

Вы можете внести вклад в качественную журналистику, поддержав нас единоразово через систему E-commerce от банка maib или оформить ежемесячную подписку на Patreon! Так вы станете частью изменения Молдовы к лучшему. Благодаря вашей поддержке мы сможем реализовывать еще больше новых и важных проектов и оставаться независимыми. Независимо от того, как вы нас поддержите, вы получите небольшой подарок. Переходите по ссылке, чтобы стать нашим соучастником. Это не сложно и даже приятно.

Поддержи NewsMaker!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Похожие материалы

5
Опрос по умолчанию

Вам понравился наш плагин?

Шор, ковёр и мамалыга, которая взрывается. Читатели и редакция NM о том, каких памятников не хватает Кишиневу

Пока власти обсуждают судьбу советских монументов, мы спросили читателей NM: каких памятников не хватает Кишиневу сегодня? Ответы оказались самыми разными — от классических деятелей истории и культуры до ироничных и совсем неожиданных идей. Кто-то предлагает увековечить композиторов, врачей и героев сказок, кто-то — коррупцию, глупость или здравый смысл, а кто-то и вовсе считает, что городу нужны не памятники, а дороги и отреставрированные здания. Мы собрали самые яркие ответы читателей и добавили выбор редакции NewsMaker.

Для удобства восприятия комментарии незначительно сократили и отредактировали. А для визуализации некоторых фантазий— привлекли AI.

@elenaelena4127
Для начала надо научиться их создавать. То, что есть в городе, выглядит, как вырубленные топором. Им до уровня памятника Котовскому, как до звезды.

@GPG-70
Монумент коррупционерам, можно один на всех в центре Кишинева или поменьше в каждом населенном пункте. В этом страна преуспела по сравнению с другими видами деятельности.

@calamarcalamarich576
Хватит уже памятников, нужны хорошие дороги по всей стране.

@ВладимирМолдавский-у7й
Пэкалэ и Тындалэ напротив парламента самое то…

@Andrei2Andrei-c5n
На весь Кишинев (претуру) сейчас один придворный скульптор, никакой конкуренции, обогащается на каждом заказе.

André Sutke
Памятник [министру культуры] Жардану, как символ отсутствия здравого смысла.

𝓙𝓤𝓛𝓩
Пусть посмотрят, какие арт-объекты устанавливают в европейских городах. В столице почти нет ничего современного — только советское или в том же духе. Нужны оригинальные, необычные инсталляции в современном стиле, которые будут интересны молодежи и туристам.

Igor Colesnic
Настоящим докторам надо поставить памятник, а также честным журналистам, судьям и сотрудникам полиции.

omulfacelocul
Нам нужно больше памятников женщинам — например, на Аллее классиков можно было бы найти несколько мест для писательниц.

Panzer
Не хватает по-настоящему уникальных памятников, а, точнее, каких-то объектов, к примеру триумфальной арки.

Stas
Я бы поставил памятник Майе Санду за вклад в популяризацию страны в мире, и чтобы разорвало пуканы ватанам.

Виктория Сили
В данном случае не хватает памятника мозгам.

Владимир Букарский
Не хватает памятников двум людям, которые сделали для Молдавии больше, чем вся аллея румынских классиков — Леониду Ильичу Брежневу и Ивану Ивановичу Бодюлу.

Max
Би-2, конечно.

Надежда Ротарь
А может, вместо новых памятников кому-то привести в порядок памятники архитектуры, восстановить филармонию, сделать хоть что-то с улицей 31 августа, снести заброшенный «Националь», разобраться с разрушенным домом на Витязул. Это в Кишиневе. В других городах тоже найдется, куда направить средства на культуру.

R Y
Памятник, посвященный диаспоре, которая много работала за границей, чтобы отправлять деньги в страну.

Денис Петров
Что касается истории Молдовы, я бы хотел видеть памятники Буребисте и Децебалу.

Если говорить о культуре и искусстве, то это Мария Биешу, Евгений Дога, Эмиль Лотяну, Ион Друцэ, Спиридон Вангели и Михай Волонтир. А любителям «русского мира», большевиков и шовинистам можно оставить один памятник — чемодан без ручки у железнодорожного вокзала.

Criss Kf
Оставьте Котовского… это единственная конная статуя. И так 90% туристов уезжают в Тирасполь — вы действительно хотите, чтобы в Кишиневе совсем никого не осталось?

Олег Саввович Очеретнюк
Нужен памятник «7 апреля 2009 года». Сюжет построен вокруг сжигания «Декларации о независимости». Место установки — площадка на месте снесенной Президентуры. Да, Президентуру стоит снести как памятник советским строителям.

Ion Stefanita
…хотя бы быть в состоянии реабилитировать и реставрировать уже существующие объекты. Я имею в виду застроенный фонд, недвижимое культурное наследие, все 810 объектов, поскольку статья 42 Закона об охране памятников, к сожалению, остается лишь на бумаге, а остальные 80% находятся в состоянии сильной деградации.

Alex Pereverzev
Памятник кумэтру, финам и нанашам.

Liusea Cebotaru
Памятник объединению Бессарабии с Румынией. Памятник Еуджену Доге на пешеходной улице. Памятник Гугуцэ — на аллее на Чеканах. Памятник козе с тремя козлятами — в Кафедральном парке.

Евгений
Нужен памятник Александру Мациевскому.
(украинский военный родом из Молдовы, которого взяли в плен и расстреляли за слова «Слава «Украине» — прим. ред.)

@YanRudnitskiy
Не хватает памятника СССР на кладбище.

Alexei
Я бы хотел всратый и одновременно милый памятник коту.

Elena Beliman
Я бы создала памятники/муралы с изображением кошек. Я бы заполнила ими весь город. Это могло бы стать туристической достопримечательностью.

Egor Sadovnik
Конечно, памятник Евгению Доге…
Спиридону Вангели — мы все выросли на его сказках, врачу Наталии Георгиу, первому президенту Молдовы Мирче Снегуру, уроженцу и жителю Кишинева артисту Петру Лещенко, Софии Ротару как почётной жительнице Кишинева…
Можно добавить Карла Шмидта, который управлял городом 25 лет и модернизировал его.
Эмилю Лотяну — молдавскому и советскому кинорежиссёру, сценаристу и поэту, получившему мировое признание за романтические и поэтичные фильмы, часто посвященные цыганской культуре и молдавскому фольклору.
Дмитрию Каларашу— уроженцу поселка Отачь, Окницкого района, летчику-истребителю, участнику Второй мировой войны и Парада Победы 24 июня 1945 года.
Семёну Хархалупу — советскому летчику, уроженцу Молдовы, совершившему заметный подвиг во время Второй мировой войны.

@m7mihai657
Мы согласны с демонтажем «советских» памятников и установкой новых: в память о великом композиторе Еуджене Доге и великом патриоте Илие Илашку.

Карлсон Линдгрен
Владу Цепешу! А если серьезно — хотелось бы видеть тематическую и интересную для прохожих скульптуру графа Дракулы.

andrey_prsncnk
Шору памятник поставьте, пусть «шористы» сделают из него святыню и поклоняются ему. Хотя, если внутри не будет банкомата, который по 500 лей раздает, посещать его будут только голуби.

Выбор редакции NM

Яна Головатюк, журналист NewsMaker
Памятник кишиневскому троллейбусу. Потому что это настоящая легенда: у всех есть какие-то истории оттуда. В Кишиневе можно посмотреть самый популярный маршрут и сделать памятник троллейбусу с этим маршрутом.

Ольга Гнаткова, директор по развитию NewsMaker
Мне хотелось бы, чтобы в Кишиневе чаще вспоминали о врачах и о том, насколько в наших условиях это неблагодарная работа. И о медсестрах и медбратьях, конечно. Поэтому — памятник врачам и всему медперсоналу, которые работали во времена пандемии ковида. Некоторые из них погибли, заразившись от пациентов — больше 100 человек.

Еще приходит в голову традиционный молдавский ковер с розами, моя любовь. Например, скульптура летящего полотна, из которого растут объемные цветы, переплетенные с национальными орнаментами.

Стела Унтила, главный редактор NewsMaker
Памятники не стоит воспринимать только в узком смысле. При всем уважении к выдающимся личностям Республики Молдова и не только, которые оставили след в истории страны, мы можем мыслить шире. Можно говорить и о процессах, явлениях и событиях, которые нас сформировали. Например, «кража миллиарда» — эпизод, принесший нам (нежелательную) мировую известность. Я уверена, что художник смог бы отразить ‘такой факт’ в искусстве. Речь идет не только о приятных вещах или о прославлении, но и о моментах, которые должны напоминать нам о том, что произошло, и о том, как не повторять одни и те же ошибки. Памятник может быть не только данью уважения, но и предупреждением, инструментом коллективной памяти и критического осмысления нашего прошлого.

Еще один символ, который мне хотелось бы увидеть в Молдове, — памятник мамалыге. Чтобы напоминать о том, с чего мы начинали: о сельской культуре, простой кухне, выживании… и о том, что мамалыга иногда взрывается. О том, что вещи, считающиеся мягкими, покорными и смиренными, могут становиться непредсказуемыми, когда давление становится слишком сильным.

Артём Сэрэтяну, редактор новостей
Евгений Дога — потому что его вальс признали даже в ЮНЕСКО одним из шедевров XX века, а Рейган называл его вальс великим. Считаю его символом нашей культуры. Знаю, что в его честь уже назван аэропорт, но памятник он тоже заслуживает.

Еще от себя добавлю Сергея Тарновского: человек выиграл несколько чемпионатов мира и Европы, завоевал две олимпийские медали для Молдовы. У нас в стране со спортом грустно, а он прославил ее на весь мир.

Елена Кобылян, редактор
Я бы хотела видеть больше памятников героям молдавских/румынских сказок и легенд. Это куда лучше, чем любые политические и исторические деятели.

Дарья Слободчикова, видеожурналист
Кишиневу действительно не хватает памятников. Но не больших и пафосных, а маленьких и человеческих. Таких, которые просто живут в городе. Чтобы их было много — почти на каждом перекрестке. Чтобы взгляд за них цеплялся, даже если ты спешишь и думаешь о своем, потому что что-то внутри щелкнуло.

Мы, кажется, привыкли к памятникам только по важным или скорбным поводам: торжественно, серьезно, неприкасаемо. Но хочется видеть не пафос и реальных людей, а больше литературных героев, фольклор, городских персонажей. То, что мы узнаем без таблички. Кто мог бы жить именно здесь: в парке, на остановке, у знакомого фасада. Кишиневу вообще не хватает историй в общественном пространстве. Чтобы скульптура подходила месту, а не выглядела чужой. Передавала настроение — иронию, усталость, тепло или даже злость. Чтобы у каждого места появлялся характер. Чтобы город перестал быть просто маршрутом «дом — работа — магазин». Чтобы однажды ты шел привычным маршрутом — и вдруг заметил что-то новое. И понял: город с тобой разговаривает. Кишиневу не нужны еще одни «великие памятники». Ему нужны маленькие смыслы, разбросанные по всему городу.


Подписывайтесь на наш Telegram-канал @newsmakerlive. Там оперативно появляется все, что важно знать прямо сейчас о Молдове и регионе.



Хотите поддержать то, что мы делаем?

Вы можете внести вклад в качественную журналистику, поддержав нас единоразово через систему E-commerce от банка maib или оформить ежемесячную подписку на Patreon! Так вы станете частью изменения Молдовы к лучшему. Благодаря вашей поддержке мы сможем реализовывать еще больше новых и важных проектов и оставаться независимыми. Независимо от того, как вы нас поддержите, вы получите небольшой подарок. Переходите по ссылке, чтобы стать нашим соучастником. Это не сложно и даже приятно.

Поддержи NewsMaker!

Похожие материалы

Больше нет статей для показа
5
Опрос по умолчанию

Вам понравился наш плагин?

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: