Исполняющий обязанности премьер-министра Аурел Чокой объяснил депутатам, почему предложил ввести чрезвычайное положение в Молдове. Выступая на заседании парламента 31 марта, он рассказал, что накануне заслушал отчет минздрава об эпидемиологической ситуации в стране и понял, что у него «нет другого выхода». Чокой отметил, что в стране около 20 тыс. активных случаев коронавируса.
И. о. премьер-министра заявил, что эпидемиологическая ситуация в Молдове ухудшилась из-за увеличения числа случаев бессимптомных заболеваний.
«Отделения в интенсивной терапии переполнены […] Одна кровать освобождается, а на это место уже есть два кандидата. Врачи, которые год работают в интенсивной терапии, уже физически вымотаны», — сказал Чокой.
При этом, по его словам, даже если бы в стране открыли новые отделения и нашли койки, «не нашлось бы врачей». И за это Чокой решил «поблагодарить все правительства с 1990-х годов», которые «превратили в руины» системы образования и здравоохранения. «Сейчас мы пытаемся что-то построить из воды и глины», — добавил он.
Чокой также напомнил, что любые попытки ограничить работу рынков, школ или общественного транспорта заканчивались протестами и судебными исками.
«Вы можете решить: вводить ли ЧП, или мы продолжим выживать с несчастным правительством, которое четыре месяца находится в отставке. Все бросаются горячей картошкой и обвиняют то Чокоя, то госсекретарей, то минздрав», — подчеркнул Чокой.
Он подчеркнул, что у Национальной чрезвычайной комиссии в здравоохранении недостаточно полномочий, чтобы ввести жесткие карантинные меры.
На заседании 31 марта парламент решит, введут ли в Молдове чрезвычайное положения в связи с эпидемией коронавируса. Накануне с предложением ввести в стране ЧП выступило правительство. Парламентская юридическая комиссия уже успела одобрить идею кабмина. В документе тем не менее указан только предложенный срок введения ЧП — с 1 апреля по 30 мая 2021 года. За тем, как проходят дебаты вокруг новых ограничений — следите в нашей трансляции.