Совет по телерадио не уходит со скандалом. Как его члены пытаются уволить друг друга
5 мин.

Совет по телерадио не уходит со скандалом. Как его члены пытаются уволить друг друга

В Совете по телевидению и радио (СТР) разгорелся скандал. Член Совета Дорина Курник потребовала отставки главы СТР Драгоша Викола, обвинив его в том, что он пытается ее уволить, используя «опасную» статью Кодекса об аудиовизуале. Члены СТР, увольнения которых недавно потребовала премьер Майя Санду, называют эту статью «проблемой», а эксперты говорят, что она противоречит Трудовому кодексу.

Член СТР Дорина Курник на заседании Совета 5 августа потребовала отставки его главы Драгоша Викола. Она заявила, что Викол хочет ее уволить, поэтому она «срочно приехала». «Вы намеренно организовали марафон заседаний Совета, чтобы я нарушила 77 статью [Кодекса об аудиовизуальных услугах]. Это ненормально. К счастью, я смогла поменять билет и вернуться домой», — сказала Курник, которая находилась в отпуске и отдыхала за пределами страны.

Дело в том, что, согласно 77 статьи нового Кодекса об аудиовизуальных услугах, вступившего в силу с этого года, члена СТР можно уволить, если он «мотивированно или немотивированно отсутствует на семи заседаниях подряд». Курник взяла отпуск с 19 июля по 11 августа. С 19 июля в Совете прошло семь заседаний: два 19 июля, по одному 29 июля, 1 августа и 2 августа, а еще два заседания назначили на 5 августа. То есть, как считает Курник, если бы она пропустила эти заседания, могла лишиться должности.

Ее поддержала член СТР Вероника Кожокару, по словам которой, создается «некрасивый» прецедент. В беседе с NM Кожокару уточнила, что даже во время предвыборной кампании, когда работы было намного больше, заседания не проводили так часто.

За последний год Совет по телерадио действительно так часто не собирался. Обычно в месяц Совет проводил от одного до пяти заседаний.

Дорина Курник утверждает, что Викол устроил «марафон заседаний», чтобы ее уволить, но почему он решил отправить ее в отставку, она не знает. В беседе с NM Курник предположила, что это связано с тем, что она настаивала обсудить на заседании СТР вопрос продления лицензии Datina FM, так как, если Совет не продлевает лицензию в срок, она продлевается автоматически. При этом Курник признает, что только это вряд ли могло стать причиной.

Между тем глава СТР Драгош Викол опровергает обвинения Курник. «Каждый может потребовать моей отставки. Проблема состоит в том, что она говорит, что ей пришлось прервать отпуск, чтобы присутствовать на заседании. Она из-за этого обиделась, о чем сказала на заседании», — отметил Викол.

На вопрос, почему он назначил семь заседаний в течение двух недель, Викол ответил, что нет никаких норм на этот счет. «Есть вопросы, которые возникают, и их нужно решать. Можно было и 20 заседаний привести. Если бы [было желание ее таким образом уволить], можно было бы провести семь внеочередных заседаний», — сказал глава СТР, добавив, что Совет работает в ускоренном режиме, чтобы соответствовать ожиданиям общества.

Он также сказал, что Курник его не предупредила, что ее не будет в стране, и поэтому ей будет сложно присутствовать на заседаниях.

Собеседники NM в Совете по телерадио, которые настояли на анонимности, говорят, что не могут понять, с какой целью Викол так часто проводил заседания. Один из собеседников также отметил, что 77 статья Кодекса об аудиовизуальных услугах «сформулирована очень опасно». «У члена Совета есть право на 35 дней отпуска, в течение которых можно провести и семь, и гораздо больше заседаний. И получается, что, выйдя из законного отпуска, человек остается без работы», — сказал собеседник. Он также отметил, что даже если предположить, что так власти пытаются изменить ситуацию в СТР, то отставка одного члена совета ничего не решит: «Разве что уволить таким образом несколько человек и сделать Совет нефункциональным».

А вот исполнительный директор Ассоциации независимой прессы Петру Маковей считает, что, даже если бы Викол и хотел уволить Курник, то вряд ли смог бы, так как, согласно Трудовому кодексу, работника нельзя уволить, если он официально находится в отпуске.

Адвокат Роман Аронов в беседе с NM отметил, что отпуск — это «отдельный сегмент законодательства», который не имеет отношения к мотивированному или немотивированному отсутствию. «Если человек находится в отпуске, это нельзя квалифицировать как мотивированное или немотивированное отсутствие. Отпуск регламентируется отдельным законом и стоит особняком. Мотивированное отсутствие  — это может быть командировка, если он был в отпуске и заседание было хоть 20 раз, это не может стать причиной для увольнения», — отметил Аронов.

В июле отставки членов КСТР потребовала сначала парламентская комиссия по культуре, просвещению, исследованиям, спорту и СМИ, а затем премьер-министр Майя Санду, которая побывала на заседании СТР. «Вы знаете, что независимые СМИ — это одна из основ демократических процессов. Не обижайтесь, но в последние недели, когда страна начала освобождаться от олигархического режима, мы все увидели, что тут у вас не было особых попыток освободиться от этого режима. Я не говорю о том, что было в прошлом. Речь о том, что происходит сейчас. Члены этого совета не справляются со своими обязанностями, поэтому я тут — чтобы попросить вас подать в отставку», — заявила Санду. Однако никто из членов СТР в отставку не подал.

Отметим, согласно закону, члены Совета по телерадио (в него входят девять человек) должны быть политически независимыми. Нынешних членов Совета назначили в период правления Демпартии, когда Совет фактически был подконтролен демократам. При этом власти не могут уволить членов и главу СТР.

Ранее, отметим, всех членов СТР назначал парламент. В новом Кодексе об аудиовизуале эту процедуру изменили. Теперь двух членов Совета назначает парламент, одного — президент, одного — правительство, а еще пять выбирают от гражданского общества. Уволить члена Совета довольно сложно. Кроме вышеназванной причины, член Совета может лишиться должности из-за обвинительного приговора суда с окончательным решением, утраты гражданства Молдовы, работы в другом месте (кроме преподавания или научной деятельности) или смерти. Членов СТР назначают на шесть лет.

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: