В парламенте прошли вторые общественные дискуссии по проекту демократов об одномандатной избирательной системе. В этот раз говорили об особенностях голосования за рубежом и в Приднестровье. Автор законопроекта Сергей Сырбу предложил не учитывать на выборах жителей Левобережья. За это его раскритиковали участники дискуссий, в том числе лояльные Демпартии. Между тем на вторых дебатах все активнее поднимался вопрос смешанной системы выборов, идею перехода к которой демократы высказывали ранее.
Вторые общественные дискуссии по одномандатной системе прошли в среду, 5 апреля, и продлились более трех часов. В них участвовали несколько десятков человек, в том числе спикер парламента Андриан Канду, демократ Сергей Сырбу, а также эксперты, представители НПО и этнических меньшинств.
Депутаты-либералы, коммунисты и либерал-демократы, ранее раскритиковавшие инициативу демократов, мероприятие проигнорировали. По-прежнему бойкотировали дискуссии и наиболее рейтинговые непарламентские партии: «Платформа Достоинство и правда», «Действие и солидарность» и «Наша партия», выступившие ранее категорически против изменения избирательной системы. Журналистов на дебаты не пустили, для них организовали видео трансляцию.
Открывая дискуссию, Сырбу рассказал, как при одномандатной системе предлагается формировать избирательные округа и проводить голосование за рубежом. По его словам, ЦИК должен будет сформировать 101 избирательный округ, в том числе в Приднестровье и за рубежом. Их необходимо создавать по территориально-демографическому принципу.
При формировании избирательных округов за рубежом, пояснил Сырбу, нужно учитывать данные дипломатических миссий, предварительную регистрацию и число избирателей, участвовавших в прошлых выборах. Избирательные округа надо формировать за 90 дней до выборов.
Говоря о Приднестровье, Сырбу отметил, что рассматривает его как регион Молдовы, «поэтому процесс формирования избирательных округов там будет аналогичным». Но тут же добавил, что в Приднестровье пока невозможно провести выборы. «Для нас нет разницы, но есть транзитный период. Выборы можно будет проводить, когда Кишинев получит конституционный контроль над территорией. Сейчас нет жизнеспособных решений, как можно организовать выборы в Левобережье», — сказал демократ.
Против этого высказался советник премьер-министра по безопасности Михай Годя. «Там есть 20-30 тыс. человек, которые традиционно участвуют в выборах. Я не вижу никакой трагедии, если кто-то из Дубоссар или Каменки станет депутатом по одномандатной системе», — сказал Годя. Он также отметил, что необходимо найти решение для голосования мигрантов, так как граждане, находящиеся за рубежом, одновременно будут внесены в списки округов по месту прописки в Молдове.
В том, что касается Приднестровья, Годю поддержал пресс-секретарь Демпартии Виталий Гамурарь, по словам которого, отказ от проведения выборов на левом береге Днестра не может быть оправдан тем, что Кишинев не контролирует эту территорию.
Директор программ Promo-LEX Павел Постикэ также раскритиковал намерение исключить из электорального процесса жителей Приднестровья, назвав это антиконституционным. Постикэ, кроме того, отметил, что одномандатная система устарела и не используется в большинстве стран ЕС.
Против исключения приднестровцев из голосования выступил и политаналитик Роман Михаеш, обычно поддерживающий демократов. Он отметил, что на Украине есть закон о признании Крыма оккупированной территорией. «У нас нет такого закона, мы в процессе переговоров в формате «5+2», и обязаны провести выборы там, где это возможно», — сказал Михаеш. По его мнению, это можно сделать в Бендерах и шести-семи селах Левобережья, подконтрольных Молдове.
Депутат парламентского большинства Валериу Гилецкий, в свою очередь, призвал признать, что у Молдовы есть территория замороженного конфликта, на которой нельзя открыть избирательные участки. «[Что касается голосования диаспоры], можем предложить им три-четыре места в парламенте. Но тут тоже нужно понимать, что есть диаспора на Западе, есть на Востоке. Плюс они постоянно мигрируют — сегодня в Италии, завтра в Португалии» — сказал Гилецкий, добавив, что с этим возникнут сложности.
Между тем во время вторых общественных дискуссий по одномандатной системе стали активнее говорить о смешанной. В частности, в пользу последней выступил бывший вице-мэр Оргеева Игорь Григорьев. «Есть закон о политических партиях. Как и в прошлый раз, я выступаю за смешанную систему. Мандаты нужно распределять по территориальному принципу: есть 32 района, Гагаузия, Бельцы, Кишинев с пятью секторами, есть Приднестровье с пятью районами и двумя муниципиями. Получается 46 мандатов, а остальные нужно распределять по партийным спискам. Так мы будем развивать партийность», — сказал Григорьев.
Сопредседатель Координационного совета этнокультурных организаций Николай Терзи (представляет гагаузов) также высказался за смешанную систему. «Наше общество готово к переменам. Процесс запущен при всех рисках. Кто-то говорит, что риск существуют только для оппозиции, но он есть даже для власти. Все страны экспериментируют. Исходя из необходимости не давать партиям деградировать, а также возможностей диаспоры и Приднестровья участвовать в выборах, думаю, что смешанная система была бы более предпочтительной», — сказал Терзи. Он также выступил за то, что у Гагаузии должны быть свои представители в парламенте.
Сергей Сырбу, отвечая на критику его утверждения о невозможности участия в выборах приднестровцев, сказал, что их места можно зарезервировать, и их никто не будет занимать.
Спикер Андриан Канду, подведя итоги дискуссий, сказал, что в следующий раз будет обсуждаться предусмотренный проектом императивный мандат, а также вопрос, не касающийся избирательной системы: медиатизация кампании и ее финансирование.
Директор центра политического анализа Politicon Анатол Цэрану считает, что критика положений законопроекта, которая звучит во время организованных властями дискуссий, не случайна. «Это возможность создать иллюзию мифического обсуждения. Чтобы в обществе утвердилось мнение, что итоговое решение стало результатом общественного обсуждения. Что поле обсуждения был достигнут консенсус не только среди оппозиции, но и внутри Демпартии», — пояснил эксперт. Он считает, что в итоге власть «прислушается» к мнению общественности и остановится на смешанной системе, по которой и пройдут следующие выборы.