Максим Андреев, NewsMaker

Столичный бюджет приняли с третьей попытки


Кишиневский мунсовет принял сегодня в первом чтении проект муниципального бюджета на 2015 год, отклоненный дважды на прошлых заседаниях. При этом документ не претерпел никаких изменений. За проект проголосовали 45 советников из 51, в том числе коммунисты, ранее утверждавшие, что заложенные в документе цифры доходов-расходов мало соотносятся с реальностью.

Проект бюджета был принят советниками в первом чтении практически без обсуждений: ушло на это не более пяти минут. Один из высокопоставленных чиновников мэрии сказал NM на условиях анонимности, что мэр Дорин Киртоакэ, как и в прошлые годы, вновь сумел «договориться» с коммунистами по бюджету. При этом он не смог сказать, на каких условиях была достигнута договоренность.

Первый раз, напомним, проект был вынесен на обсуждение мунсовета 13 ноября. Тогда советники даже не стали его обсуждать, заявив, что документ не был рассмотрен и не получил заключение двух комиссий мунсовета, в том числе профильной — по бюджету и финансам.

newsmaker.md/rus/novosti/munsovet-zaymetsya-dohodami-i-rashodami-4065

 

Второй раз проект был отклонен и отправлен на доработку в мэрию 4 декабря — за это решение проголосовали 26 советников из оппозиционных фракций и независимые. Коммунисты, в частности, назвали нереальными заложенные в документе цифры, особенно по местным налогам и сборам. Они напомнили, что в этом году недобор по этим статьям уже составил 37,9 млн леев.

Советники порекомендовали финансовому управлению мэрии «более серьезно отнестись к составлению документа», отметив, что ежегодно мэрия сталкивается с недобором средств, что приводит к пересмотру бюджета несколько раз за год.

newsmaker.md/rus/novosti/stolichnomu-byudzhetu-vnov-dali-ot-vorot-povorot-5326

 

Согласно подготовленному мэрией проекту бюджета, напомним, доходы и расходы Кишинева в 2015 году составят 2,839 млрд леев и 3,139 млрд леев соответственно. Более половины основных доходов будут получены за счет трансфертов из госбюджета (на зарплаты бюджетникам) — 1,42 млрд леев, а также за счет поступлений от налога на доходы физических лиц — 809 млн леев. Расходы, согласно проекту, составят 3,139 млрд леев. При этом почти 60% этой суммы составят социальные расходы (зарплаты в сфере образования, здравоохранения и культуры, социальное страхование и помощь).

В качестве источника покрытия 300 млн леев бюджетного дефицита мэрия предлагает использовать средства от приватизации муниципальной собственности (57,27 млн леев) и внешнюю помощь (281 млн леев).

Бюджет на 2014 год мунсовет принял в окончательном чтении 30 января этого года.

 

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Похожие материалы

4
Опрос по умолчанию

Вам понравился наш плагин?

Igor Cecan / NewsMaker

Почему журналисты боятся критиковать PAS? Amnesty International о свободе слова в Молдове

Власти Молдовы используют угрозы национальной безопасности и российскую дезинформацию как предлог для ограничения свободы слова и закрытия СМИ в обход судов. Эти действия не только вызывают вопросы с точки зрения международного права, но и породили «токсичную культуру самоцензуры», когда даже лояльные журналисты боятся критиковать правящую партию из-за риска потерять финансирование. Об этом говорится в новом отчете правозащитной организации Amnesty International, обнародованном 17 ноября. NM рассказывает, какие проблемы со свободой слова в Молдове выявили правозащитники.

Использование угрозы пропаганды для оправдания ограничений

Основная критика авторов отчета сконцентрирована на том, что власти Молдовы, реагируя на реальные угрозы, используют меры, которые нарушают международные стандарты свободы слова. При этом правозащитники признают, что власти Молдовы столкнулись с реальными угрозами национальной безопасности, особенно после вторжения России в Украину. Эти угрозы включают «враждебное внешнее влияние», особенно со стороны российских государственных СМИ, а также дезинформацию и пропаганду.

В то же время, по мнению Amnesty International, ответные меры властей вызывают «серьезные вопросы» относительно их законности, необходимости и пропорциональности. Власти оправдывают свои действия необходимостью «импровизировать» против угроз со стороны России и называют их «мерами военного времени». В отчете цитируется Венецианская комиссия, которая, признавая реальность «информационной безопасности», предупредила, что принятые в Молдове меры (в частности, поправки к Кодексу аудиовизуальных медиауслуг) не соответствуют требованию пропорциональности. Новое законодательство подверглось критике за использование чрезмерно ограничительных и размытых формулировок (например, «пропаганда военной агрессии», «экстремистский контент»), которые создают риск произвольного применения и «сдерживающий эффект» для СМИ.

Закрытие медиа и внесудебные меры

Особую озабоченность правозащитников вызывает тот факт, что власти создали и использовали механизмы для приостановки лицензий СМИ в обход стандартных правовых процедур и без судебного контроля. После 24 февраля 2022 года парламент наделил Комиссию по чрезвычайным ситуациям полномочиями вводить «особые правила» для СМИ.

Действуя по представлению Службы информации и безопасности (СИБ), Комиссия по ЧС приостановила лицензии на вещание более демятка телеканалов (шести в декабре 2022 года и еще шести в октябре 2023 года). Критики, включая организации гражданского общества, осудили этот подход как ограничение свободы без соблюдения надлежащей правовой процедуры. Когда одно из решений Комиссии по ЧС было оспорено, суд лишь подтвердил полномочия комиссии, но не рассматривал необходимость и пропорциональность самой меры.

Когда в декабре 2023 года истек срок действия режима чрезвычайной ситуации, власти «неожиданным и произвольным» образом ввели постоянный механизм ограничений. Поправку внесли в законопроект, не связанный со СМИ, что помешало общественному обсуждению. Этот новый закон наделил Совет продвижения инвестиций внесудебными полномочиями приостанавливать или отзывать лицензии частных теле- и радиоканалов.

Основанием служат «обоснованные подозрения» в том, что «конечные бенефициары» компаний, владеющих теле- и радиоканалами, причастны к деятельности, угрожающей госбезопасности. Этот механизм, как и предыдущий, позволяет применять санкции без предварительного судебного надзора. Как минимум 18 каналов попали под действие этого закона.

По мнению опрошенных журналистов, эти приостановки не были прозрачными и создали «опасный прецедент», при этом оказались неэффективными, поскольку каналы просто переместили свой контент на другие платформы, например, в YouTube.

Самоцензура

Произвольный характер закрытия СМИ и расплывчатость законов привели к росту «токсичной культуры самоцензуры». В отчете правозащитников подчеркивается, что этот эффект затрагивает не только пророссийские или оппозиционные, но и проевропейские СМИ.

Представители проевропейских изданий сообщили Amnesty International, что вынуждены «проявлять осмотрительность», когда критикуют правящую партию или анализируют ее действия. Глава Центра журналистских расследований Корнелия Козонак пояснила: «Нынешние власти не хотят, чтобы их допрашивали или расследовали… А мы, журналисты, с осторожностью относимся к политической альтернативе, и поэтому прощаем им больше, чем ранее кому-либо предыдущему правительству».

Наиболее серьезными являются утверждения о неформальном давлении. Три отдельных источника в СМИ сообщили Amnesty, что недовольство членов правящей партии может привести к потере доступа к внешнему грантовому финансированию. Источники утверждали, что их СМИ обещали «бесперебойное финансирование» в обмен на позитивное освещение проевропейской повестки дня правящей партии.

Гагаузия и Приднестровье

Правозащитники также отметили, что в медиапространстве Гагаузии доминирует пророссийский дискурс. Независимые СМИ сталкиваются с преследованиями. Местные власти пытаются ввести собственные правила лицензирования, которые противоречат национальному законодательству и создают дополнительные барьеры.

Авторы отчета также отмечают, что в регионе, оккупированном Россией (Приднестровье), свобода СМИ «практически отсутствует». Любая критика де-факто властей Приднестровья или «миротворческой миссии» России криминализирована. Журналисты из Молдовы не могут там свободно работать; их задерживают, допрашивают и заставляют удалять материалы.

Журналисты, расследующие деятельность пророссийских партий (таких как партия «Шор»), сталкиваются в Приднестровье с преследованиями в интернете и прямыми угрозами убийства. Авторы отчета критикуют власти за неспособность эффективно расследовать эти угрозы.

Amnesty International призывает власти Молдовы привести национальное законодательство в соответствие с международными обязательствами, прекратить практику внесудебных ограничений СМИ и обеспечить защиту журналистов от угроз и преследований.


Подписывайтесь на наш Telegram-канал @newsmakerlive. Там оперативно появляется все, что важно знать прямо сейчас о Молдове и регионе.



Хотите поддержать то, что мы делаем?

Вы можете внести вклад в качественную журналистику, поддержав нас единоразово через систему E-commerce от банка maib или оформить ежемесячную подписку на Patreon! Так вы станете частью изменения Молдовы к лучшему. Благодаря вашей поддержке мы сможем реализовывать еще больше новых и важных проектов и оставаться независимыми. Независимо от того, как вы нас поддержите, вы получите небольшой подарок. Переходите по ссылке, чтобы стать нашим соучастником. Это не сложно и даже приятно.

Поддержи NewsMaker!
Больше нет статей для показа
4
Опрос по умолчанию

Вам понравился наш плагин?

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: