Отстраненный от должности генеральный прокурор Александр Стояногло 26 января рассказал, что подал заявление на имя и. о. генпрокурора с требованием прекратить преследование государственных лиц, без доказательств обвиняя их в незаконном обогащении. Стояногло отметил, что передал обращение в Антикоррупционную прокуратуру, Высший совет прокуроров, Высшую судебную палату, Высший совет магистратуры и в Союз адвокатов Молдовы.
«Под предлогом борьбы с коррупцией совершаются серьезные злоупотребления. Сегодня мы направили обращение временному руководству Генеральной прокуратуры с просьбой прекратить незаконную практику преследования государственных лиц, используя уголовное преследование за незаконное обогащение», — сказал Стояногло.
Он также сообщил, что 24 ноября 2022 года Конституционный суд вынес решение о неприемлемости ходатайств на основании исключительного случая неконституционности статьи 330² Уголовного кодекса — незаконное обогащение.
Стояногло подчеркнул, что постановления и решения Конституционного суда обязательны для всех.
Он отметил, что «до сих пор Генеральная прокуратура не дала методические указания прокурорам о ведении этой категорий дел».
«Это привело к неравномерному и неправомерному толкованию и применению закона прокурорами в уголовных процессах и серьезным и непоправимым нарушениям основных прав и свобод человека», — сказал Стояногло.
«Мы обратились к и. о. генпрокурора, который по закону отвечает в государстве и за политику в области ведения уголовных дел, и за законность работы прокуратуры, с просьбой прекратить беззаконие, которое происходит в прокуратуре под ложным и популистским предлогом борьбы с коррупцией — бездоказательное преследование за незаконное обогащение. Требуем вернуться к законным рамкам, честно, правильно и добросовестно интерпретируя и применяя закон», — добавил Стояногло.
Стояногло привел в пример обвинения судьи Высшей судебной палаты (ВСП) Тамары Кишкэ-Доневой, на которую, по словам Стояногло, завели дело за участок земли стоимостью 50 тыс. леев, тогда как она законно получает в год более 1 млн леев. Позже с нее сняли обвинение из-за недостаточных доказательств.
«Но никто не говорит, что дело против нее завели, чтобы устранить с должности вице-председателя ВСП. Я уверен, что у нас сотни таких дел. Прежде чем завести уголовное дело, нужно, чтобы были на то основания и хотя бы доказательства. А у нас заводят дела, а потом ищут доказательства», — сказал Стояногло.
Стояногло заявил, что передал это обращение иностранным партнерам по развитию и дипломатическому корпусу, аккредитованному в Молдове.
***
В 2021 году против генпрокурора Молдовы Александра Стояногло завели пять уголовных дел. К этим пяти впоследствии добавились еще несколько, а часть из них уже передали в суд.