Лидер Либерально-демократической партии (ЛДПМ) Владимир Филат выступил с обращением к обществу, приурочив его к истечению пяти месяцев своего пребывания под стражей. Обращение опубликовано на его странице в Facebook. Филат высказался о том, почему его арестовали и почему было отправлено в отставку правительство Валериу Стрельца, а также о расколе в ЛДПМ, позиции лидера либералов Михая Гимпу, своем будущем и роли во всем этом первого зампреда Демпартии Владимира Плахотнюка.
О цели ареста
Сегодня исполняется пять месяцев с того дня, когда на меня надели наручники (15 октября 2015 года — NM). Ровно пять месяцев назад, в день ареста я заявил, что все является исценировкой, что мое задержание является частью плана, продуманного до мелочей. Настоящей его целью является полный захват власти в Молдове.
Об отставке Дрэгуцану
Все началось с отставки [главы Нацбанка] Дорина Дрэгуцану, о которой он объявил [21 сентября 2015 года] после встречи со своим фином тет-а-тет в отеле NOBIL [отель принадлежит Владимиру Плахотнюку — NM].
Об отставке правительства Валериу Стрельца
После того, как меня полностью изолировали, было отправлено в отставку правительство Стрельца. Кто-то еще помнит, за что? По подозрению в коррупции — вроде так кричал с парламентской трибуны Мариан Лупу — пресс-секретарь партии, которой руководит Плахотнюк. После таких обвинений должно было что-то последовать. Следствие, к примеру. Хотя бы так, для виду. Что последовало? Ничего. Ничего и не могло быть. Потому что всем ясно — это был надуманный предлог.
О расколе в ЛДПМ
Моя изоляция привела, как и ожидалось, к расколу во фракции. Некоторых депутатов ЛДПМ шантажировали (помните, дорогие коллеги, как плакались мне в жилетку, что на вас давят… кстати, вы решили проблемы?), других купили. В итоге Молдова стала полностью захваченным государством.
О судебных заседаниях
Самое большое шоу, когда-либо организованное в парламенте, когда мой арест транслировался в прямом эфире, продолжилось на судебных заседаниях, которые проходят в потемках, за закрытыми дверями и с прессой, охраняемой автоматчиками в масках.
Я несколько раз просил сделать процесс публичным, чтобы каждый из вас узнал правду, услышал и увидел так называемые доказательства, заикание [проходящего по делу свидетелем Илана] Шора, опущенные глаза судей. Однако прокуроры продолжают нарушать закон, следуя указаниям патрона с улицы Кантемира (на ней расположено офисное здание Плахотнюка Global Business Centre — NM): все должно проходить за закрытыми дверьми.
О роли гражданского общества
Тот факт, что процесс не является публичным, доказывает политический характер моего дела. Дела, которое преследует единственную цель: мое уничтожение и уничтожение ЛДПМ. Я обращаюсь к гражданскому обществу. Требуйте транспарентности. Не позволяйте делам общественной важности проходить во тьме. Тьма — это то место, где Плахотнюк чувствует себя как рыба в воде.
О своем будущем
Я продолжу бороться. Буду пытаться доказать свою невиновность, несмотря на то, что мне нашептывают, что приговор уже вынесен. Буду пытаться передавать сообщения, хотя за каждым моим шагом строго наблюдают, а переписку проверяют. Любая информация, которую я хочу сделать публичной, попадает сначала на улицу Кантемира.
О Михае Гимпу
И в конце вопрос самому главному борцу за правду. Господин Гимпу, не вы ли говорили, что и с дерева не спуститесь, пока Шор не будет арестован? Слышал я, что вы все-таки спустились и попали прямиком в карман Плахотнюка. Как там? Тепленько и хорошо?
Об условиях содержания
После любой попытки что-то сообщить на волю, условия моего содержания резко ухудшаются. Конечно, под законными предлогами. Например, у меня проводятся внезапные обыски. Или, с учетом права на 20 минут телефонных переговоров в неделю, меня ставят перед выбором: говорить с больной матерью или услышать голос моего годовалого ребенка. И все потому, что охраннику сложно набрать два номера. Думаю, скоро в мою камеру посадят опасного рецидивиста, как это уже ранее случалось. Для того, чтобы я думал о том, что говорить дальше. Но то, что тебя не убивает, делает тебя сильнее. Кажется, так говорят философы. И пока что я жив.
Владимир Филат был задержан 15 октября прошлого года, на основании ордера, выданного Национальным центром по борьбе с коррупцией, после того как парламент принял решение лишить депутата иммунитета. 18 октября суд сектора Буюканы выдал ордер на 30-дневный предварительный арест бывшего премьер-министра, после чего суд неоднократно удовлетворял запросы прокуроров о продлении ареста. Филата обвиняют в пассивной коррупции и извлечении выгоды из влияния. Ему грозит до 15 лет тюрьмы.