Инициатива лидера Демпартии Владимира Плахотнюка закрепить в Конституции вектор на евроинтеграцию придала новый импульс геополитической полемике. Социалисты заявили о приверженности курсу на Евразийский союз, а президент Игорь Додон не исключил, что инициирует референдум о внешнеполитическом векторе. Эксперты говорят, что практического результата от эпопеи с конституционным закреплением внешнеполитического курса не будет, зато об этом можно говорить до самых парламентских выборов, на которых молдавские политики по традиции разыгрывают геополитическую карту.
Предложение, от которого нельзя отказаться
Представляя свою инициативу, Владимир Плахотнюк объяснил ее необходимость тем, что так Молдова продолжит интегрироваться в ЕС независимо от того, кто будет находиться в республике у власти.
Однако даже если такие изменения внесут в Основной закон, говорить о необратимости евроинтеграции было бы преувеличением. «Закрепят определенный внешнеполитическая курс, который сложнее будет изменить. То есть речь идет не о невозможности изменений, а о неком дополнительном уровне сложности», — сказал в беседе с NM адвокат Виталий Нагачевский.
В принципе, добавил он, нет такого юридического замка, который бы человек не смог открыть, потому что он же его изобрел.
Так, если на следующих парламентских выборах конституционное большинство получат пророссийские силы, которые захотят денонсировать Соглашение об ассоциации с ЕС, сначала им надо будет изменить Конституцию. То есть исключить оттуда то, что сейчас собираются включить демократы.
Сейчас же, судя по всему, расчет на то, что инициатива демократов станет предложением, от которого проевропейская оппозиция (парламентская и непарламентская) не может отказаться. И тем самым примет политическую повестку выгодную властям.
Поправки в Конституцию вносятся двумя третями голосов депутатов. У Демпартии нет конституционного большинства. Тем не менее депутат от ДПМ Сергей Сырбу уверен: «Нет никаких причин, чтобы эту инициативу не поддержали оппозиционные парламентские партии». Причем демократы, по его словам, намерены убедить каждого и рассчитывают на поддержку всех депутатов парламента.
На вопрос NM, планируют ли демократы параллельно подавать заявку на вступление в ЕС, депутат ответил, что пока усилия сконцентрированы на выполнении Соглашения об ассоциации. В апреле прошлого года, напомним, тогда еще лидер ДПМ Мариан Лупу заявлял, что такую заявку Молдова подаст во второй половине 2019 года. В июле этого года спикер Андриан Канду говорил о готовности Молдовы подать заявку на вступление уже в 2018 году.
Директор центра политического анализа Politicon Анатол Цэрану считает, что демократы «резонно могут рассчитывать на поддержку конституционного большинства». Для изменения Конституции, отметим, нужно 68 голосов. Партии, однозначно выступающие за прозападный вектор, сейчас представлены 71 депутатом. «Либералам и либерал-демократам будет очень тяжело отказаться голосовать за предлагаемую поправку и аргументировать такое решение», — подчеркнул Цэрану.
Кроме того, по его словам, эта инициатива «идеально ложится на электоральное поле». «Благодаря ей ДПМ присваивает статус самой проевропейской партии Молдовы. Более того, эта инициатива может послужить центральным тезисом предвыборной программы. Имея в своей программе такой посыл, ДПМ вполне может рассчитывать на достаточно большое число голосов», — полагает эксперт.
Он считает, что так ДПМ может рассчитывать и на электорат правых оппозиционных партий. «Такой ход — мощный электоральный стимул. Его позитивный эффект за пределами Молдовы вторичен», — отметил Цэрану.
Пересмотр Конституции — процесс довольно длинный. Как заверил NM депутат от Демпартии Сергей Сырбу, все будет сделано с соблюдением процедуры. «Сначала мы инициируем консультации по этому вопросу, выслушаем мнения экспертов, тщательно изучим вопрос, подготовим документ и направим его в КС», — сообщил демократ.
Проекты конституционных законов представляют парламенту только вместе с заключением Конституционного суда (КС), принятым не менее чем четырьмя судьями. При этом парламент вправе принять закон о внесении изменений в Конституцию не ранее чем через шесть месяцев после представления предложения.
Это дополнительный бонус для демократов, — считает исполнительный директор ассоциации ADEPT, политолог Игорь Боцан. На ближайшие полгода, как минимум, главным в политической повестке будет обсуждение изменения Конституции. Этому будут активно противостоять президент и Партия социалистов (ПСРМ). «На этом фоне обсуждение возврата миллиарда и расследования его кражи, уровня жизни, — все это, по их замыслу, должно отойти на второй план. Разве из-за изменения Конституции суды начнут работать по европейским стандартам?» — задается вопросом политолог.
«Игра в четыре руки»
Сразу после того, как демократы объявили о своих планах, в полемику с ними вступила Партия социалистов. Пропрезидентская партия заявила, что заблокирует инициативу пересмотра Конституции. Хотя 24 депутата-социалиста не могут заблокировать принятие парламентом конституционных законов.
В ПСРМ также заявили о своей приверженности противоположному внешнеполитическому вектору — курсу на интеграцию в Евразийский союз. Игорь Додон, в свою очередь, предупредил, что если демократы будут настаивать, он инициирует референдум о внешнеполитическом и геополитическом векторе Молдовы. «И поверьте, это будет не евроинтеграция», — добавил он.
Политический аналитик Виктор Чобану считает, что инициатива Плахотнюка и незамедлительно последовавшая реакция на нее президента — продолжение «игры в четыре руки».
Эта инициатива, продолжил он, вполне укладывается в рамки последовательной стратегии разделения общества. «В рамках виртуальной борьбы между ДПМ и ПСРМ обществу как бы пытаются показать, что идет некая битва титанов, и всем остальным нет места в политической повестке. Происходит это в условиях, когда общество разделено на два лагеря — пророссийский и проевропейским с небольшим перевесом то в одну, то в другую сторону. Все это не более чем игра в четыре руки», — сказал он в беседе с NM.
Поэтому, считает эксперт, такая инициатива неприменима к нынешней молдавской реальности. «Да, подобные положения закреплены в конституциях многих стран Евросоюза, включая балтийские страны. Но сделано это было на основе консенсуса в обществе. В Румынии, например, в 1995 году все парламентские партии подписали Снаговскую декларацию», — напомнил эксперт.
Примеры попыток конституционного закрепления внешнеполитического курса есть и среди стран «Восточного партнерства». Так недавно в Конституции Грузии внесли пункт о евроинтеграции. Новый проект Основного закона, правда, пока не вступил в силу.
Инициатива Плахотнюка, уверен Чобану, направлена преимущественно на «внешнее потребление». «На внутреннем поле Плахотнюк чувствует себя достаточно комфортно, у него есть административный и медийный ресурсы, он даже протестов не боится. А вот от европейских партнеров поступают негативные сигналы. Молдова не получит от ЕС €27 млн бюджетной помощи на реформы в юстиции, другую помощь, судя по всему, тоже заморозят. Поэтому он пытается запрыгнуть на подножку последнего вагона, демонстрируя США свою прозападную позицию», — отметил Чобану.
Политолог Игорь Боцан считает, что социалисты и демократы начали «повышать ставки», так как наличие тандема становится все более явным. «Чтобы показать, что эта борьба — не имитация, им приходится повышать ставки. Дошли уже до предела — [перекройки] Конституции», — отметил он.
В этой связи, подчеркнул Боцан, интересна и реакция Евросоюза на инициативу. «Они всегда говорили, что ЕС — это союз добровольный. Они скажут: «Ребята, это союз, в который граждане стремятся по своим убеждениям, а не потому что их кто-то обязывает это сделать». Подобные инициативы нужно выдвигать, чтобы успокоить общество, а не, наоборот — раскалывать и усиливать противостояние», — отметил эксперт.
У этой игры в противостояние, по его словам, должно быть логическое завершение. «Утвердят, предположим, демократы закон об изменении Конституции. Но Додон его не промульгирует, иначе это будет его политическое самоубийство. Президент скажет, что нужно провести референдум. А ведь это с учетом настроений в обществе — западня для демократов. Весьма интересно, чем это все закончится. В любом случае, это приблизит нас к развязке», — подвел итог Боцан.