Ровно два года назад, утром 6 сентября 2018 года, сотрудники СИБ задержали и увезли в неизвестном направлении семь сотрудников сети молдавско-турецких лицеев Orizont. Позже без суда и следствия их выслали из Молдовы в Турцию, где теперь все они отбывают длительные тюремные сроки за преступления, которые, судя по всему, никогда не совершали. Спустя два года в «деле турецких учителей» только один обвиняемый — бывший глава СИБ Василий Ботнарь, общество так и не получило ответа на вопрос, с чем было связано фактическое похищение просителей убежища, а семьи похищенных так и не добились справедливости в суде.
О странном задержании семи сотрудников сети молдавско-турецких лицеев Orizont утром 6 сентября 2018 года сообщила тогдашний директор Amnesty International в Молдове Кристина Перетятку. С этого момента NM был на связи с правозащитниками и членами семей тех, кого задержали. Несколько часов корреспондент NM вместе с представителем правового центра адвокатов провела в аэропорту Кишинева, пытаясь выяснить хоть какую-то информацию о местонахождении учителей, но ее не было.
Молдова опустилась за Orizont. О высылке турецких учителей и угрозе их жизни на родине. Главное
Из Молдовы — в тюрьму. Пять вопросов о законности депортации турецких учителей
Семьи высланных 7 сентября 2018 года еще надеялись на то, что учителей можно вернуть, так как об их местонахождении ничего не было известно. Вместе с учениками и их родителями они проводили акции протеста у зданий парламента и СИБ.
Спустя почти неделю после «депортации» из Молдовы семи сотрудников молдавско-турецкого лицея Orizont власти Молдовы так и не сообщили официально, куда их выслали, и где они находятся. Со слов адвокатов семей, стало известно, что все они находятся в турецких тюрьмах, куда их поместили сразу по прилету.
Ушедшие за Orizont. Кто они — семь турецких учителей, депортированных из Молдовы
Дело «турецких учителей» поставило своеобразный политический диагноз режиму, существовавшему тогда в Молдове. Высылка семи сотрудников Orizont заставила говорить о Турции не только как об одном из экономических партнеров Молдовы, но и как о новом ориентире внешней и внутренней политики. Эксперты отмечали, что система власти в Молдове все больше походила на авторитарный режим, выстроенный турецким президентом Реджепом Тайипом Эрдоганом. В кулуарах говорили о том, что высылка учителей стала то ли подарком к визиту Эрдогана в Молдову, который состоялся 17-18 октября 2018 года, то ли условием, без выполнения которого этого визита не было бы.
В сентябре 2019 года у прокуратуры, которая завела уголовное дело по факту высылки турецких учителей, все еще не было имен обвиняемых. На время следствия от должности отстранили главу Бюро по миграции Ольгу Поалелунжь, которая заявляла, что Бюро не имеет отношения к высылке учителей, хотя, спустя несколько дней после высылки, в сети появились документы на высылку, подписанные Поалелунжь.
Отметим, что только 2 августа 2019 года, после того как 11 июня 2019 года Европейский суд по правам человека опубликовал решение по делу турецких учителей лицея Orizont, прокуратура завела уголовное дело. Власти Молдовы были признаны виновными в нарушении прав учителей на свободу и неприкосновенность, а также на уважение семейной жизни. В решении особо подчеркивалась незаконность действий Службы информации и безопасности, а также Бюро по миграции и убежищу.
Дело о высылке турецких учителей: главу Бюро миграции и убежища Поалелунжь отстранили от должности
Спустя год о высылке учителей было известно не много. К информации о том, что без решения суда их отправили специальным чартерным рейсом прямиком в Турцию, где сразу распределили по тюрьмам разных городов, добавилась информация о том, какие тюремные сроки они получили.
За Orizont. Почему спустя год после высылки из Молдовы турецких учителей за это никто не ответил
В феврале 2020 года главу Бюро по миграции Ольгу Поалелунжь освободили от ответственности по делу «турецких учителей» и она смогла вернуться к прежней работе. Генпрокурор Александр Стояногло сообщил, что дело передано в суд и в нем один обвиняемый — бывший глава СИБ Василий Ботнарь.
Стояногло пояснял, что в ходе следствия выяснилось, что СИБ произвольно провел процедуру экстрадиции, а руководство Бюро миграции «не проинформировали о том, как пройдет вывоз [из Молдовы] учителей».
Генпрокурор также отметил, что в деле есть доказательства, которые подтверждают, что СИБ взял на себя ответственность за высылку и задержание турецких учителей «без письменного запроса от Бюро миграции или согласия на сотрудничество». Стояногло, однако, не объяснил, почему Поалелунжь заявляла, что не имеет отношения к высылке учителей и ничего об этом не знала, но подписывала документы на высылку.
Молдова не просто не смогла защитить турецких учителей, как говорит генпрокурор. Эту ошибку уже невозможно исправить: не получится вернуть этих людей их семьям из турецких тюрем. Но Молдова даже не смогла наказать всех виновных.
Единственного обвиняемого по этому делу Василия Ботнаря судят в закрытом режиме. Прокуроры отказываются называть даже даты судебных заседаний, а сам Ботнарь находится на свободе.
В то же время остаются вопросы о том, как в деле о такой скоординированной незаконной операции может быть только один обвиняемый? Кто-то же выполнял его приказы, понимая, что действует незаконно.
«Я пытаюсь подобрать какие-то слова и сказать, что мне очень жаль. Но никаких слов недостаточно. И я просто обнимаю ее, потому что это единственное, что я могу сделать», — это написала корреспондент NM Надежда Копту после заседания гражданского суда по иску жен турецких учителей, которые пытались оспорить отказ Бюро предоставить их мужьям убежище в Молдове.
«Дело турецких учителей» — не абстрактное название или штамп, которые придумали СМИ. Это касается каждого жителя Молдовы. Потому что «дело турецких учителей» — яркий пример произвола властей, торжество безнаказанности, которое стало возможным, в том числе из-за безразличия. Это бесчеловечный урок, который должен научить Молдову быть человечней.