«Уже нет цензурных слов»
Как в Молдове открыть онлайн-магазин, и почему бизнес уходит в «серую зону»
«Уже нет цензурных слов»
Как в Молдове открыть онлайн-магазин, и почему бизнес уходит в «серую зону»
В Молдове эпидемия COVID не только способствовала росту онлайн-коммерции, но и резко обострила все проблемы в этой сфере, которые копились годами. Одна из основных — крайне размытая в законе формулировка «онлайн-магазина». NM разбирался, почему в Молдове торговля в интернете много лет остается в «серой зоне», почему у предпринимателей «уже нет цензурных слов для описания всего этого цирка с авторизациями», и почему власти Молдовы многие годы тормозят развитие в стране онлайн-экономики.
За пределами закона
Торговля в интернете много лет остается в Молдове в «серой зоне» государственного регулирования, в том числе налогового. При этом в стране с 2004 года действует закон «Об электронной торговле». Правда, первоначальный вариант этого закона был фактически калькой директивы Европарламента и Евросовета 2000 года. К молдавским реалиям его адаптировали в 2017 году, а в феврале 2018 новый вариант закона вступил в силу.

Но в обновленной версии сохранилось много размытых формулировок и белых пятен: например, вне регулирования остались многочисленные магазины в социальных сетях, в том числе, в Facebook и Instagram. В 2018 году в закон внесли очередные поправки, но они вновь не коснулись онлайн-торговли через социальные сети.

При этом крупные соцсети стали предоставлять своим пользователям инструментарий для продаж и бизнеса. В Facebook с 2016 года действует внутренний marketplace (онлайн-площадка, собирающая и систематизирующая информацию о товарах и услугах разных компаний, зарегистрированных в сети). В 2017 году появилась платформа Business.instagram, а в 2018 свой сервис для оптимизации продаж и услуг запустила сеть ВКонтакте.
Проблемы
Проблемы в сфере онлайн-торговли, как отмечают участники рынка, копились годами и резко обострились во время эпидемии, когда в Молдове значительно выросли востребованность и объемы заказов по интернету.
При этом, отметим, из-за отсутствия методологии сегодня практически невозможно посчитать объем онлайн-торговли в Молдове. Есть внутренние подсчеты банков на основе проведенных через них онлайн-транзакций, но обычно это закрытая информация. Кроме того, немалая часть онлайн-магазинов принимает оплату наличными или через POS-терминалы.
Но вернемся к проблемам. Одна из основных — крайне размытая в законе формулировка «онлайн-магазина». В молдавском секторе интернета в принципе нет четкого набора признаков, которые позволяют разделить онлайн-магазин и «витрину» (сайт, который просто информирует о товарах и ценах, но не позволяет заказывать их и оплачивать онлайн). При этом такие признаки очень легко обозначить, отметила главный менеджер национального marketplace Василиса Смирнова.
Если заказ можно оформить через сайт, то есть там есть то, что называется корзиной, скриптом, который собирает заказанные вами товары, считает цены, скидки, позволяет оформить платеж и доставку, то это однозначно интернет-магазин. Если это некий сайт-визитка или сайт-портфолио, где есть товары и цены, но дальше все сводится к контактным данным: телефон, e-mail или директ (личные сообщения), — то это не может быть онлайн-магазином, потому что отсутствует основной элемент— продажа и оплата товара.
Василиса Смирнова, главный менеджер национального marketplace
Размытость формулировок в законе, кроме прочего, приводит к их разночтению, причем не в пользу бизнеса. Как рассказала NM владелица молдавского онлайн-магазина Ольга Пенченкова, часто бывает, что их штрафуют «за что-то, а потом объясняют, как надо было правильно делать, при этом многие законодательные нормы электронных платежей настолько обтекаемы, что их можно трактовать массой разных способов».

Еще одна цепочка проблем, по словам Ольги Пенченковой, связана с высокой стоимостью открытия и работы этого бизнеса. Запуск онлайн-платформы, отметила она, обойдется до €5 тыс., затем до €500 в месяц (в зависимости от объема товаров) будет стоить продвижение на рынке. Кроме того, отметила она, банки установили «совершенно драконовские условия» в сфере интернет-платежей и приема карточных оплат на сайте (официально это называется «модуль e-commerce»). А еще, по словам Пенченковой, мэрия Кишинева в 2,5 раза подняла плату за авторизацию онлайн-магазина.

Основные проблемы онлайн-торговли, по мнению участников рынка, можно разделить на несколько блоков.
Е-commerce и банковские условия
Как выяснил NM, только четыре молдавских банка предоставляют услугу e-commerce (электронная коммерция) — Moldova Agroindbank, Victoriabank, FinComBank и Moldindconbank. Кроме того, с 2015 года на рынке присутствует Paynet — сервис финансового процессинга по картам и платежным системам, который начал составлять серьезную конкуренцию банкам в этой сфере.
Цена обслуживания
Условия e-commerce, которые предлагают банки, напрямую зависят от оборота компании: чем ниже оборот, тем выше процентные ставки, и наоборот — чем выше оборот, тем ниже ставки.

Также условия зависят от степени «рисковости» бизнеса. В этом Молдова подчиняется правилам, установленным системами VISA и Mastercard, и выделяет четыре уровня «рисковости»: высокий, средний, малый и «отказный» (в последнем случае банки просто отказывают в сотрудничестве). С каждой проведенной транзакцией при купле-продаже онлайн банки взымают «страховой депозит», размер которого зависит от степени «рисковости». Эти «депозиты» банки удерживают у себя в течении полугода.

Как отметила Ольга Пенченкова, эти ежедневные «откусывания» от оборота ограничивают предпринимателя в распоряжении своими средствами. И в этом есть некий парадокс: чем активнее работает онлайн-бизнес, тем больше денег он отдает банку в «страховку» на полгода.

К высокорисковым относят несколько сфер бизнеса:
Ставки и все, что с этим связано, в том числе азартные игры;
Аптеки и фармакологический бизнес (включая БАДы);
Сигареты и все, что связано с табачными изделиями;
Телемаркетинг в любом виде;
Матримониальные и эскорт-сервисы (в Молдове такой вид деятельности не включен в официальный классификатор, поэтому официально его не существует).
Ставка процессинга для компаний из этих сфер бизнеса составляет в среднем 15%. То есть, с каждой 1000 леев продаж 150 леев на полгода остаются в банке.

Компании среднего уровня риска, как правило, определяют сами банки с помощью финансового комплаенс-контроля (на соответствие внутренним и внешним финансовым нормам и правилам). В Молдове, например, поводом для занесения в эту категорию становится дороговизна средней покупки (среднего чека). Ставка за услугу e-commerce для таких компаний в среднем — 10%. То есть с каждой 1000 леев продаж 100 леев автоматически на полгода переходят банку.

К компаниям низкого уровня риска, как правило, относят малый бизнес, если его финансовая отчетность не вызывает сомнений и вопросов. Для них ставка — 5%. И, соответственно, 50 леев с каждой 1000 леев продаж.
Цена транзакции
Еще более сложная система градации существует для определения стоимости транзакции (то есть, сколько денег банки берут за проведенный через них платеж за покупку онлайн).

- Если платеж проводят по карте того же банка, который осуществляет e-commerce, то стоимость транзакции составит в среднем 1,9% — 2,2% от суммы покупки.

- Если по карте другого молдавского банка — от 2,5% до 2,8%.

- Если по карте не молдавского банка (кроме банков США) — от 3,0% до 3,3%.

- Если по карте системы American Express (эмитируется только банками США) — от 3,1% до 3,4% (многие молдавские банки не могут принимать платежи с карт AMEX).

Таким образом, с покупки на 1000 леев банки удерживают от 50 до 150 леев «страхового депозита» и от 19 до 34 леев за транзакцию. Итого, средняя «стоимость транзакции» при покупке онлайн в Молдове колеблется от 6,9% (низкорисковому бизнесу платят молдавской картой того же банка) до 13,3% (среднерисковому бизнесу платят не молдавской, но и не американской картой). Это, если не брать в расчет самый «плохой» (практически нереальный) вариант, при котором предприниматель теряет до 18,4% от суммы покупки — когда высокорисковому бизнесу платят американской картой AMEX.
В Moldindconbank, объясняя необходимость «страхового депозита», отметили, что есть «некоторые аспекты», которые не учитывают предприниматели.
В первую очередь речь идет о финансовой безопасности, так как, если покупатель будет недоволен купленным товаром или его качеством, то ответственность за возврат денег (chargeback), по правилам международных платежных систем, лежит на банке, который предоставляет услугу e-commerce.
Владислав Стришкэ, глава отдела маркетинга Moldindconbank
Именно для таких случаев, добавил Стришкэ, и предусмотрен «страховой депозит, который удерживает часть денег на отдельном счету в течение определенного времени, после чего они переходят продавцу».

Что касается стоимости транзакции, то, по словам главы маркетингового отдела, она тоже «во многом базируется на требованиях международных платежных систем, и банк не может опустить стоимость ниже, сделав свой сервис убыточным».

Кроме того, как подчеркнул Стришкэ, есть еще «критически важная проблема обеспечения безопасности самих транзакций». Поэтому банк не со всеми готов заключить контракт e-commerce. Например, важным условием, по его словам, является качественно сделанный сайт интернет-магазина, а «сделанные наспех шаблонные проекты» банк отклоняет из-за их небезопасности.

И это часть «процедуры проверки и жестких требований к качеству бизнеса, которые тоже повышают стоимость услуги e-commerce и не всегда находят понимание у бизнеса», отметил глава отдела маркетинга Moldindconbank. Он добавил, что процедура открытия e-commerce долгое время действительно была весьма длительной, но сейчас банк ее упростил и сократил по времени.
Местные сборы (авторизация)
Бизнес тем временем еще одной проблемой называет авторизацию, которую должна получить в местных органах власти компания или фирма, открывшая онлайн-торговлю. Согласно молдавскому Классификатору видов экономической деятельности (Clasificatorul Activităților din Economie — CAEM), торговля онлайн подпадает под пункт 47.91 — «розничная торговля через фирмы, выполняющие заказы по почте и через интернет».

Стоимость авторизации устанавливают местные советы. При этом, на этот счет нет никаких регламентов или нормативных актов, и местные власти тут действуют исключительно по своему усмотрению. Поэтому стоимость авторизации в разных населенных пунктах отличается в разы и колеблется от 1,8 тыс. в год (в Оргееве) до 10 тыс. (в Кишиневе). При этом, судя по находящейся в открытом доступе информации и документации местных мэрий и советов, в большинстве районов и городов Молдовы такого сбора вообще нет.
Интерактивная карта по районам Молдовы
По мнению Василисы Смирновой, такой хаос в регулировании онлайн-торговли нарушает положения закона «О конкуренции» и провоцирует предпринимателей уходить в «серую зону» или, используя законодательную неразбериху, перерегистрировать юридические адреса своих компаний там, где местных сборов нет или они минимальны. Василиса Смирнова считает сумму годовой авторизации 10 тыс. леев «избыточной и абсурдной, учитывая, что в 16 км от Кишинева, в Яловенах, подобная авторизация стоит 3 тыс. леев, а в 27 км, в Страшенах, — 2,5 тыс. леев».

При этом год назад авторизация на онлайн-торговлю в Кишиневе стоила 4 тыс. леев, и это было сопоставимо со стоимостью такой авторизации в Бельцах, Ниспоренах или Унгенах. Управление финансов столичной мэрии, предлагая поднять в 2020 году стоимость авторизации в 2,5 раза, отметило, что это пополнит столичный бюджет более чем на 2 млн леев.

Согласно официальной информации, отметим, в прошлом году в столичную мэрию за авторизацией на онлайн-торговлю обратились 346 предпринимателей.

В мае этого года столичные власти внесли коррективы в систему местных налогов и сборов и установили нулевую ставку на авторизацию на торговлю онлайн «в период действия чрезвычайного положения». Режим ЧП в Молдове, напомним, действовал с середины марта до середины мая, после этого власти ввели режим ЧП в сфере общественного здоровья, который действует до сих пор.

Один из кишиневских предпринимателей, ранее оплативший годовую авторизацию на онлайн-торговлю, рассказал NM, что обратился в мэрию с просьбой разъяснить, вернет ли мэрия в связи с майским решением переплаченные за авторизацию деньги. В мэрии ответили, что переплаченную сумму зачтут в счет следующих платежей за авторизацию, что является нормальной практикой в таких случаях.

При этом другие предприниматели рассказали NM, что у них принимали платежи за авторизацию уже после решения местных властей о временной нулевой ставке. По словам одного предпринимателя, который настоял на анонимности, у него «уже нет цензурных слов для описания всего этого цирка с авторизациями и решениями, которые принимают чуть ли не задним числом».
Сколько стоит онлайн-магазин в Молдове (по опросам предпринимателей)
Оцифровка по-молдавски
В конце мая этого года министерство экономики представило на общественное обсуждение проект Дорожной карты ускорения оцифровки национальной экономики и развития электронной коммерции. Проект, кроме того, отправили напрямую всем крупным экономическим акторам молдавской экономики. Официально комментарии и предложения к проекту принимали до 8 июня. На сайте, где была опубликована Дорожная карта, за это время появился только один комментарий.

Но, по информации NM, документ активно обсуждали ключевые экономические игроки и бизнес-ассоциации, которые отправили в министерство много предложений для диджитализации экономики и оптимизации онлайн-торговли. При этом, по словам некоторых предпринимателей, они вообще не поняли конечных целей этой Дорожной карты, которые прописаны общими словами, без всякой конкретики.

В то же время, по мнению Василисы Смирновой, в этом проекте есть «много здравых идей, например, внедрение системы M-pay для всех государственных услуг или интересная система ваучеров для разработки интернет-сайтов». Но, как отметили бизнесмены и эксперты, с которыми общался NM, прошло уже два месяца, а министерство ничего не сообщило ни о судьбе Дорожной карты, ни о судьбе предложений, которые высказал бизнес.
Ольга Пенченкова считает, что в конечном итоге эта «цифровая стратегия» минэкономики никак не поможет малому бизнесу, который в нынешних условиях должен «искать собственные пути для развития», не ожидая какой-то серьезной помощи от государства, что большинство владельцев малого бизнеса сегодня и делают.
Доктор экономики Татьяна Ларюшина тоже скептически относится к Дорожной карте минэкономики, считая, что в итоге документ постигнет участь знаменитых стратегий «Молдова-2020» и «Молдова-2030» (NM писал об этом в материале «Молдова ни о чем. Почему у нас не Сингапур и даже не Грузия»).

Ларюшина отметила, что в Молдове долгое время тормозилась мировая тенденция к смене всей экономической парадигмы в сторону диджитализации (цифровая трансформация бизнеса, экономики и общества) и всеобщего ухода в онлайн. Основная причина, по словам эксперта, — тот факт, что «онлайн-экономика гораздо более проста и прозрачна. Это ударяет по сложившейся в Молдове системе малоэффективного государственного аппарата и почти полностью ликвидирует взяточничество».

Коронавирус, по мнению эксперта, «показал, что возврата к прошлому уже не будет». Поэтому, как отметила Ларюшина, в этой ситуации особенно важна консолидированная позиция бизнес-сообщества, которая должна исключить обычную для Молдовы практику «бумажных стратегий».
Именно бизнес должен стать сегодня двигателем позитивных перемен в экономике. А, учитывая, что в Молдове достаточно развитая и качественная IT-инфраструктура, эти перемены можно провести в жизнь довольно быстро и успешно.
Татьяна Ларюшина, доктор экономики
Текст: Александр Макухин
Оформление: Кристина Демиан
Фото: ua.news
x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: